Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / Сумерки просвещения < Вы здесь
Интеллектуальные олимпиады: куда уходят "юные дарования"?
Дата публикации:  1 Августа 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Обычно, когда говорят о том, что советская система естественнонаучного и математического образования была одной из самых лучших в мире, ссылаются на результаты участия советских и российских школьников в международных предметных олимпиадах 1. Действительно, такие интеллектуальные соревнования - наша традиция: первые олимпиады среди школьников по математике, физике и химии были проведены в СССР еще в 40-е годы XX века. В настоящее время победители олимпиад получают премии от Президента России, а их учителям повышают разряды. Призеры всероссийских и международных олимпиад автоматически получают высший балл по соответствующему предмету в рамках ЕГЭ 2. Однако за золотыми медалями международных олимпиад почему-то не следуют Нобелевские премии...

Более четверти века я, призер международной химической олимпиады 1972 года, занимаюсь организацией химических олимпиад школьников разных уровней; за это время собраны не только базы данных об участниках и их "спортивных" результатах, но и прослежены биографии "юных дарований". Накопленная информация не позволяет оценивать олимпиады безусловно положительно. Похоже, что интеллектуальный спорт приносит гораздо больше пользы его организаторам и учителям "спортсменов", чем самим юным талантам 3, 4.

Даже лишенный психологических тонкостей формальный количественный анализ послеолимпийских биографий приводит к грустным выводам - для большинства "юных дарований" их школьные олимпиадные дипломы остаются высшими интеллектуальными достижениями. Успешное решение школьниками олимпиадных задач не обязательно приводит их к высоким результатам в науке.

За школьным порогом (студенты)

Совместно с выпускницей Химического факультета МГУ 2000 года Еленой Голубиной мы проанализировали успеваемость студентов ее курса за все годы обучения и связь сессионных оценок с предыдущими олимпиадными достижениями в 10-х и 11-х классах. Использованы базы данных Московской химической олимпиады, победители которой становятся участниками национальной Всероссийской олимпиады. Средний балл бывших олимпийцев составил 4,5, а средний балл курса - 4,4. При этом не обнаружено прямой связи индивидуальных олимпиадных результатов с академической успеваемостью - бывшие "юные дарования", став студентами, оказывались и отличниками, и троечниками.

Через пять лет (выпускники университета)

Во время выдачи дипломов выпускникам химфака МГУ 28 июня 2002 года они заполняли анонимные анкеты, где указывали и свои высшие олимпиадные достижения. Примерно половина курса (свыше 100 человек) собираются поступать в аспирантуру (почти все они закончили МГУ с "красными" дипломами). Однако бывшие олимпийцы сосредоточены вовсе не в "красной" половине выпуска. Среди поступающих в аспирантуру оказалось 56% призеров школьных олимпиад всех уровней - от районной и городской до международной, а среди выпускников, не собирающихся сразу строить свою научную карьеру, олимпийцев было 73%.

Наиболее интересен все-таки анализ анкет тех, кто собирается стать аспирантом и, соответственно, хотя бы за время аспирантуры укреплять научный потенциал России. Среди призеров международных и национальных олимпиад более половины (56%) уверены в том, что и после окончания аспирантуры они будут работать по специальности; среди призеров предшествующего (среднего) этапа олимпиады (зональная или городская для Москвы и Санкт-Петербурга) доля уверенных в своей научной карьере составляет 60%; среди призеров олимпиад более низкого уровня доля уверенных в своей работе по специальности - 65%. Среди поступающих в аспирантуру "неолимпийцев" только 38% уверены в том, что и после окончания аспирантуры они продолжат работать по специальности.

Из призеров олимпиад высшего уровня после окончания аспирантуры явно предпочитают Россию 44%, из призеров средних этапов олимпиад таких патриотов 40%, среди призеров олимпиад более низкого уровня Россию предпочитают 50%, а среди "неолимпийцев" таких только 35%.

Строгая индивидуальная корреляция между ответами "буду работать по специальности" и "буду работать в России" установлена у 22% олимпийцев высшего уровня, у 27% призеров средних этапов олимпиад, у 35% призеров городских и районных олимпиад. Среди "неолимпийцев" таковых только 15%.

Таким образом, наиболее перспективными для российской науки оказываются все-таки бывшие олимпийцы - но не те, по золотым медалям которых на международных олимпиадах принято судить о высоком уровне нашего образования. Через пять лет после олимпиад вперед выдвигаются призеры и участники городских и районных этапов, не ставшие за время учебы в школе "интеллектуальными спортсменами".

Можно еще упомянуть о среднем уровне психологического комфорта выпускников химфака МГУ, поступающих в аспирантуру. Определенно довольны своей жизнью 66% олимпийцев высших уровней, 73% призеров средних этапов олимпиад и 60% призеров городских и районных олимпиад. А среди "неолимпийцев" довольны жизнью 88%!

