Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / Сумерки просвещения < Вы здесь
"Химера" в Китеже, или Как рождается учитель
Дата публикации:  27 Июня 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

За каждое удовольствие надо платить - ну и кому не известна эта максима? А если это удовольствие - поработать педагогом, да еще летом, да еще в свой отпуск, в свое свободное от педагогической деятельности время? Да еще заплатить за это? Вы, наверное, издеваетесь, а может, книжек про съедобные грибы мухоморы перечитали, скажет мне читатель, и будет, как водится, неправ.

Каждый год ко мне обращаются с вопросом: как вам удается организовать летнюю школу? вот у нас трудности: то спонсоров найти не можем, то место, то преподавателей. Из года в год я отвечаю на эти вопросы. Давно мне приходила в голову мысль - взять бы да и записать их, но каждый раз что-то мешало. Этот текст писался (я не ошибся в форме, потому что он писался сам собой) долго - с августа 1997 года по апрель нынешнего. Надеюсь, что он ответит на многие вопросы многих.

Как все начиналось

Своеобразным явлением в советской педагогике стали летние научные школы для старшеклассников. Предпосылкой их возникновения была политическая "оттепель" 60-х годов и необходимость обеспечить высококвалифицированными кадрами военно-промышленный комплекс.

В 1963 г. по инициативе известного математика академика А.Н.Колмогорова были открыты специализированные школы-интернаты при Киевском, Ленинградском, Московском и Новосибирском университетах. А в 1965 г в главном лагере ЦК ВЛКСМ "Орленок" состоялась первая летняя "профильная" смена - для школьников, интересующихся физикой и математикой. Молодые ученые, аспиранты и студенты нашли одну из самых оптимальных форм работы со своими будущими коллегами - старшеклассниками. И во многих пионерских лагерях появились учебно-научные смены. Наиболее старые летние школы - "Зубренок" (Белоруссия, с 1970 г.), "Интеграл" (Волгоград, с 1972 г.), Красноярская летняя школа (КЛШ - с 1976 г.), "Орбиталь" (Казань, с 1972 г.), Смоленская летняя школа.

Самый традиционный вид летней школы (ЛШ) - учебно-научная смена на базе "пионерского" лагеря, реже - недорогого пансионата. Обычно собственно учебные занятия проходят в виде лекций приглашенных ученых, сейчас все чаще в таких школах работают компьютерные классы. Иногда удается организовать практические работы - в последние годы распространены биолого-экологические полевые исследования, гораздо реже организуются практикумы по физике и химии.

С 1988 г. существует летняя школа МГУ "Химера", с 1989 - Международная компьютерная школа (Летний университет). С 1992 года отделение "Химеры" работает в "Летнем университете", а с 1994 г. появился наш палаточный лагерь в педагогической общине "Китеж" (Барятинский район Калужской области). В 2001 г. мы попробовали сменить название - вместо "сомнительной" "Химеры" более скромное "Поляна". Приживется ли новое имя - посмотрим.

Нам четырнадцать лет

В 1988 г. студенты, аспиранты и сотрудники МГУ решили провести летнюю школу для своих будущих коллег - школьников, успешно выступавших в предметных олимпиадах. К тому времени Московский государственный университет заметно отставал от "периферии" - летние школы для интеллектуально одаренных старшеклассников проводились разными вузами СССР с начала 70-х годов. Поскольку педагогический опыт организаторов первой летней школы МГУ был нулевым, ее назвали "Химерой" - с тайной надеждой, что все-таки получится.

Получилось. Завершены четырнадцать летних сезонов "Химеры". Разрушались и закрывались из-за отсутствия денег арендуемые нами пионерлагеря, а летняя школа - работала. На педсоветах ЛШ приходилось даже обсуждать, как избежать чрезмерного наплыва желающих поехать в школу учиться (школьники) и учить (студенты, сотрудники и преподаватели вузов).

Школьников еще можно понять - многие из них догадались, что ученье - свет, и конкурсы в вузы на естественнонаучные специальности стабильно растут. Гораздо более серьезный вопрос - что нужно в ЛШ студентам? Для них летняя школа - это месяц жизни в палаточном лагере, где необходимо, несмотря на дождь и прочие полевые неудобства, обеспечивать не менее 8 часов в день занятий на двух-трех параллелях. К тому же, чтобы попасть в "Химеру", надо на это удовольствие сначала заработать. Да, наши преподаватели не получают зарплату, а платят за свой труд. Точно как в известном анекдоте про российских ученых: "А что, раз они без зарплаты все еще наукой занимаются, может, с них за это деньги брать?". И берем, поскольку школа с 1994 г. существует без спонсоров. Существует, потому что в ней собираются замечательные люди.

