Русский Журнал / Вне рубрик / Сумерки просвещения
www.russ.ru/ist_sovr/sumerki/20020531.html

Приглашение на белом листе
Татьяна Базжина

Дата публикации:  31 Мая 2002

Лично я никогда не буду голосовать за Геннадия Андреевича Зюганова. И другим не советую. Это отнюдь не досрочная агитация против лидера коммунистов - до выборов, слава богу, еще время есть и можно пожить спокойно. И не апробирование новых политтехнологий. Это личное мнение, сформированное не под влиянием информационных выпусков, которые в течение трех дней только о том и рассказывали, кого коммунисты уволили и как эти экс-коммунисты обустроят в дальнейшем свою политическую судьбу. Просто я получила приглашение на конференцию в Орловский университет - не так давно он был простым черноземным пединститутом, где Геннадий Андреевич, как он сам не единожды рассказывал, постигал математические дисциплины, правда, потом его увлекла партийная жизнь настолько, что он стал доктором то ли философии, то ли социологии, а про альма-матер забыл. Тем временем институт, вскормивший главного ленинца страны, развивался и даже, как видите, получил статус университета, кипит там научная жизнь, в которой и приглашают принять участие всех желающих. Нужно для этого написать тезисы на бумаге белого цвета формата А4 через полтора интервала, вписать туда черной ручкой или тушью латинские буквы и не поставить в конце названия точку. После этого пойти на почту и отправить конверт по адресу, указанному в этом информационно-образовательном письме.

Разглядывала я разглядывала это странное приглашение, да и задумалась. Во-первых, о том, что никогда, видно, не будут учить в наших пединститутах культуре общения. Пишут-то русисты русистам, так зачем же коллег, с которыми собираешься обсуждать научные проблемы, столь явно подозревать в безграмотности. Любой выпускник школы знает, что в конце темы сочинения точка не ставится, а чем же название тезисов хуже? Во-вторых, я поняла, что компьютерная технология так и не заменила в Орловском пединституте меловую, как принято нынче выражаться, иначе не погнали бы меня на почту, а написали бы электронный адрес, по которому можно было бы с коллегами переписываться, вопросы задавать и информацию получать. А коль гонят на почту, то... И это - в-третьих, нет в Орловском пединституте компьютеров и электронных адресов, может, один и есть, но не для всеобщего пользования, а для отчетности, дескать, и мы тоже оснастились и тоже овладеваем. И проблема совсем не в том, что мне трудно на почту сходить, не так уж это и далеко, метров триста, а в том, что из современного педагогического университета выходят специалисты, которые будут работать в школе XXI века, но которых нужно для этого "доготовить", то есть поучить еще - на этот раз компьютерной грамоте. Значит, и это - в-четвертых, расходуем мы бюджетные средства нерентабельно, коль скоро предстоит на молодого специалиста еще раз деньги тратить. А в-пятых, даже молодой учитель, недавний выпускник университета, не сможет избежать участи своих старших коллег, которые жалуются на то, что ученики их куда более информационно продвинуты, нежели они сами, что трудно им уследить за тем шквалом новостей в разных областях знания, которые успевает ухватить пытливый детский ум. Почти на каждом педагогическом сборище обсуждается эта тема. Она, видно, из разряда вечных - тем, кто придет на эти собрания педагогов лет через пять, тоже будет о чем поговорить. Наконец, в-шестых: если мы так обеспокоены появлением компьютеров в сельских школах, может, заодно обеспокоимся и тем, чтобы они появились и в пединститутах, хоть и стали они называться университетами. Все федеральные программы нацелены на создание равных условий для детей из отдаленных районов, об их будущих учителях никто думать не собирается. Создается впечатление, что люди, вершащие перемены в образовании, являются последовательными и убежденными мизологами, то есть принципиальными ненавистниками логики, а потому и проблемы, стоящие перед образованием, решаются логике наперекор. Самый разумный путь компьютеризации страны - наводнить компьютерами пединституты. Привыкаешь к удобствам очень быстро, и молодой педагог уже не сможет обойтись без этого технического приспособления. Поедет в сельскую школу и инструмент свой рабочий привезет, да еще и учеников с ним работать научит. Но логичный путь - простой, а в России ценятся сложные решения, иначе чем объяснить укоренившую привычку сначала создать себе трудности, а потом с успехом преодолевать их...

А за Геннадия Андреевича я голосовать не буду потому, что человек, который не может помочь своему родному институту, вряд ли поможет моей стране. Пусть он сколь угодно цветисто убеждает, что сделает всех нас счастливыми и богатыми, я не поверю ему, потому что у него не хватает сил и средств сделать богатым и счастливым тот институт, в котором его когда-то бесплатно учили, но которому теперь надо помогать материально. И сколько ни убеждай меня во всеобщем счастье, я в него не поверю, покуда буду ходить на почту с листами белой бумаги без точки в конце.