Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / Сумерки просвещения < Вы здесь
Предновогодние размышления, или Мечты о перспективах российского образования
Дата публикации:  31 Декабря 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Василий Андреевич Жуковский, фактически, первым попробовал зафиксировать в новейшей литературе обаятельную древнюю традицию святочных гаданий. Вот приятно бы было, поставив в бане зеркало, увидеть в нем всякие грядущие кошмары - плохие тесты Единого Государственного экзамена, непригодные стандарты образования, монополизацию производства плохих школьных учебников, а наутро - понять, что все это только страшный сон, а в реальности солнечного зимнего утра вместо ночного мертвого жениха встретиться с чем-нибудь привлекательным, как, например, с обустроенной профильной школой, где сидят веселые, остроумные, заинтересованные в учебе дети, а преподают им симпатичные, образованные, добродушные и энергичные учителя. А где-то рядом прекрасные институты, где учатся люди, всей душой рвущиеся получить необходимые познания и начать самим преподавать.

Но сон Светланы Жуковского может оказаться неприменимым к условиям XXI века. Разбежавшись навстречу прохожему, боишься услышать обрывающее все надежды на прекрасное "АГАФОН" из святочных приключений героини пушкинского "Евгения Онегина". А за прозаическим Агафоном последуют и все прочие сулящие беду персонажи уже из Татьяниного сна - медведь, разбойники, чопорный остов, чудище с петушьей головой и так далее.

Но литературная традиция святочная и несвяточная дают нам право иногда все-таки помечтать, не боясь уподобиться Манилову или Обломову. Ведь казалось бы, что может быть лучше, чем представить себе, как несколько человек через две недели в первый день после каникул с радостью отправятся в школу на первый урок длинной третьей четверти? Хорошо, пусть в первый понедельник будет трудно просыпаться, нужно будет пересилить себя даже самым усердным, самым заинтересованным. Но ведь уже второй урок, второй день, третий - это уже не сказка, не утопия - а существующая реальность. Есть дети, которым в школе хорошо и интересно. Есть школы, где таких детей много. А многие ли, пусть даже самые лучшие, учителя ставят перед собой задачу каждый урок и для каждого ученика сделать хотя бы чуть-чуть праздником? А если постараться? А если получится? Не станет ли тогда детей, которым радостно идти в школу, намного больше? Не окажется ли тогда для этих учителей работа источником ощущения собственной состоятельности, профессиональной пригодности, социальной востребованности? Может быть, в этом отыщется источник восстановления или создания престижа профессии учителя? Можно ведь сколько угодно рассуждать о необходимости платить учителям достойную зарплату. И это, действительно, необходимо (как необходимо платить ее каждому, кто занят своим делом на своем месте). Но учителя, который смотрит на свои часы в школе только как на один из возможных способов получать деньги, а уроки для детей, а часто и для себя превращает в сорт каторги, никакими зарплатами не изменишь. Как это ни удивительно, но не все проблемы можно решить с помощью денег. Пушкин здесь более надежный инструмент. Давайте вспомним:

...Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой,
Слегка за шалости бранил
И в Летний сад гулять водил.

Давайте пожелаем нашим учителям в 2003 году хоть немного уподобиться "убогому французу"! С Новым годом, дорогие коллеги!


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Татьяна Базжина, Чтобы не превратить лошадь в кошку /30.12/
Высшему образованию нужна не только фундаментальность, но и разумность в распоряжении ресурсами - и человеческими, и финансовыми, особенно государственными.
Надежда Шапиро, "Жить в эпоху свершений, имея возвышенный нрав, к сожалению, трудно..." /18.12/
То, что творится в РГГУ, - позор: даже сотрудники вуза предупреждены, что на иные факультеты их дети попасть не смогут. Прошу ученицу: "Давай попробуем на второй поток, есть шанс". В ответ решительное: "Нет уж. Я туда, к ним ни за что не пойду". Дети едва ли забудут обиду, так что члены приемных комиссий ежегодно делают кое-что для своего бессмертия. (отзывы)
Елена Корчагина, Что стоит превратить "пятерку" в "десятку"? /04.12/
С этого учебного года в школах Республики Беларусь введена 10-балльная шкала оценки достижений учащихся. Теперь положительными стали все отметки, кроме "0": "0" ставится за отказ от ответа без уважительной причины. А недавно в школу пришли новые рекомендации по 10-бальной шкале, с уточнениями и пояснениями. Скоро обещали прислать еще одни.
Татьяна Базжина, Светский факультатив, или Почему не надо боком /23.11/
Может литературные сюжеты и лучше знать в дайджестах, чем не знать вообще, но стоит ли Библию превращать в дайджест? См. также Стенограмму обсуждения стандарта по истории в рамках заседания РОСРО.
Вячеслав Загорский, Как меня скупал Джордж Сорос /20.11/
Сорос уходит из России... Сколько лет самые разные СМИ объясняли, что под прикрытием якобы филантропии гнусный биржевой спекулянт хочет дешево скупить все российские мозги. Но сейчас нелишне припомнить, что сделал этот "биржевой спекулянт" для российской науки и просвещения, хотя бы в рамках Международной Соросовской программы образования в области точных наук.
предыдущая в начало следующая
Константин Поливанов
Константин
ПОЛИВАНОВ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Сумерки просвещения' на Subscribe.ru