Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / Сумерки просвещения < Вы здесь
"Жить в эпоху свершений, имея возвышенный нрав, к сожалению, трудно..."
Дата публикации:  18 Декабря 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Верно сказал поэт, и когда жизнь требует свершений, например - твои выпускники поступают в высшие учебные заведения, приходится отказаться от всяких претензий на нравственную высоту. Да, говоришь ты твердо, нужен репетитор именно с филфака МГУ (истфила, психфака РГГУ - нужное подчеркнуть), лучше - по всем экзаменационным предметам, если есть хоть какая-то возможность достать деньги. И не смотрите на меня так. Репетитора найдем, посоветуемся со знающими людьми; только не ищите сами - можете нарваться на шарлатана и обманщика. Нет, я не отказываюсь вас учить. А это другое. Совсем нет денег? Тогда попробуем сами, только берите все записи у товарищей.

Как иногда хочется поставить чистый эксперимент! Послать своих лучших учеников на экзамен совсем с улицы, без всякой подстраховки... Но даже если бы они (и их родители) меня слушались беспрекословно, даже если бы готовы были ради меня или для выяснения истины поставить на карту свою будущность - как же учитель, которому эти дети небезразличны, может обречь их на унижение... Ведь уже проверяли. А может, теперь все по-другому? Так, неизвестно зачем, трогаешь больной зуб. Раз за разом. Еще болит? А как же? С чего бы ему перестать? Но это твой зуб. А несправедливость совершается не над тобой. Тебе, конечно, очень плохо, когда твой ученик незаслуженно терпит поражение. Но ему-то как тяжело... А если все сложится удачно, удовлетворение от того, что справедливость восторжествовала, чувствуешь только в первые минуты. А потом еще раз выслушиваешь подробный рассказ о том, что спрашивали, что отвечал, и понимаешь: не захотели, не надо было - вот и не завалили на этот раз. Повезло. Но к истине или справедливости это не имеет никакого отношения.

Вступительное сочинение на филфаке МГУ: "Тема России в творчестве Блока и в русской поэтической традиции 19 в.". Ученица (лучшая, одаренная и при этом фантастически добросовестная и работоспособная) рапортует: писала о связях поэзии Блока с произведениями Пушкина, Лермонтова, Некрасова. "Но все-таки главное Блок, правда?" Правда. Продолжение истории: оценка "четыре". Ошибок нет, кроме одной сомнительной пунктуационной - оценка "пять" с нею допускается. И рецензия: "глубоко, тема понята, хорошее знание текста". Но: "о связях творчества Блока с поэзией 19 в. сказано недостаточно". Значит, экзаменаторы предполагают, что абитуриент за четыре часа в обстановке письменного экзамена на трех листах А4 может написать о творчестве великого поэта и всех его предшественников "достаточно"? Достаточно кому? Достаточно для чего? И чему в таком случае учиться еще пять лет? Да ничего такого экзаменаторы не предполагают. Они вообще не об этом думают. На показе работ преподаватель МГУ качает головой: "На русское отделение? Поверьте, девушка, апеллировать бесполезно". Значит, медаль не срабатывает: надо сдавать все. А дальше устный экзамен по истории. Вереница дополнительных вопросов, и на реплику "Минуточку, я подумаю" - решительный саркастический ответ: "Думать раньше надо было, а это экзамен на конкурсной основе". Оценка "три", состояние подавленное - "слезы из очей хотят уж капать", а может быть, и капали, об этом наша сдержанная героиня никому не рассказывала, "но воля и рассудка власть превозмогли", и абитуриентка, как Татьяна Ларина на именинах, "два слова сквозь зубы молвила тишком и усидела за столом". Дальше еще два устных экзамена - пятерки. Ну что ж, "с победою поздравим"?

Но вот несколько прозаических примечаний. За год до вступительных экзаменов одаренную девочку заметил ученый-филолог и решил ей помочь единственно возможным в наши дни способом: познакомил со своими друзьями, причастными к приему. Обычно делается так: 50 долларов за занятие в группе по литературе, столько же - за занятия по русскому (распространенная практика, когда работают супружеские пары - своеобразный семейный подряд), а еще история или иностранный - 150 долларов в неделю в течение года - и вы студент. А в нашем счастливом случае - репетиторы в течение полугода по сходной цене - дешевле, чем обычно. 25 долларов за урок истории в группе из 4 человек (как выяснилось впоследствии, главную свою задачу педагог не выполнил), еще некоторая сумма за индивидуальный урок русского языка, итого 1200 долларов - деньги все равно немалые для семьи, где мать - школьная учительница, а отец - инженер. Зато хорошо осведомленный источник про историю сказал обнадеживающее: "В этом году всем ставят тройки или двойки. Так что проходной будет ниже". И потом: "Будет не пятерка за устный русский - пойдем апеллировать".

