Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / Сумерки просвещения < Вы здесь
Виртуальная реальность "неформалов"
Дата публикации:  18 Сентября 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Осенью 1989 года после двух удачно проведенных летних школ 1 мы решили попробовать получить какой-нибудь официальный статус и обратились к тогда еще вполне активному комсомолу (кажется, это был Московский обком ВЛКСМ). Очень приятные в общении лидеры подмосковной молодежи внимательно выслушали нас и предложили следующее: "Ваш летний лагерь для интеллектуально одаренных подростков - идея хорошая, но не актуальная. Вот если бы вы, как имеющие опыт работы с молодежью, взялись у себя в лагере перевоспитывать неформалов... Ведь главное не одаренность, а воспитание. Вот и воспитайте из неформалов достойных людей". Так и остались мы без комсомольской "крыши", тем более что к ней предлагался обязательный комиссар от обкома.

Летняя школа "Химера" пережила тот обком, да и "неформалы" тоже. Только теперь с ними не борются, а, похоже, пытаются сделать их образцом для молодежи. Один из наших бывших школьников, ныне студент, подарил мне описанную на собственном примере современную технологию "работы с неформалами" - прежде всего для того, чтобы мы научили сегодняшних школьников ни в коем случае не доверять телевизионным передачам о молодежи. Текст приведен без исправлений.

В.Загорский


Правдивая история о том, как я побыл пацифистом

Мы уже давно привыкли к обилию лжи и дезинформации, поставляемой нам нашим родным телевидением. Но даже совершенно невинные новостные сюжеты искажаются при съемке как минимум наполовину. Чем это обусловлено - зрелищностью, социальным заказом или просто дурной привычкой перекраивать не очень хорошо знакомые руководителю съемочной группы понятия во что-то такое, ему лично близкое и понятное - я не знаю.

Начиналась наша история вполне обыденно. Мы с друзьями, компанией человек в восемь, совершали ежевечерний моцион по Арбату. Компания, как обычно, подобралась неформальная, но достаточно разношерстная - толкиенисты, пара хиппи, несколько панков, растаман, гитара, и я - хиппующий металлист. Идем мы по Арбату и думаем - то ли пристроиться где-нибудь и позарабатывать денег, играя на гитаре, то ли поискать знакомых, то ли просто посидеть в каком-нибудь дворике, пообщаться. Естественно, все мысли озвучивались вслух, да притом обильно комментировались. В общем, шумели мы на весь Арбат...

Знакомые к нам, понятное дело, вскоре подошли, поэтому мы уселись у фонарного столба и начали уговаривать нашего гитариста что-нибудь сыграть. Тот, как всегда, отнекивался, мы его уговаривали, так что на появление цивильно одетой девушки мы не обратили внимания, решив, что это кто-то из наших.

Девушка, как оказалось, работала на телевидении, и подошла к нам, заинтересовавшись нашим внешним видом и поведением. Назвавшись Настей, она предложила нам сняться в передаче, посвященной различным неформальным молодежным объединениям и представить там течение пацифистов.

Большинство из нас внешне не очень были похожи на пацифистов, но внутренне себя таковыми ощущали, да и "посветиться" в телевизоре хотелось, так что на предложение мы согласились, тем более, что съемки передачи были назначены аж на четырнадцатое. Я дал свой телефон, даже не подозревая, сколько потом неудобств это принесет.

На следующий день, часов в 10 вечера, я только вернулся с Эгладора (место сбора толкиенистов), как мне позвонили. Звонящая представилась Машей, коллегой Насти, и объявила о своем желании снять нас не только в передаче, но еще и в сюжете, полностью посвященном пацифистам. Съемку она назначила на Арбате, у стены Цоя, в 11 утра следующего дня (в пятницу).

Девушка явно имела ложное представление о неформалах. В 11 утра, да еще и в пятницу под стеной могли оказаться только те, кто там ночевал, да и это сомнительно. Прочие же шли в свои школы, ВУЗы, либо, не имея желания грызть твердый гранит науки, просто уходили гулять куда-нибудь в Битцевский лесопарк, похмеляться. Найти кого-то дома, да еще бодрствующим, в 10 часов вечера, также представляло определенные сложности.

Я, как человек ответственный, обзвонил всех, чьи номера смог вспомнить, но никто, понятное дело, не имел ни малейшего желания прогуливать первые (и потому самые важные) учебные дни. Получив отрицательный результат, о чем я и сообщил Маше, я предложил ей перенести съемку на вечер. Она и согласилась, правда только на 3 часа дня.

Ну и ладно, подумал я, кто-нибудь да придет. В пятницу, сидя на лекциях в РХТУ, я опять обзвонил всех знакомых - на этот раз некоторые железно обещали прийти, причем не то, что к трем - к двум. Такой порыв энтузиазма меня обрадовал, и поэтому я со спокойной душой отправился на семинар по теормеху.

