Русский Журнал / Вне рубрик / Сумерки просвещения
www.russ.ru/ist_sovr/sumerki/20021122.html

Светский факультатив, или Почему не надо боком
Татьяна Базжина

Дата публикации:  23 Ноября 2002

Все, ну просто все в нынешней России изменилось. Ведь раньше как было: если в кране нет воды - известно, кто за это отвечает, а сейчас кто за все в ответе? СМИ, конечно же. Они завсегда воду мутят. Ну вот не далее как на прошлой неделе ушлые журналисты раздобыли письмо Минобразования вместе с программой эстетического курса, одобренного Патриархией, и подняли бучу, дескать, Конституцию нарушают. Что делает благородный чиновник, оскорбленный в лучших чувствах? Тут же говорит, что эти СМИ все не так поняли. Что "Основы православной культуры" - курс исключительно светский, потом будут курсы по буддизму, иудаизму, мусульманству и культовым обрядам племени майя, когда примерную программу учебного предмета разработают.

А программа православной культуры хороша, ведь она отражает "пожелания Патриархии", получила "высокую оценку ученых Российской Академии образования", и "эксперты Государственной академии госслужбы сделали вывод, что методические сведения по содержанию предмета "Православная культура" не противоречат светскому характеру образования в России". И курс факультативный - хочешь, чтобы твой ребенок его учил, будет учить, а не хочешь - не будет.

Итак, государевы люди защищают две позиции - факультативность и светскость. По поводу факультативности (обязательности / необязательности) все предельно просто для того, кто хоть пару-тройку образовательных документов держал в руках: Минобразования вместе с письмом министра разослало "Примерную программу курса по учебному предмету "Основы православной культуры". Учебным предметом на языке чиновников называются курсы обязательные, такие как математика, химия, физика, история и пр.

Теперь по поводу светскости. Кому-нибудь доводилось слышать, чтобы Патриархия одобряла курс геометрии или физики? Или, может, учебник биологии на своем сайте пиарила? А тут на официальном сервере РПЦ читаем: "Для общеобразовательных школ по предмету "Основы православной культуры" Издательский дом "Покров" выпустил в свет комплект учебников и методических материалов для общеобразовательных школ. Учебник А. В. Бородиной "Основы православной культуры" предназначен для учащихся 6-го или более старших классов. Может быть использован также в качестве основного и дополнительного пособий в рамках курсов: история религии, религиоведение, мировая художественная культура, - и при изучении базовых школьных дисциплин (литература, история и т.д.). В дидактический сборник "Я иду на урок в начальную школу" включены оригинальные разработки уроков (с 1-го по 4-й классы), сценарии утренников по темам "Основ православной культуры". Книга для учителей "Основы православной культуры для детей дошкольного возраста" - уникальное пособие для занятия с дошкольниками и первоклассниками. В учебный комплект входит рабочая тетрадь-раскраска для учеников "Здравствуй, мир!".

Учебники и учебные пособия, выпускаемые Издательским домом "Покров", рекомендованы для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий Координационным советом по взаимодействию Министерства образования Российской Федерации и Русской православной церкви.

(На сайте указано: при использовании материалов просьба давать ссылку: "Служба коммуникации ОВЦС МП", а при размещении в сети Интернет - гиперссылку на Официальный сайт Русской Православной Церкви:. Просьбу службы коммуникации МП все-таки следует уважать). А попутно отметим, что в интервью газете "Газета" специалист департамента образовательных программ и стандартов Минобразования Любовь Гармаш говорит: "Министерство не контролирует, не заказывает, не одобряет и не рекомендует учебники по основам православной культуры". Странно как-то специалисты министерства отрицаниями пользуются... А вот на следующий пассаж специалиста: "Мы были бы рады, если бы появился межконфессиональный учебник по основам религиозной культуры. Но даже проекта такого, насколько нам известно, пока нет", - так и тянет ответить: "Ну ведь сказано же - не лжесвидетельствуй всуе".

Тем же, у кого еще какие вопросы остались, позвольте напомнить, что патриарх Алексий II в письме от 1999 г., адресованном местным архиереям, советует: "...если встретятся трудности с преподаванием основ православного вероучения, назвать курс "Основы православной культуры". Это, по мнению патриарха, не вызовет возражений у педагогов и директоров светских учебных заведений, "воспитанных на атеистической основе". Совета патриарха послушались, не стали называть курс "Закон Божий", назвали по-другому, по-светски, получилось государственно. С одним разве что изъяном - когда пиарить что бы то ни было приглашают чиновников из Министерства образования, их словесное варево всегда получается одинаково неудобоваримым.