Девочка, которая еле набрала проходной балл, была действительно подготовлена к экзаменам. И была бы к ним готова без репетиторов. Я благодарна всем, кто ее поддержал - бесплатно или за скромную плату. Но без поддержки она на филфак не поступила бы. И это филфаку чести не делает.

Очень естественно предположить, что теперь университетские аудитории заполняют дети состоятельных родителей, не оставляя места другим, может быть, более способным.

Есть ли в МГУ факультеты, куда можно поступить без денег, только за знания? Есть. Ученики нашей школы, кажется, без участия репетиторов становятся студентами мехмата, физфака, исторического и философского факультетов, а в этом году один мальчик даже оказался на юридическом - уверяет, что с улицы, очень похоже на правду, хотя всей правды мы требовать не вправе, да он и сам может ее не знать. Если это не недоразумение, то отрадный симптом.

С других фронтов вести куда огорчительнее. Назовем вещи своими именами: то, что творится в Российском государственном гуманитарном университете, для его приемной комиссии - позор. Впечатления абитуриентов от экзаменов примерно такие: "Готовлюсь, смотрю - одна девочка присела на край стула, сказала два слова и выходит с пятеркой, потом вторая - точно так же. Иду отвечать, только открываю рот - а они мне: нет, это не то, тройка, идите - и все. Опомниться не успела. Похоже, мы здесь никого не интересовали". Письменный экзамен - тест по биологии. Оценка "три". "А я знаю, - рассказывает еще одна моя ученица, - что никак не должно быть тройки. Еле пробилась в аудиторию, где показывают работы. Смотрим вместе с преподавателем, а у меня несколько правильных ответов вообще не засчитано. Исправили оценку на "пять". Повезло - но ненадолго. За тест по русскому языку - двойка. О качестве тестов по русскому языку в РГГУ мы уже писали. В этом году лучше не стало. И если раньше можно было предположить, что это по недомыслию, теперь приходится признать: здесь все обдумано. Есть такие варианты, которые невозможно написать на положительную отметку, если не выучить наизусть то, что комиссия считает правильным. Верен оказался и расчет на полную безнаказанность: все всё знают, и ничего не меняется; сами сотрудники этого почтенного вуза предупреждены, что на некоторые факультеты даже их собственные дети ни за что попасть не смогут. И одними репетиторами по профилирующим дисциплинам тут не обойтись. Одна преподавательница честно старалась отсоветовать моему ученику брать у нее частные уроки: "По своему предмету подготовлю, но по русскому все равно будет двойка". Прогноз подтвердился.

Еще одна история про РГГУ. Девочка задумала поступать на историко-филологический факультет, записалась на подготовительные курсы. Успешно занималась. Как-то рассказала мне: учитель английского очень уж настойчиво повторяет, что будет принимать вступительные экзамены. Тут я, грешным делом, подумала, что пора очередной раз позабыть про свой "возвышенный нрав", и посоветовала маме спросить эту преподавательницу, не даст ли она девочке несколько частных уроков. Преподавательница произнесла: "Наконец-то сообразили" или что-то подобное, уроков по 50 долларов дала гораздо больше, чем несколько, а за день до первого экзамена вызвала маму на свидание. Потрясенная родительница несколько раз подряд повторила мне последовавший диалог. "Хотите, чтобы дочка поступила? Восемь тысяч долларов" - "Но у меня больше ничего нет, все, что было, мы вам уже заплатили" - "Так это же не мне" (взгляд куда-то вверх). - "Но нет же ничего". - "Ну, семь". - "Совсем нет". - "Тогда пеняйте на себя". На следующий день был письменный экзамен по истории, вскоре оказалось, что за него нашей девочке поставили двойку. Скорее всего, не потому, что об этом попросила англичанка, а потому, что о пятерке не попросила. Как бы то ни было, эту проверенную работу наша абитуриентка смотреть не пошла. А подала документы в Педагогический университет на исторический факультет и очень успешно выдержала все экзамены.

У меня довольно послушные ученики. Я просила: "Деточка, давай попробуем в РГГУ на второй поток, говорят, они только на первом так расправляются со всеми, а потом есть шанс". Молчание. Продолжаю: "И потом преподавать-то будут прекрасные специалисты, совсем не те люди, которые экзамены принимают. Все-таки там столько наших выпускников прошлых лет училось с удовольствием". Молчание. А потом решительное: "Нет уж. Я туда, к ним ни за что не пойду". Да, неплохо поработала над репутацией своего вуза приемная комиссия РГГУ.