Люди из "Химеры"

Студенты, работавшие за свой счет в "Химере", - не дети "новых русских" и не голодные фанатики науки. Нельзя их назвать и "фанатиками "Химеры" - немногие задерживаются в летней школе больше двух-трех сезонов. Скорее всего, летняя школа для большинства ее молодых сотрудников - лишь ступенька на пути собственного развития. У нынешних студентов нет ни стройотрядов, ни "картошки". И нет поэтому возможности посмотреть на себя с разных сторон, оценить свой "максимум в экстремуме". В "застойное" время, кроме упомянутых "развлечений от комсомола", были популярны дальние походы - за доступную цену можно было проверить себя и в горах, и на бурной реке. Сейчас походное снаряжение по ценам относится к предметам роскоши, да и транспорт по отношению к студенческой стипендии подорожал во много раз.

У летней школы есть существенное преимущество перед перечисленными способами проверки себя и самоутверждения. Будущему математику, физику, химику и т.п. стройотряды и "картошка", да и походы ничего не давали в прямом профессиональном смысле. Совсем другое дело - преподавание. Причем преподавание в режиме свободных программ и свободной конкуренции - в летней школе каждый сам может придумать свой учебный курс и пригласить на него школьников. Но никакое конкретное занятие не является для школьников обязательным - они могут выбрать любой из одновременно стоящих в расписании курсов. Нынешнее поколение российских профессоров еще не привыкло бороться за студентов, но те, кто придет им на смену, должны быть к этому готовы. И "Химера" обеспечивает для такой подготовки почти идеальные условия.

В традиционной педагогике принято считать, что учить других можно, только зная в совершенстве свой предмет, его глубинную суть, поняв его структуру и систему внутренних взаимосвязей (системно-структурный подход). Это, по-видимому, справедливо в случае обстоятельного, систематического учебного курса. Однако в месячной летней школе (реально - не более 20 учебных дней) невозможно дать школьникам исчерпывающие знания ни по какому предмету - скорее их можно только успеть всерьез заинтересовать данной темой. И поэтому самыми успешными преподавателями (при наличии выбора у школьников) оказываются не вузовские доценты, уставшие от своей науки за учебный год, а студенты, только что сдавшие (а иногда и "завалившие") предмет своего преподавания. Еще свежо собственное ощущение новизны, и оно легко передается школьникам. В результате развивается умение делиться своими знаниями, - рождается новый учитель.

За четырнадцать сезонов "Химера" стала первым шагом к учительству для многих. Никто из работавших в ЛШ преподавателей до сих пор не имеет специального педагогического образования. Тем не менее, именно в "Химере" впервые начали преподавать два нынешних кандидата педагогических наук, не менее 6 учителей - лауреатов грантов фонда Сороса, сегодняшние профессиональные преподаватели средней и высшей школы. Московские химические олимпиады все еще проводятся в МГУ благодаря активности студентов "Химеры".

Обычно в лагере ЛШ "взрослых" в 1,5-2 раза больше, чем школьников (если считать взрослыми только что зачисленных в вузы выпускников школы). Такое "разбавление" новичков ветеранами приводит к фактическому отсутствию остроконфликтных ситуаций в летней школе. Это существенно облегчает работу кураторов (вожатых) и преподавателей, обеспечивает неразрывность учебной и воспитательной работы (последней, собственно, никто специально и не занимается).

В отличие от многих других летних школ, мы не столько учим и учимся, сколько живем вместе - взрослые и школьники. Поэтому каждый участник ЛШ, закончивший среднюю школу, должен быть готовым к роли старшего брата (сестры), а если получится, то - воспитателя и учителя. В палаточном лагере все на виду, и любое слово и действие старшего является воспитывающим для школьников. Например, нам пришлось закрыть "преподавательскую курилку", а к запрещенным алкогольным напиткам относится даже интенсивно рекламируемое для молодежи пиво.

В "Химере" всегда довольно много студентов, не являющихся преподавателями. Однако без них летняя школа не может существовать. В лагере постоянно встречаются симпатичные девушки, которые, казалось бы, ничем не заняты. Но это - отдыхающие смены наших "кормилиц", обеспечивающих работу летней столовой, где питаются до 150 человек в день (ЛШ и Китеж). Не преподающие "лица мужского пола" в то время, когда они не заняты столовским очагом, проводят время либо с топором на стройке, либо с пилой и колуном у бани. Получается, что у нас есть свой студенческий отряд "коммунистического труда" (были такие в СССР, работавшие без зарплаты для себя лично).