Через десять лет (выпускники аспирантуры)

Конечно, жизнь в России существенно изменилась за последнее десятилетие. Тем не менее интересно оценить формальные научные показатели тех, кем гордились школы 10 лет назад. Для такой оценки проанализирована судьба выпускников трех наиболее известных московских средних школ химического профиля - химического класса Специализированного учебно-научного центра МГУ (Интернат при МГУ имени А.Н.Колмогорова), химического класса школы # 171 и Московского химического лицея. Собраны данные о выпускниках 1992 и 1993 гг. (всего 105 человек) - по академическим стандартам им полагается закончить аспирантуру в 2000 и 2001 гг. Каждый третий (33 человека) был участником и призером Московской химической олимпиады (средний этап в олимпиадной иерархии). Закончили аспирантуру 31 человек, из них 16 олимпийцев. К июню 2002 года защитили кандидатские диссертации 8 человек, из них четверо участников олимпиад. Из тех, кто получил высшие результаты на Московской олимпиаде и стал затем призером Российской олимпиады по химии (11 человек), до сих пор работают по специальности не более 5 человек.

Итак, доля аспирантов больше среди олимпийцев (16 из 33 или 48%) по сравнению с "неолимпийцами" (15 из 74 или 20%). Относительная доля кандидатов наук в данной выборке тоже получается выше у олимпийцев.

Что дальше?

Олимпиады приучают к самостоятельности в мыслях и действиях и тем самым повышают конкурентоспособность "юных дарований". И наши олимпийцы через 10 лет после окончания школы успешно конкурируют со своими зарубежными коллегами в западных исследовательских центрах - недаром средний возраст выезжающих из России специалистов составляет 26 лет 5. По данным И.Г.Дежиной, почти сразу после защиты кандидатских диссертаций в России наши молодые ученые становятся "постдокторами" за рубежом 6. Часть олимпийцев уходят из науки в бизнес. Согласно приведенным выше данным, наиболее перспективны для российской науки участники районных и городских олимпиад, но не те "интеллектуальные спортсмены", которых на специальных сборах тщательно готовят к защите национального престижа на международных олимпиадах.

Примечания:

Вернуться1 Карлов Н.В., Кудрявцев Н.Н. ⌠Много званых, но мало избранных...■ Вестник Российской академии наук, 2001 г., том 71, ╧ 1, с. 45-54 Интернет: http://www.ibmh.msk.su/vivovoco/VV/JOURNAL/VRAN/KARLOV.HTM

Вернуться2 ⌠О проведении эксперимента по единому государственному экзамену■ Решение коллегии Минобразования от 13.12.2000

Вернуться3 Загорский В.В. Олимпиада: На старт! Внимание! Марш! Химия в школе, N 2, 1998, с.2-4

Вернуться4 Загорский В. Этюды о предметных олимпиадах Школьное обозрение. N 3, 2000 г., с.38-41 Интернет: http://www.nsu.ru/materials/ssl/text/news/Education/037.html

Вернуться5 "Утечка мозгов" - потеря каждого ученого обходится стране в 300 тысяч долларов

Вернуться6 Дежина И.Г. ⌠Утечка умов■ из России: мифы и реальность. Демоскоп Weekly ╧ 59-60, 18-31 марта 2002 года, Электронная версия бюллетеня ⌠Население и общество■


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Арсений Расторгуев, Корни зла, или Доходное дело /16.07/
Проблема коррупции в образовании много сложнее, чем неудачный механизм приема в вузы. Ни стерильным ЕГЭ, ни отловом взяточников ее не решить.
"В наш век томительного знанья..." /11.07/
Ярослав Кузьминов, Виктор Болотов, Анатолий Каспаржак о коллизиях выбора в образовании. Круглый стол (II) в Высшей школе экономики.
Максим Кронгауз, Объект государственного регулирования /10.07/
Закон о русском языке вызван не юридическими, социальными или лингвистическими причинами, а лишь политическими. Это поиск национальной идеи, создание государственного культа языка, а культ языка - это его консервирование и омертвление.
Ирина Прошлецова, Иллюзии, но и реальность /05.07/
Довольно универсальной оказывается формула: средней общеобразовательной школе мы обязаны умением "читать" и навыками "писать". Однако мы крайне редко осознаем жизненную общность этой вербальной деятельности, напрасно определяя ее текстом, а не смыслом.
Вячеслав Загорский, "Химера" в Китеже, или Как рождается учитель /27.06/
Своеобразным явлением в советской педагогике стали летние научные школы для старшеклассников. Предпосылкой их возникновения была политическая "оттепель" 60-х годов и необходимость обеспечить высококвалифицированными кадрами военно-промышленный комплекс.
предыдущая в начало следующая
Вячеслав Загорский
Вячеслав
ЗАГОРСКИЙ
Доцент химфака МГУ
zagor@kinet.chem.msu.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Сумерки просвещения' на Subscribe.ru