Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / Сумерки просвещения < Вы здесь
Что стоит превратить "пятерку" в "десятку"?
Дата публикации:  4 Декабря 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

В ноябре к нам в школу (СУНЦ МГУ) приехали по обмену старшеклассники из братской Беларуси. Когда мы заговорили с ними о разнице в программах и прочих деталях учебного процесса, они хором и с ужасом закричали про "страшные 10 баллов".

Я сразу не понял, что такого плохого - своих школяров мы давно оцениваем по "технической" 10-20-балльной шкале, лишь по необходимости переводя ее в журнал в виде привычных "3-4-5". Ведь и результаты вступительных экзаменов в МГУ им потом выставят по 10-балльной шкале. Медали для наших выпускников - величайшая редкость, поэтому к тому, что стоит в школьном журнале - "4" или "5", они относятся спокойно.

Наверное, для "нормальных" школ изменение шкалы оценок более важно. Чтобы разобраться, написал знакомой учительнице из Беларуси. И через сутки получил ответ.

Надо сказать, что в конце ноября появились сообщения, что и в российских школах введут 10-20 балльную систему оценок. Правда, не далее как третьего декабря министр образования сказал, что его в очередной раз неправильно поняли, что сообщения об изменении шкалы оценок - "вымысел чистой воды", но тут же добавил, что клуб лучших учителей России делает попытки оценить возможность введения оценок знаний и навыков в соответствии с принятыми международными стандартами. В соответствии, с какими именно, не уточнил, но даже если попытки клуба учителей оценить систему оценок к изменению ее не приведут и все останется по-прежнему, не бессмысленно узнать, что происходит в братской славянской республике. И, наверное, при школьных реформах в России небесполезно учесть более "передовой" по времени и скорости введения опыт реформирования белорусской школы.

Вячеслав Загорский


С 2002-2003 учебного года во всех школах Республики Беларусь была введена 10-балльная шкала оценки учебных достижений учащихся. Прошло три месяца. Очень нервозных и тяжелых не только для учителей, но и для учеников.

При введении 10-балльной шкалы озвучивалась цель: "Создание более комфортных условий для учебы школьников". Ведь теперь положительными, дающими право на переход в следующий класс, стали все оценки, кроме "0". (Но раз есть "0", значит, шкала становится уже 11-балльной!).

К началу учебного года на руках у школы были довольно пространные и не совсем четкие рекомендации. Первое, что запомнилось, - оценка "0" ставится за отказ от ответа без уважительной причины, оценка "10" - практически недостижима. Учителя в некотором смятении. Какие оценки должны соответствовать золотой медали, узнали к концу сентября. В конце концов, примерно наметили соответствие: "0" - бывшая "2"; "1", "2", "3", "4" - бывшая "тройка"; "5", "6", "7", "8" - бывшая "четыре"; "9", "10" - "отлично".

Работа учителя в таких условиях - отдельная история. Учитель - человек выносливый - и не такое выдержит. А что думают ученики? Естественно, в школе мы провели анонимный опрос. Он показал, что довольны нововведением самые слабые ученики - им уже не грозит второгодничество. Средние недовольны: раньше для исправления тройки на более престижную четверку нужно было сделать один шаг. А сколько им придется работать сейчас, чтобы дойти от "2" до "7", например? Посчитайте. Но самое тревожное состояние у бывших отличников. Слабая "пятерка" все равно оставалась "5". Сегодня лишь немногие учителя ставят 10 баллов. Трудно сказать, что их сдерживает.

Этот же и многие другие вопросы задают родители учеников. Им разобраться еще сложнее. Одни нашли для себя выход в том, что делают ксерокопии министерских рекомендаций (для домашнего пользования). Другие - ходят теперь в школу с завидной регулярностью.

Я попыталась в двух словах нарисовать объективную картину происходящего в нашей школе преобразования. Смело употребляю слово "объективную", потому что я веду сейчас подготовительный класс ("нулевой"), а по новому положению в подготовительном и первом классах ведется безоценочное обучение. Это значит, что оценка учебных достижений ребенка дается только в устной форме.

К сожалению, все меньше объективности и тем более любви в отношении к школе следует ожидать от наших детей. Ни один учитель не сможет нормально учить и воспитывать детей в условиях бесконечного реформирования школы. Чувствуя "задерганность" учителя, школьники тоже теряют покой и уверенность на уроках. (Почему из 144 наших одиннадцатиклассников только у восьми нет хронических заболеваний?!)

А чтобы картина стала более полной, добавлю, что в последние дни первой четверти в школу пришли новые рекомендации по 10-бальной шкале, с уточнениями и пояснениями. К новогодним праздникам обещали прислать еще одни...

Брест


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Татьяна Базжина, Светский факультатив, или Почему не надо боком /23.11/
Может литературные сюжеты и лучше знать в дайджестах, чем не знать вообще, но стоит ли Библию превращать в дайджест? См. также Стенограмму обсуждения стандарта по истории в рамках заседания РОСРО.
Вячеслав Загорский, Как меня скупал Джордж Сорос /20.11/
Сорос уходит из России... Сколько лет самые разные СМИ объясняли, что под прикрытием якобы филантропии гнусный биржевой спекулянт хочет дешево скупить все российские мозги. Но сейчас нелишне припомнить, что сделал этот "биржевой спекулянт" для российской науки и просвещения, хотя бы в рамках Международной Соросовской программы образования в области точных наук.
Константин Поливанов, О пользе уместного употребления слов, или "Недурен российский классик..." /18.11/
В пресловутом "Проекте стандарта" с поразительным упорством повторяются слова о воспитании средствами литературы "духовно-нравственной личности", "общероссийского гражданского сознания" и т.п., будто авторы сомневаются, что в нашей стране патриотизм может возникнуть естественным путем.
Дмитрий Бак, Мандат на беспроблемность /15.11/
По поводу обсуждения стандарта по литературе в рамках заседания РОСРО. Преподавая литературный канон только на территории самого же канона, мы его убиваем навсегда, безвозвратно. Не голословно заучивать канон, а показывать, как классика прорастает сквозь живую современность, выживает и побеждает, соседствуя с низким вкусом и масскультом. Говорить и спорить "на территории" школьника, сочувствовать его мироощущению, его проблемам, а не идти со своим уставом.
Арсений Расторгуев, Литература в школе: взгляд дилетанта /15.11/
В вопросе стандартизации курса литературы широкую общественность и профессионалов интересует лишь содержание курса, т.е. списки произведений. Однако перспектив у обсуждения списков нет. Выход лишь в автоматизации отбора: результат будет действительно существующим стандартом и не признать его легитимность будет почти невозможно.
предыдущая в начало следующая
Елена Корчагина
Елена
КОРЧАГИНА

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Сумерки просвещения' на Subscribe.ru