Основа преемственности традиций летней школы - стажеры. Это те участники ЛШ, которые еще не закончили среднюю школу, но либо прибыли в "Химеру" во второй раз, либо закончили 10-й класс Специализированного учебно-научного центра МГУ (знаменитый интернат имени А.Н.Колмогорова). Поскольку в "Химеру-Китеж" в качестве школьников могут попасть только выпускники 9-го, реже 8-го классов (учебная программа ориентирована на них), то старшие (т.е. выпускники 10-го) приезжают уже не учиться, а работать, в том числе и преподавателями. Кстати, чтобы попасть в "Химеру" после окончания 10-го класса интерната, нужно получить рекомендации от его выпускников ("стариков" и "суперов"), бывших в ЛШ раньше.

Школьников-новичков мы набираем на предметных олимпиадах. С каждым обязательно проводят собеседование его будущие кураторы. При этом новичка пугают рассказами про палатки в болоте, жутких комаров и слепней, скудную еду и марш-броски до 50 км в день. Напугать удается многих, зато с оставшимися действительно можно ехать в полевой лагерь. Строгий отбор не случаен - ведь наши приглашенные школьники должны в течение месяца работать "положительным примером" для живущих в лагере ребят из "Китежа", многие из которых недавно были беспризорниками. Юных китежан мы не отбираем, а принимаем такими, какие они есть. Они видят, что их ровесники могут с интересом учиться даже в летние каникулы, и такой пример срабатывает, хотя далеко не сразу.

Тайна ЛШ

"Золотым веком" ЛШ были годы интенсивной работы в России Соросовской образовательной программы. Очень многие наши студенты и аспиранты получали за свою научную работу гранты фонда Сороса и спокойно могли "скинуться на школу". Сейчас подобной массовой финансовой поддержки для студентов нет, и лето - основное время их заработков на следующий учебный год. Поэтому в 2002 году наш лагерь откроется позже, чем обычно, и в нем не будет новых приглашенных школьников. Тем не менее, мы надеемся, что ЛШ будет жить. Ведь палаточный лагерь - самый дешевый и демократичный вариант проведения летней школы.

А моя собственная надежда основана на том, что я знаю самый большой секрет организации подобных мероприятий. Чтобы начать очередной летний сезон, мне, учителю школы и преподавателю МГУ, нужно обратиться к своим бывшим и нынешним ученикам - школьникам, студентам, аспирантам, сотрудникам, которые всегда составляли большинство участников летних школ "Химера". Их много, и им можно доверять - это самый надежный капитал, позволяющий летней школе выжить.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
"Мы знаем, что реформируем" /21.06/
По инициативе ректора ВШЭ Ярослава Ивановича Кузьминова при поддержке Русского журнала в Государственном университете "Высшая школа экономики" прошел круглый стол, посвященный социальным и психологическим проблемам реформирования образования.
Василий Жарков, Запретная тема /18.06/
Модернизация российской системы образования на сегодняшний день упирается в главную проблему - кадровую. Складывается довольно парадоксальная ситуация: только в Москве действует по меньшей мере шесть педагогических университетов и институтов, а уровень выпускаемых ими молодых специалистов с каждым годом становится все ниже.
Катерина Соколова, Глушило и лототрон - реальные итоги модернизации образования /05.06/
Минобраз модернизировал образование: придумал "глушило" и лототроны. Но зря чиновники надеются, что 280 тем и случайный выбор восьми из них способны решить проблему шпаргалок на сочинении. Сколько можно говорить, что шпаргалка - главное зло в нашей школе? Может, не со шпаргалками бороться будем, а школьников писать научим?
Татьяна Базжина, Приглашение на белом листе /31.05/
Никогда не буду голосовать за Зюганова. Я получила приглашение на конференцию в Орловский университет, где Г.А. когда-то постигал математические дисциплины. Для участия требуется написать тезисы ручкой и отправить по почте. Но человек, который не может помочь родному институту, вряд ли поможет моей стране.
Дмитрий Шушарин, Германские впечатления о русских обстоятельствах /29.05/
В России никто не рассматривает наших студентов, ученых и предпринимателей как агентов влияния России. Между тем с годами влияние частных лиц на формирование образа страны становится все более серьезным, а главное - реальным, в отличие от всех программ создания международного имиджа России.
предыдущая в начало следующая
Вячеслав Загорский
Вячеслав
ЗАГОРСКИЙ
Доцент химфака МГУ
zagor@kinet.chem.msu.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Сумерки просвещения' на Subscribe.ru