Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / Сумерки просвещения < Вы здесь
Подарки для репетитора
Работу репетиторам дают школьные инспектора и проверяющие

Дата публикации:  23 Мая 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Необходимость реформ российского образования чаще всего обосновывают колоссальным и растущим разрывом между школой и вузом. Этот разрыв заполняют, по мнению реформаторов, репетиторы и взяточники из приемных комиссий, присваивая себе миллиарды рублей и миллионы долларов.

Так кто же виноват в том, что "нормальному" школьнику трудно справиться с вузовскими вступительными (а иногда и со школьными переводными) экзаменами? Почему для подготовки не хватает усилий школьных учителей?

В сильно неформальной обстановке майских праздников два учителя - "специалист" по выпускникам и "начальница", то есть та самая "первая учительница" начальных классов - так увлеклись обсуждением профессиональных проблем, что полностью выключились из окружавшей компании. И, как нам показалось, мы совместными усилиями докопались до истинных причин абитуриентских проблем.

В последние 5-6 лет учителю выпускных классов действительно стало труднее готовить школьников к вузовским вступительным экзаменам. Тем не менее приходится соблюдать традицию - ведь до сих пор выпускники нашего Колмогоровского интерната при МГУ поступают практически все - и без репетиторов.

Главная трудность вузовских экзаменов для "нетренированных" школьников -вовсе не в завышенных требованиях по предмету. Привычные к умственной работе подростки способны за месяц "без отрыва от школы" выучить все, что нужно знать дополнительно к минимальной школьной программе по естественным наукам. Проблема в том, что школьные отличники не умеют решать задачи. Точнее, они решают, и быстро - но "свою" задачу, а совсем не ту, что предлагает автор. Просто они решают то и так, что и как успели понять из кое-как прочитанного условия. То есть старшеклассники читают одну задачу, а решают совсем другую - исходя из собственного понимания ее текста. По правде сказать, опытные составители задач интуитивно этим пользуются - и создают большие проблемы абитуриентам на простейшем материале 8-9-х классов.

Типичный пример. Много лет абитуриентам химического факультета МГУ предлагается следующая задача:

"Обсудите возможность взаимодействия между следующими веществами: (перечислены две-три пары реагентов). Напишите уравнения возможных реакций, укажите условия, в которых они протекают (агрегатное состояние веществ, растворитель, температура и т. д.). Если реакции могут приводить к различным продуктам, укажите, в чем состоит различие в условиях проведения этих процессов".

Условие вполне прозрачно намекает, что для каждой пары реагентов нужно написать не менее двух реакций, приводящих к различным продуктам. Большинство абитуриентов этого не замечает - ограничиваются одной реакцией и не набирают драгоценные баллы.

Еще труднее дается даже интеллектуально развитым школьникам анализ решения задачи. Традиционно с огромным трудом мы осваиваем технику решения некорректных задач (такие, к сожалению, встречаются во всех вузах) - здесь нужно аргументированно доказать "мудрому доценту", составившему "кривую" задачу, свою правоту 1.

Все эти проблемы можно было бы считать частным случаем, но именно из-за них российские школьники в обследовании Program for international student assessment (PISA) заняли по математике и естественным наукам места с 26 по 29 из 32 стран 2. Обследование показало, что наши школяры не умеют формулировать проблему и выбирать оптимальные математические средства для ее решения, обсуждать результаты и отстаивать правильность своего подхода.

Все упомянутые проблемы существенно усугубились за последние годы. Об их источнике мы, работающие со старшеклассниками, начали догадываться, слушая рассказы учеников о "показательных" уроках в их "нормальных" школах (у нас в интернате таких уроков "для комиссии", к счастью, нет). Недавно, слегка озверев от выданных мне ответов "не по делу" в текущей самостоятельной работе одиннадцатиклассников, я (В.З.) предложил классу: "Поднимите руки, кто в первых классах быстрее всех читал и считал". Получилось полное соответствие - самые быстрые и решали задачи "мимо вопроса".

Ну конечно, это ведь мои (Е.К.) подросшие "лидеры"! Все действительно начинается в начальной школе...

Учитывая перенасыщенность школьной программы, учитель стремится за один урок дать детям как можно больше новых понятий, выполнить массу упражнений на повторение пройденного материала, на закрепление новой темы и еще, и еще, и еще... К концу такого урока учитель чувствует себя совершенно обессилевшим, но счастливым: так много успели сделать! Ведь с институтской скамьи будущие педагоги усваивают, что урок нужно насытить разнообразным материалом и давать в хорошем темпе. Вот в течение урока учитель и твердит детям: "Быстрее, быстрее!" Быстрее думайте, быстрее отвечайте, быстрее выполняйте... Особенно важен высокий темп и насыщенность урока для всевозможных проверяющих (инспекторов), от которых зависит разряд (то есть карьера и - чего уж скрывать - зарплата) учителя.

