Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / Сумерки просвещения < Вы здесь
Иллюзии, но и реальность
Дата публикации:  5 Июля 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Проблемы средней школы занимают до странности важное и уязвимое место в сознании человека и в создании общественного уклада жизни. Хотя, если зрелому субъекту предложить сформулировать, чем же именно он обязан среднему образованию и, особенно, что же все-таки он усвоил за цикл средней школы, то он явно затруднится с ответом. Довольно универсальной оказывается формула: средней общеобразовательной школе мы обязаны умением "читать" и навыками "писать". Однако мы крайне редко осознаем жизненную общность этой вербальной деятельности, напрасно определяя ее текстом, а не смыслом.

Массовая средняя школа буксует в теперешней "жизненной реализации успешности". Естественно, что делаются попытки создания альтернативного среднего образования в частных учебных заведениях. Попробуем разобраться, что сегодня представляет собой "среднее образование в частной школе".

Средняя частная школа работает в рамках цепочки родители - школа - дети. В этом случае первый шаг осуществляют родители, поскольку имеют возможность выбирать уровень школы. Практически все частные школы предлагают примерно одинаковое образование: стандартный список дисциплин среднего образования и дополнительные возможности изучения второго и третьего иностранных языков. Различаются же они разве что имиджем, созданным рекламой, организацией школьного досуга, наличием/отсутствием "паблиш"-занятий (риторика, театральная студия, хор, спортивные секции, политические клубы старшеклассников, игровые формы управления). Собственно здесь и начинается конкуренция школ и борьба за родительский кошелек. Все частные школы распадаются на несколько категорий месячной оплаты за обучение, которые стартуют от шестисот долларов, от тысячи и от более высоких планок.

Весьма интересно, что администрация школ в этом случае попадает в положение "профессионалов туристического бизнеса" и продает список услуг, открывающийся аттестатом среднего образования. Это очень существенное изменение в содержательной части среднего образования, поскольку теперь важными оказываются не взаимоотношения детей и учителей, а двусторонние интересы "школа - родители". Если последние удовлетворяются, то ребенок получает среднее образование в частном учебном заведении. Эта ситуация является нормальной для формирования состава учащихся, но в большинстве случаев она встречается только в начальном цикле школы.

Попробуем разобраться. Детей, которые учатся в этой школе с первого класса мало, хотя их процентное соотношение растет в зависимости от продолжительности существования частной школы и ее вместительности. Больше учащихся, которые по тем или иным причинам не справились с учебным процессом в стандартной средней школе. В этом случае родители пытаются выбрать другую организацию учебного процесса - и обращаются в частные школы. Причины неуспеваемости бывают очень разными. Неукомплектованность школ преподавательскими кадрами. Перемещения родителей, которые приводят к пропускам учебных занятий. Продолжительные болезни детей. Серьезные заболевания детей с последствиями медикаментозного лечения. Отставание в развитии или неестественное для данного ребенка развитие, поведенческая незрелость и т.д. Все эти дети при платежеспособности родителей тоже оказываются учащимися частных школ. Такие родители пытаются найти школы с сильным и творческим составом учителей. Это не оговорка, именно состав учителей, а не коллектив педагогов сейчас работает в школах.

Педагогический состав частных школ распадается на две части: одну из них составляют предметники, другую педагоги. Поскольку класс сформирован из детей с разными проблемами в усвоении материала, то тематический урок просто нельзя дать. Весь урок вы будете обучать одного или двух учащихся из восьми или десяти. Остальные будут присутствовать на спектакле абсурда. Выбор бывает небольшим: либо нужно урок заменить на шоу, либо учить каждую часть учащихся отдельно. В обычной средней школе эти проблемы тоже были и есть, но там педагог может ориентироваться на стабильную среднюю часть класса, а здесь ее нет. Вы никогда не знаете, какая часть предыдущего материала просто отсутствовала, а какая часть не освоена по индивидуальным причинам и не может быть освоена. Столкнувшись с проблемами восприятия, предметник начинает искать понятные способы изложения, педагог пытается сменить методическое обеспечение. Правда, внешние различия в начальном этапе этих поисков незначительны.

В принципе любое изложение материала базируется на треугольнике, вершины которого означены как "слово - знак - рисунок". Если все вершины в какой-то степени задействованы, то возникает смысловой центр и перцептивный акт восприятия, формирующий понятие как норму. В зависимости от активизации первой вершины учебные дисциплины школы распадались на гуманитарный цикл, математику и естествознание. Возможно, кого-то удивит зависимость естествознания от рисунка, но необходимо учитывать следующие факторы. В сущности физика зарисовывает, химия группирует, биология описывает явления словесно-знаковым инструментарием, просто создавая картинку, которая соответствует нормальным зрительным навыкам наблюдения. Вообще говоря, в средней школе человек как раз и учится самостоятельно пользоваться этим треугольником. В основном в частной школе используется словесное описание картинки. Знаковая речь и самостоятельное вычленение образной картинки учащимся доступны бывают редко. Но крайне наивно думать, что перцептивный акт сознания формируется школьными предметами, он только фиксируется. Если фиксация успешна, то можно развивать и наращивать умение.

Итак, начальная стадия поиска - попытаться выяснить, в каких школьных предметах и какие трудности встречает учащийся. Одним из факторов порождения сложностей, без сомнения, можно счесть "текучку" учителей. Она есть и в частной школе - процесс этот лишь отчасти связан с оплатой преподавательского труда, ведь здесь она примерно вдвое выше: чем в стандартной средней школе. Скорее, трудности связаны с тем, что контингент учащихся в классе даже во время учебного года стабилен только на семьдесят процентов. И выяснить что-нибудь содержательное об учащихся преподавателю удается обычно в одном случае из пяти. Если же он, не дай бог, попытается в определении активных навыков восприятия выход за рамки собственного предмета, то тут уж подключаются родители - они недоумевают, ну не укладывается такой "выход за рамки" в привычное им клише урока советской средней школы. В частной школе недоумение родителей синонимично "возражают и негодуют", а потому чревато для преподавателя недоразумениями с администрацией школы.

