Русский Журнал / Вне рубрик / Сумерки просвещения
www.russ.ru/ist_sovr/sumerki/20020520.html

В поисках здравого смысла
Надежда Шапиро

Дата публикации:  20 Мая 2002

...А мечта у меня простая. Выпускаем из одиннадцатого класса толкового человека. Этот человек уже знает, чем хочет заниматься в самостоятельной жизни, и кое-что сделал для будущего. Если собирается в историки - почитал исторические книги, послушал выступления серьезных специалистов, выбрал вуз и факультет, готовится к экзаменам: прорабатывает пособия, учит даты, может, даже тренируется произносить монологи на исторические темы. Будущий архитектор чертит и рисует, будущий экономист решает задачки, штудирует учебники по обществознанию или праву... А к экзамену по русскому языку никто, кроме будущих филологов, не готовится. И не потому, что экзамен отменили. (Кто же не знает, что без владения языком нет специалиста, что единое культурное пространство создается прежде всего общностью языка - как сказал современный лингвист, "когда на таком языке-айсберге, как русский, перестают говорить грамотно и вразумительно, это не трагедия языка, тем более не трагедия речи, это трагедия нации".) А потому, что школу окончили люди, которых десять, а то и одиннадцать лет учили читать и писать, понимать прочитанное, связно, грамотно и убедительно выражать свои мысли. И знать, в какой книге можно найти значение непонятного термина, где выяснить, как пишется слово и как расставить знаки препинания в сложном случае. Если учили хорошо и учились они по-честному, какая еще нужна специальная подготовка? Но, разумеется, не у каждого все так удачно складывается. Бывает, что человек только к шестнадцати годам вдруг опоминается - и давай наверстывать. А бывает, и довольно часто, что учителей не хватает и уроки русского просят вести биологов, а то и физкультурников (хотя, надо сознаться, и диплом педагога-филолога не гарантирует качества). Тогда, конечно, понадобятся дополнительные труды, может быть, даже занятия с репетитором. Но - и это очень важно - все усилия будут направлены на обучение, а не на подготовку к конкретному экзамену в конкретный вуз.

А это совсем не одно и то же.

Дело в том, что нынешние высшие учебные заведения, как сговорившись, придумывают свои наборы необходимых знаний, экзамены по русскому языку разительно отличаются и содержанием, и формой, а роднит их только одно: равноудаленность от того, что подсказывает здравый смысл.

Например, в Российском государственном университете нефти и газа им. И.М.Губкина, видимо, полагают, что будущим нефтяникам и газовикам совершенно необходимо умение правильно - слитно, раздельно или через дефис - писать без словаря такие термины смежных специальностей, как экспрессивно/окрашенный стиль, древне/верхне/немецкий язык, статс/дама, или уже совсем незнакомые современным подросткам сочетания вроде банно/прачечного комбината, общественно/необходимого труда или морально/устойчивого человека. Но и это не самое удивительное. Потому что абитуриентам предлагаются для проверки грамотности такие не существующие в русском языке, выдуманные и противоестественные сочетания, как стриженная хозяином собачка, суженый жених, неодолимые ранее препятствия, девочка несмышлена или преподавательница взвинченна, а также то, чего никто не понимает, чего вообще нельзя написать, например, остро/воспитательный процесс, максимально/приблизительный подход, в/силу аттестации и даже - внимание! - нежданно/то/негаданно не дерутся.

Судьба абитуриента, поступающего в Государственный университет - Высшую школу экономики, может зависеть от того, как он напишет несуществующее слово жарево. И опять не/кошенный косцами луг, никем не/победимая армия. И нарочито нелепые предложения, весьма отдаленно напоминающие русские, но на специальную тему, и будущий экономист должен решить, ставить ли знаки на месте цифр: Нам, экономистам, ясно одно: эта тема интересна как студенту-первокурснику, так и теоретикам и банкирам-практикам, и рядовым гражданам, порой размышляющим над тем, куда поместить свои сбережения. Вексель -1- как ценная бумага -2- возникает позже в 12-м веке -3- и -4- имеющий хождение в сфере международных расчетов -5- распространяется во внутреннем товарообороте стран.

А в РГГУ (нам уже случалось о нем писать), видимо, полагают, что все будущие экономисты, а также психологи, политологи и архивисты, должны угадать, какие знаки препинания нужно расставить в сложном тексте, который полтора века назад написал русский классик, но который специально к экзамену усложнил и дополнил, иногда до полной потери связности и смысла, экзаменатор. Ловушки расставлены в местах, где нормальный грамотный человек по своей воле нипочем не окажется.

И тем не менее вузы проявляют озабоченность языковой культурой своих будущих студентов. Но и это делают, мягко говоря, своеобразно. Например, дается пять предложений, и надо правильный вариант обозначить одной цифрой, а неправильный - другой. Количество правильных и неправильных предложений и характер возможной ошибки не оговариваются. Нетрудно представить себе неглупого и не безграмотного человека, который не сообразит, что в предложении На пруду баба колотила белье все в порядке. Просто уже непонятно, что именно делала эта странная баба с бельем. А в предложении На завтрак были бутерброды с вкусным салями, наоборот, допущена ошибка, потому что данное заимствованное несклоняемое существительное, в отличие от большинства других, причислено к женскому роду (узнать это абитуриенту неоткуда, поскольку ни рекламе, ни этикеткам, как известно, доверять не приходится, а в большинстве доступных словарей это слово еще вообще не зафиксировано).

Но ведь поступают же люди в высшие учебные заведения, пробираются сквозь препоны, аудитории не пустуют. О чем тревожиться?

Во-первых, умножающийся абсурд нашу жизнь не красит. Во-вторых, ситуация, когда судьбу человека решает очень конкретное, частное и при этом нередко совершенно бесполезное знание, благоприятна для всевозможных махинаций. А в-третьих, такого рода экзамены очень вредят делу государственной важности - мешают учить детей русскому языку и вынуждают вместо этого заниматься нервозным натаскиванием, поселяют в учениках недоверие к учителям, неспособным мгновенно ответить на каверзный тестовый вопрос и заглядывающим в словарь или справочник. Ученик, как правило, уверен, что самое главное знание - то, которое нужно для поступления в институт. И наоборот, то, что не нужно для поступления, представляется не слишком существенным.

Так что и система приоритетов и ценностей в сознании наших детей оказывается в прямой зависимости от того, с чем придут к близящимся вступительным экзаменам предметные комиссии вузов. И тут есть о чем подумать и что обсудить...