Но если учитель ориентируется не только на "вышестоящих", а успевает следить за детьми, он может обнаружить, что насыщенный урок обеспечивают не более четверти школьников - "лидеры" - те, кто быстрее всех читают, кто первыми поднимает руку. Нередко эти дети вскидывают руки уже при словах: "А сейчас решим задачу". Хорошо, когда учитель отреагирует на такой "досрочный" ответ и спрашивает у поднявшего руку: "Ну и что же у тебя получилось?" Только тогда школьник догадывается о своей необоснованной спешке. Очень часто "лидеры" преуспевают в скоростном чтении "по секундомеру" и неплохо пересказывают прочитанное. При этом они, как правило, теряются, если попросить их оценить поведение кого-либо из героев прочитанного "на скорость" текста. Постепенно у таких "лидеров" формируется уверенность в собственном превосходстве - и они перестают трудиться на уроках. Но самая главная опасность их подстерегает в другом - их модель учебного поведения строится по принципу: зачем дослушивать вопрос до конца, если я и так знаю ответ. Постепенно эти "звездочки" начинают тускнеть на фоне тех одноклассников, которые работают под руководством учителя (если учитель не забывает о более "медленных" школьниках). В старших классах хорошая природная память позволяет "лидерам" быстро усвоить стандартные алгоритмы ответов и решения тех же задач. Но в их подсознании остается уверенность, что скорость - главный критерий успеха.

Подобные "лидеры" концентрируются затем в специализированных старших классах школ, отбирающих учеников с повышенным уровнем интеллекта.

Для репетиторов такие абитуриенты - хороший подарок. С ними можно работать вполне честно, договариваясь об оплате "в случае поступления". Ведь их нужно учить не тонкостям предмета, а всего лишь умению не только читать, но и понимать условие задачи, умению, потерянному ради "красивых" уроков.

Гораздо печальнее, что в погоне за темпом урока формируются не только "лидеры", но и "тугодумы". Это вполне нормально развитые дети - но с другим темпераментом, а точнее - темпом. Если ученик старается продумать свой ответ, проговорить его в уме, прежде чем сказать учителю да еще перед всем классом, высокий темп скоро становится для него мучением. И в какой-то момент такие ученики перестают и пытаться успевать за "лидерами" и учителем, а потому перестают понимать и дальнейшие объяснения. Они могут получать приемлемые для существования в школе оценки за счет "тупой" зубрежки формул и стандартных алгоритмов.

Добросовестный репетитор возьмется подготовить такого абитуриента только в том случае, если занятия с ним начинаются не менее чем за год до вступительных экзаменов, - ведь нужно найти ту точку, где было потеряно понимание предмета и с которой началось отставание. А затем можно пройти весь "потерянный" материал в темпе, лишь немного уступающем "правильному" для показательных уроков.

Закомплексованные в начальной школе "тугодумы" обеспечивают работой репетиторов "низшего звена" - готовящих к сдаче экзаменов за 9-й класс и просто помогающих не отставать в обычной школе. И уже появился устойчивый спрос на репетиторов для учеников начальных классов!

Таким образом, большинство репетиторов находят себе работу благодаря ориентации школы на сиюминутные результаты - красивый урок, текущая контрольная, переводной и выпускной экзамен. Принятые формы аттестации учителей, а также модный конкурс "учитель года" ориентируются прежде всего на показательные уроки. На таких уроках учитель, раздающий детям задания разного уровня сложности (каждому - согласно его личному темпу), смотрится не так ярко, как "артист" у доски, играющий урок-спектакль совместно с несколькими "лидерами". Единый госэкзамен в этой ситуации не является спасением - ведь на основании его результатов нельзя аттестовать учителей начальной школы, в которой и формируются "лидеры" и "тугодумы" - будущие "подарки" для репетиторов.

Примечания:

Вернуться1 Загорский В.В. Некорректные конкурсные задачи. Химия и жизнь, 1994 #10, с.64-66; #11, с. 64-65

Вернуться2 Гурина А. Между Лихтенштейном и Латвией (Русский Журнал)


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Андрей Ланьков, Валютная Аркадия современного образования /22.05/
Часть 3. Одна из особенностей жизни и работы западного преподавателя - огромное количество бумаг, которые ему приходится писать. Вещи, которые в советские времена легко решались разговором в коридоре, в Австралии сплошь и рядом требуют письменного оформления.
"Как в прошедшем грядущее зреет..." /21.05/
Какие основания имеет под собой утверждение "советское среднее образование было лучшим в мире"? Это ностальгия, иллюзия, агитация? Что было на самом деле - отдельные учителя, уникальные школы или - система? Эту темы обсуждают физик Елена Говорова и преподаватель химии Лидия Шендерович, выпускницы 175-й московской школы.
Надежда Шапиро, В поисках здравого смысла /20.05/
Система приоритетов и ценностей в сознании наших детей оказывается в прямой зависимости от того, с чем придут к близящимся вступительным экзаменам предметные комиссии вузов. И тут есть о чем подумать и что обсудить...
Вячеслав Загорский, У нас было полгода на обсуждение "образовательных стандартов" - ну и что? /13.05/
Существует устойчивое мнение, что "Обязательный минимум" по каждому предмету нужен, чтобы не заставлять будущих пушкиных учить химию и физику, а "быстрых разумом ньютонов" не утомлять грамматикой. Пусть уж тогда "Минимум" будет как можно минимальнее, а своих учеников я так учить все равно не стану.
Евгений Сабуров, В образовательной колонии /12.05/
Любой учитель, убежденный в правоте свой миссии, строит речь не для наиболее логичной передачи информации, а для заряжения учеников восторгом перед открывающейся истиной. Обольщение - блестящий прием, не дающий нужного образовательного эффекта. Это не педагогика.
предыдущая в начало следующая
Елена Корчагина
Елена
КОРЧАГИНА

Вячеслав Загорский
Вячеслав
ЗАГОРСКИЙ
Доцент химфака МГУ
zagor@kinet.chem.msu.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Сумерки просвещения' на Subscribe.ru