Нет, я, конечно, не считаю, что мои ученики должны проходить всюду вне конкурса и что они все одинаково сильны и безупречно подготовлены. Были у них на вступительных экзаменах и закономерные поражения, и досадные срывы, причем в основном сами потерпевшие трезво оценивали свою работу и в своих ошибках никого, кроме себя, не винили - речь вовсе не об этом.

Никто из наших выпускников-гуманитариев этого года не пропал. Одни учатся в МГУ, других, отвергнутых РГГУ, достаточно подготовленными и грамотными сочла Высшая школа экономики, в которой теперь можно учиться и социологии, и политологии, и психологии, третьи в разных вузах изучают языки, историю, архитектуру. Надеюсь, с ними и дальше все будет хорошо.

Но будет ли хорошо вузам, отсеивающим толковых и способных? Будет ли хорошо известным ученым, когда им придется иметь дело со студентами, не знающими азов и не понимающими, о чем им толкуют и чего от них хотят? Как оценить тот опыт, который абитуриенты приобрели на вступительных экзаменах? Они, конечно, знают, что вузовским преподавателям мало платят - именно этим обычно объясняют цены за частные уроки и последующие услуги. Но наши хорошие дети прочитали много хороших умных книг и имеют представление о том, какие изощренные самооправдания умеет придумывать зло. Хотя может и ничего не придумывать, честно себе признаваясь, как подпольный человек у Достоевского: "Свету ли провалиться, или вот мне чаю не пить? Я скажу, что свету провалиться, а чтоб мне чай всегда пить". И конечно, уже слышали, что зло очень часто остается безнаказанным. Но дело даже не в бездействующем правосудии. Теперь они увидели некоторое количество людей, безусловно, читавших те же хорошие умные книги, более того, сделавших своей профессией разговор о мировых культурных и нравственных ценностях, и при этом циничных, нечестных, равнодушных или трусливых. Может быть, наши дети простят им обиду и пережитое унижение, но забудут едва ли. И фамилии помнят, и лица. И истории будут рассказывать своим знакомым, будущим абитуриентам, а потом и собственным детям. Так что члены приемных комиссий ежегодно делают кое-что для своего бессмертия.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Елена Корчагина, Что стоит превратить "пятерку" в "десятку"? /04.12/
С этого учебного года в школах Республики Беларусь введена 10-балльная шкала оценки достижений учащихся. Теперь положительными стали все отметки, кроме "0": "0" ставится за отказ от ответа без уважительной причины. А недавно в школу пришли новые рекомендации по 10-бальной шкале, с уточнениями и пояснениями. Скоро обещали прислать еще одни.
Татьяна Базжина, Светский факультатив, или Почему не надо боком /23.11/
Может литературные сюжеты и лучше знать в дайджестах, чем не знать вообще, но стоит ли Библию превращать в дайджест? См. также Стенограмму обсуждения стандарта по истории в рамках заседания РОСРО.
Вячеслав Загорский, Как меня скупал Джордж Сорос /20.11/
Сорос уходит из России... Сколько лет самые разные СМИ объясняли, что под прикрытием якобы филантропии гнусный биржевой спекулянт хочет дешево скупить все российские мозги. Но сейчас нелишне припомнить, что сделал этот "биржевой спекулянт" для российской науки и просвещения, хотя бы в рамках Международной Соросовской программы образования в области точных наук.
Константин Поливанов, О пользе уместного употребления слов, или "Недурен российский классик..." /18.11/
В пресловутом "Проекте стандарта" с поразительным упорством повторяются слова о воспитании средствами литературы "духовно-нравственной личности", "общероссийского гражданского сознания" и т.п., будто авторы сомневаются, что в нашей стране патриотизм может возникнуть естественным путем.
Дмитрий Бак, Мандат на беспроблемность /15.11/
По поводу обсуждения стандарта по литературе в рамках заседания РОСРО. Преподавая литературный канон только на территории самого же канона, мы его убиваем навсегда, безвозвратно. Не голословно заучивать канон, а показывать, как классика прорастает сквозь живую современность, выживает и побеждает, соседствуя с низким вкусом и масскультом. Говорить и спорить "на территории" школьника, сочувствовать его мироощущению, его проблемам, а не идти со своим уставом.
предыдущая в начало следующая
Надежда Шапиро
Надежда
ШАПИРО

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Сумерки просвещения' на Subscribe.ru