Дабы не получить обвинения в голословности утверждений, обратимся к тексту программы, столь глянувшейся и РПЦ, и РАО. В разделе "Нравственная культура православия" читаем: "Православная нравственная культура. Заповедь "не убий". Необходимость противления злу силой. Запрещение блуда, нравственная ответственность мужчины и женщины в половых отношениях. Добродетель целомудрия, ее значение для духовной жизни и здоровья юноши и девушки. Духовно-нравственные и психосоматические причины половой распущенности. Духовно-нравственные причины непослушания детей. Запрещение воровства, желания имущества других людей. Запрещение ложного свидетельства". Почему из десяти заповедей только "Не убий" осталась под грифом "заповедь", а остальные сведены до уровня запретов - могут сказать только авторы программы. А вот вопрос, почему в программу не попало "Возлюби ближнего своего", - вполне мог бы заинтересовать и родителей. Один из ответов, самый простой, вытекает из прочитанного текста - если все юноши и девушки будут почитать добродетель целомудрия, то в скором времени этих ближних попросту не останется, повыведутся, поскольку не воспроизведутся.

Но есть вопрос, которым следует озаботиться гражданам светского государства - чиновники тешат себя надеждой, что за 11 лет изучения светского факультатива ученики выйдут "на уровень православной конфессиональной части госстандарта профессионального высшего образования по специальности "Теология". То есть будут дипломированными богословами. Помимо осмысления проблемы "противления злу силой" школьникам предлагается постичь "богословское осмысление иконы", под силу ли это шестикласснику - пусть ответят специалисты, лучше, наверное, не из Российской академии наук, а например, из клиники Кащенко. И наверное, даже светские не могут не обеспокоиться - господи, да неужели и до богословских учебных заведений развал образования так всерьез докатился, что любой выпускник школы может выполнить их профессиональный стандарт? а кстати, что это за госстандарт по теологии?

Лет пять назад, когда Пасха - Светлое Христово Воскресение еще только становилась государственным праздником и когда еще президент путал Пасху и Рождество, на Ильинке среди растяжек о продаже Audi со скидками и открывшемся бутике была и такая: "Иисусе, спаси наши души", так запросто, "шершавым языком плаката", теперь все глубже и строже - говорят о душевно-нравственных и психосоматических причинах...

Честно говоря, людям без психосоматических расстройств даже обсуждать не следует, светский перед нами курс или еще какой, оскорбит он чьи-либо чувства или нет, нужен он, возможен он, полезен. Все "скачки и ужимки" на тему, что дети хоть так постигнут глубины русской культуры - гроша ломаного не стоят. Может, литературные сюжеты и лучше знать в дайджестах, чем не знать вообще, но стоит ли Библию превращать в дайджест? Может, пусть юноши и девушки чуть подрастут, созреют, не только физиологически, но и духовно, и сами прочитают эти тексты? И выберут хоть православие, хоть самодержавие, хоть народность, хоть соборность, но выберут сами. Поелику ни один насильно внедренный жмых, будь он даже морально-нравственным, организмом не усваивается. Да и то верно сказано, хотя и не в православной культуре: "Брать через край столь же плохо, как и недотягивать".

Дабы на духовно-нравственные темы и впредь можно было бы поговорить - введем в поле общественной дискуссии еще один директивный документ из образовательной среды. В одном абсолютно гуманитарном вузе города Москвы в рамках программы "Новые технологии в образовании" планируют охватить всех преподавателей семинаром по этическим проблемам. К таковым относятся: этические проблемы освоения профессионализма; нравственно-этические проблемы дисциплины; воспитание добросовестности студента как условие качественного включения в профессию; этику взаимоотношений преподавателя и студента в учебном процессе и вне его; баланс требовательности и либерализма в учебном процессе и пр. Учебно-методическое управление обязуется дать консультации по интересующим этическим проблемам и помочь в проведении семинаров - рекомендовать возможных докладчиков по названным темам. По окончании семинара должен быть принят итоговый документ, где требуется сформулировать выводы и предложения. Наиболее интересные материалы предполагается опубликовать. Ждать публикаций уж невтерпеж.

Во всех этих нравственно-этических сюжетах на современный лад настораживает, пожалуй, лишь то, что очень уж они подозрительно хорошо описываются известным анекдотом эпохи Павла I. Император, изгоняя роскошь и желая приучить подданных своих к умеренности, назначил число кушаний по сословиям и по чинам. Майору определено было иметь три кушанья. Однажды Павел спросил у Якова Петровича Кульнева, в то время майора Сумского гусарского полка, сколько у него кушаний подают за обедом. - Три, Ваше Императорское Величество. - А позвольте узнать, господин майор, какие? - Курица плашмя, курица ребром и курица боком. Император расхохотался. И у нас - все плашмя да боком, но плакать хочется, наверное, потому что не хватает третьего блюда...