Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / Сумерки просвещения < Вы здесь
Стандарт по ненужной химии
Дата публикации:  19 Сентября 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Опубликованные в начале сентября в "Учительской газете" новые версии образовательных стандартов реализуют Концепцию модернизации российского образования 1. В рамках Комплекса межведомственных мероприятий Минобразования федеральный компонент государственного стандарта общего образования надлежит ввести в действие в IV квартале 2002 года 2.

Упомянутая Концепция первична и задает направленность стандартов. Вот ее рекомендации (п.1.3): "Устаревшее и перегруженное содержание школьного образования не обеспечивает выпускникам общеобразовательной школы фундаментальных знаний, важнейших составляющих стандарта образования наступившего века: математики и информатики (включая умения вести поиск и отбор информации), русского и иностранных языков, базовых социальных и гуманитарных дисциплин (экономики, истории и права)". Итак, теперь, стало быть, главное - English и виртуальная реальность.

Однако химия - наука вполне вещественная, и изучать ее нужно "руками", проводя реальные, а не виртуальные и мысленные (или меловые на доске) эксперименты. Когда я сказал коллеге - преподавателю органической химии, что в России почти нет рабочих мест для выпускников химфака МГУ, он бурно возразил: "Сейчас именно в России требуется очень много профессионалов высокого уровня по тонкому органическому синтезу. Но их не хватает. Наши студенты гораздо лучше справляются с компьютерной "мышью", чем с трехгорлой колбой".

Тем не менее подобные "академические" проблемы не могут служить аргументом против образовательных стандартов для массовой школы. Тут нужен действительно минимум - чтоб можно было понять существенное, не перегружаясь. В связи с этим очень приятно прочитать, что в 8-х и 9-х классах вместо пародии на квантовую механику будут изучать только "общие представления о строении атомов (ядро и электроны)". Объяснять происходящее в организме разложение белков на аминокислоты школьники станут теперь "с использованием заранее данных структурных формул веществ", освобождая память для иностранных языков.

Важно только, чтобы подобные ограничения действительно выполнялись, а не толковались расширительно; например, чтобы упоминание зависимости скорости химической реакции от различных факторов означало именно перечисление "на пальцах", а не вузовский курс химической кинетики с интегрированием дифференциальных уравнений скорости.

Пока я читал дома новый стандарт по химии, подошла дочь - десятиклассница гуманитарного лицея - и спросила: "Как выглядят d-электроны? Нам их задали выучить..." Правильный ответ папы-физхимика должен быть: "Не знаю. Но если нужна картинка, можем найти в моих толстых книжках по химии соответствующий график квадрата модуля волновой функции в одноэлектронном приближении". А изображение в учебниках электронных орбиталей как реальных объектов и есть пародия на квантовую механику - подобную псевдонаучность нужно исключать из школьной программы.

Во всем стандарте по химии только одна фраза показалась мне совсем уж сомнительной: "Понятие о химических аспектах проблем, связанных со здоровым образом жизни, рациональным питанием, табакокурением, употреблением алкоголя, наркотиков". Что должен объяснять учитель детям на эту тему: тонкие механизмы биохимических реакций или формулы наиболее популярных наркотиков, чтоб заинтересовать тех, кто никогда не думал об употреблении психоактивных веществ? Здесь нужны очень грамотные рекомендации, чтобы не превратить профилактику в провоцирование.

Разумеется, если все выпускники средней школы будут знать химию только на уровне этого стандарта, то наша страна не сможет быть даже сырьевым придатком "цивилизованного мира", тем более придется ликвидировать всю химическую (и многую другую) промышленность. И никакие иностранные языки и информатика тут не помогут.

Поэтому умную фразу из Концепции модернизации про "дифференциацию и индивидуализацию" образования (п.2.2.) нужно расшифровать как возвращение к проверенным формам внеклассной работы - школьным кружкам и факультативам. По своему учительскому опыту знаю, что в химическом кружке вполне эффективно могут заниматься и младшие школьники "дохимических" 5-6-х классов. При наличии подобных дифференцирующих форм образования сам стандарт по химии можно даже еще сократить без особого ущерба для будущих экономистов и юристов. Но при этом кружки и факультативы должны быть доступны для любого учащегося, проявившего интерес к ставшим теперь неприоритетными естественным наукам.

Примечания:

Вернуться1 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. # 1756-р.

Вернуться2 Учительская газета # 31, 30 июля 2002, стр.30.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Дмитрий Менделеев-Кузнецов, Виртуальная реальность "неформалов" /18.09/
C неформалами теперь не борются, а пытаются сделать их образцом для молодежи. Но школьников следует отучить доверять телепередачам о неформалах: даже самые невинные новостные сюжеты искажаются как минимум наполовину.
Евгения Абелюк, Литературные кубометры /11.09/
Авторы "Проекта федерального компонента стандарта общего образования" - люди кристальной научной честности: мало кто признается, что двухтомный документ издан при отсутствии научных оснований для выработки концепции. Школьные программы должны быть приближены к реальной школьной практике, но новый стандарт образования нацелен не на это и потому никуда не годится.
Барбара Ценпфенниг, Торгаши в храме науки /03.09/
Немецкие политики решили привести университеты в соответствие с требованиями времени, но в самих вузах немало тех, кто скептически относится к "повышению эффективности" высшей школы. Жертвой прогрессирующей бюрократизации становится исследователь в университете, организованном по требованиям экономики.
Александра Гурина, Катерина Соколова, Alma mater - что с тобой? /03.09/
Слово "университет" обладает той же магической силой, что и пять-шесть веков назад. Одна из важнейших "обязанностей" университетов - формирование общественного мнения. Но сейчас европейские университеты стремятся ограничить свои функции образованием и научными исследованиями.
Сергей Кирухин, Немецкий университет: время перемен /29.08/
В течение долгого времени немецкие университеты считались образцовыми. Проблемы университетской жизни стали ощущаться еще в начале XX века, однако войны отодвинули их на задний план. Только к середине шестидесятых необходимость реформ стала очевидной.
предыдущая в начало следующая
Вячеслав Загорский
Вячеслав
ЗАГОРСКИЙ
Доцент химфака МГУ
zagor@kinet.chem.msu.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Сумерки просвещения' на Subscribe.ru