Каково же было мое удивление, когда в полчетвертого мне звонит Маша и говорит, что никто так и не подъехал. Вспоминая товарищей недобрым словом, я еду на Арбат, благо занятия закончились. На Арбате - действительно никого, лишь под стеной какие-то гопники тусуются, да под памятником Окуджаве сидят Маша с Настей и два явно невыспавшихся оператора. Заметив меня, они оживились, и сразу же предложили мне купить пиво или портвейн - по их замыслу, мы должны были сидеть и выпивать. Вспомнив, что джентльмены до четырех не пьют, я поглядел на часы и успокоился - было пять минут пятого.

Когда, груженый бутылками и стаканами, я вернулся к памятнику, там уже сидели двое толкиенистов - Ника и Выворотень. Увидев меня, они обрадовались, увидев портвейн - обрадовались еще более. Но коварная Маша послала нас покупать пацифики - по ее твердому убеждению, все неформалы должны носить пацифики.

Побегав по Арбату минут двадцать и найдя единственный ларек, где еще оставались пацифики, мы гордо возвратились к Окуджаве. К нему уже подошло штук 20 неформалов разных возрастов, в том числе и гитарист Намо. Немедленно вскрыв пиво, мы отметили встречу, а затем сели и начали петь под гитару. Остальные неформалы занимались каждый своим - то есть это была настоящая неформальская тусовка.

Но тут начался настоящий маразм. Вместо того чтобы снять реальную встречу, нас разогнали: младших - налево, тех - кто постарше - направо. Затем у нас отобрали гитару, выдали пачку Беломора и цветные мелки и заставили нас рисовать на асфальте пацифики и курить. То, что из десяти человек лишь один курящий, в расчет не принималось.

Дальше - больше. Не удовлетворившись сценой курения, нам предложили разломать беломорину и набить "косяк", причем тем же табаком. Тут уж возмутились все, ибо к наркотикам мы все относимся резко отрицательно. Следующие действия окончательно разуверили нас если не в Машиной профпригодности, то хотя бы в ее знании наших обычаев. Она построила нас поперек Арбата и заставила раздавать какие-то листовки, а затем отобрала несколько пар и велела им изображать страстные чувства. Я понимаю, она где-то слышала про принцип "free love" у хиппи, но так топорно его воплощать - увольте...

К счастью, на этом пытка закончилась. Камеры сложили и унесли, а нас оставили с жуткими предчувствиями относительно того, что получилось. Ведь что подумают безоговорочно доверяющие телевидению люди, которых у нас в стране процентов 10-15, когда они увидят, как мы пьем, курим и забиваем "косяки"?

Может быть, это и социальный заказ, но так позорить неформалов, да притом еще и на большом экране - это подлость!

Дмитрий Менделеев-Кузнецов,
студент РХТУ им. Д.И.Менделеева,
неформал, толкиенист и металлист


Эфир описанного Димой Менделеевым "сюжета с неформалами" состоялся 14-го сентября на ТВС.

Примечания:

Вернуться1 Загорский Вячеслав "Химера" в Китеже, или Как рождается учитель.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Евгения Абелюк, Литературные кубометры /11.09/
Авторы "Проекта федерального компонента стандарта общего образования" - люди кристальной научной честности: мало кто признается, что двухтомный документ издан при отсутствии научных оснований для выработки концепции. Школьные программы должны быть приближены к реальной школьной практике, но новый стандарт образования нацелен не на это и потому никуда не годится.
Барбара Ценпфенниг, Торгаши в храме науки /03.09/
Немецкие политики решили привести университеты в соответствие с требованиями времени, но в самих вузах немало тех, кто скептически относится к "повышению эффективности" высшей школы. Жертвой прогрессирующей бюрократизации становится исследователь в университете, организованном по требованиям экономики.
Александра Гурина, Катерина Соколова, Alma mater - что с тобой? /03.09/
Слово "университет" обладает той же магической силой, что и пять-шесть веков назад. Одна из важнейших "обязанностей" университетов - формирование общественного мнения. Но сейчас европейские университеты стремятся ограничить свои функции образованием и научными исследованиями.
Сергей Кирухин, Немецкий университет: время перемен /29.08/
В течение долгого времени немецкие университеты считались образцовыми. Проблемы университетской жизни стали ощущаться еще в начале XX века, однако войны отодвинули их на задний план. Только к середине шестидесятых необходимость реформ стала очевидной.
Кадры, которые ничего не решают /29.08/
Я.И.Кузьминов, Е.Ф.Сабуров, П.Г.Щедровицкий, В.Д.Шадриков, А.А.Рывкин, Е.Н.Пенская, С.Б.Чернышев о вариантах реформы образования. Круглый стол (III) в Высшей школе экономики.
предыдущая в начало следующая
Дмитрий Менделеев-Кузнецов
Дмитрий
МЕНДЕЛЕЕВ-КУЗНЕЦОВ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Сумерки просвещения' на Subscribe.ru