Например, нормальный ученик средней успеваемости испытывает затруднения при построении линии как некоторого количества точек по координатной сетке на плоскости (материал, фиксирующийся на алгебре в 7 классе). Отдельно нарисовать линию может, определить положение точки по координатам тоже, масштабировать форму может только при наличии вспомогательной картинки с убранной сеткой. Почему не происходит нормального совмещения всех этих процедур? Учитель диагностирует некорректное усвоение материала плохой оценкой. Дальше ситуация может развиваться по-разному.

Предметник знает, что это проблема ориентации и координированного движения. Педагог знает, что неосвоенный материал вызовет последующее нарушение процесса обучения, которое будет копить пробел катастрофически быстро. Рассмотренный случай будет откликаться в геометрии, тригонометрии, анализе при каждом выделении цельного объекта и описании свойств целого. И это только внутри математики. Но сложности будут возникать в общественной истории, географии, физике, биологии, словесности и, в конечном счете, в языке. Поскольку всегда будут путаться цельность и целое, что приведет к замещению событий ситуациями, правда, это уже оказывается в компетенции психологии.

Естественно, что усвоение этого материала зависит от умения балансировать свое целевое движение с координацией перемещающегося предмета. Решением подобных ситуаций ребенок занимался, осваивая простейшие навыки рисования, вышивания, выпиливания, плетения, конструирования из неустойчивого материала. Но ни разу не осуществилось событие, то есть ему не удалось вообразить, что же именно он сотворил без предварительного задания целого. Воображаемое опознание со смещением цели было пропущено. И предметник восстановить этот пробел детской деятельности у подростка не может. Педагог начинает разрабатывать методику показа нужного навыка, его деятельность результативна. Учащийся при создании навязчивой ситуации этот навык воспроизводит. Правда, воспроизведенный навык остается чужим и не наращивает опыт. Достигнуть стадии репетиторства и научить, то есть сделать навык привычным, не хватает времени. Без навязчивой ситуации и постоянной демонстрации искусственный прием учащийся довольно быстро забывает. В результате возникает иллюзия усвоения материала, но "текст" не только не усвоен, но даже и не освоен. Этот процесс можно назвать дрессурой.

Смысловая часть материала просто игнорируется и учителем, и учеником. Однако можно показать некоторые результаты имитационной деятельности родителям и шоу комиссиям. Бессмысленное демонстрирование навыков учеником понимающего и любящего свой предмет учителя не устраивает. К тому же нельзя сказать, что двойная зарплата существенно изменяет финансовое положение. В результате предметник уходит из частной школы. Администрация школы на освободившуюся вакансию будет искать педагога.

Итак, количество детей с пропущенными шагами детства растет, каждый такой шаг может превратиться в проблему дефектологии. И вот некоторые частные школы решили организовать собственные детские сады, куда принимают трехлетних детей. Но ведь если говорить по существу, то это - в сущности - частный детский дом, а где же родители этих детей. И почему возникают пропущенные шаги детства? Причины нужно искать в изменениях общественного уклада жизни.

Сигналы массового школьного бедствия родители улавливают, и они пытаются подстраховаться тем, что индивидуально готовят ребенка к школе. Однако все чаще встречаются методически наученные, а не обученные дети. Вы уверены, что они способны творить и получать удовлетворение от учебы?

Вот это положение дел в стандартной средней школе вроде бы здоровее, поскольку если нет умения, то нет и навыка. Иллюзии способностей не возникает, но зато по-прежнему множится реальность "мнимой среды".


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Вячеслав Загорский, "Химера" в Китеже, или Как рождается учитель /27.06/
Своеобразным явлением в советской педагогике стали летние научные школы для старшеклассников. Предпосылкой их возникновения была политическая "оттепель" 60-х годов и необходимость обеспечить высококвалифицированными кадрами военно-промышленный комплекс.
"Мы знаем, что реформируем" /21.06/
По инициативе ректора ВШЭ Ярослава Ивановича Кузьминова при поддержке Русского журнала в Государственном университете "Высшая школа экономики" прошел круглый стол, посвященный социальным и психологическим проблемам реформирования образования.
Василий Жарков, Запретная тема /18.06/
Модернизация российской системы образования на сегодняшний день упирается в главную проблему - кадровую. Складывается довольно парадоксальная ситуация: только в Москве действует по меньшей мере шесть педагогических университетов и институтов, а уровень выпускаемых ими молодых специалистов с каждым годом становится все ниже.
Катерина Соколова, Глушило и лототрон - реальные итоги модернизации образования /05.06/
Минобраз модернизировал образование: придумал "глушило" и лототроны. Но зря чиновники надеются, что 280 тем и случайный выбор восьми из них способны решить проблему шпаргалок на сочинении. Сколько можно говорить, что шпаргалка - главное зло в нашей школе? Может, не со шпаргалками бороться будем, а школьников писать научим?
Татьяна Базжина, Приглашение на белом листе /31.05/
Никогда не буду голосовать за Зюганова. Я получила приглашение на конференцию в Орловский университет, где Г.А. когда-то постигал математические дисциплины. Для участия требуется написать тезисы ручкой и отправить по почте. Но человек, который не может помочь родному институту, вряд ли поможет моей стране.
предыдущая в начало следующая
Ирина Прошлецова
Ирина
ПРОШЛЕЦОВА

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Сумерки просвещения' на Subscribe.ru