Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / Сумерки просвещения < Вы здесь
Об умении стоять на одной ноге
Дата публикации:  28 Января 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

осхвалять можно любого человека, и вполне заслуженно. Если только он стоит на двух ногах, значит, он куда способнее коровы" - эта максима Гилберта К. Честертона1 затертой цитатой еще не стала, а вот расхожим принципом действования уже вполне. Положа руку на сердце, каждый из нас подтвердит, что руководствуется этим прагматическим принципом, кто-то чаще, кто-то реже. Ну, например, хвалим себя за то, что попадаем ложкой точно в рот, а не в ухо, - это называется аутотренингом; или говорим начальнику, что каждое его распоряжение - для нас на вес золота, потому что он постоянно применяет правила успешного думания (неважно, что из двадцати четырех он руководствуется в основном первым - "освободи ум от мыслей"), - кто-то назовет это подхалимажем, а кто-то - способом установления рабочих контактов. И все время пребываешь в состоянии повышенного оптимизма: а чего не радоваться - и ты сам способнее коровы, и начальник твой тоже. Правда, когда этим принципом начинают руководствоваться люди, обличенные властью, закрадывается крамольная мысль: максима - это же не аксиома...

Если сравнить реформы, идущие сегодня в других областях - пенсионной, военной, судебной, жилищно-коммунальной, - наша, образовательная, набирает обороты наиболее интенсивно и динамично.2

"Набирает обороты", "динамично и интенсивно" - эти слова каждый читающий и слушающий оценит как "активный и положительный", и у него возникнет ощущение, переходящее в уверенность, что все хорошо. Особо въедливые, конечно, отметят, что почему-то говорят государственные мужи о реформе образования, хотя все время твердили о модернизации. Этим ответить просто - если в таком контексте говорить о модернизации, то с чем сравнивать-то? Как же тогда похвалиться-похвастаться? Не будем придираться, а просто похвалим за умение выбирать должные аргументы и поймем для себя, что в одних ситуациях уместнее говорить про модернизацию, а в других - про реформу. А вот тем же дотошным, кто полезет в дебри и будет указывать на то, что нет военной реформы, а есть армейская, но она отложена до 2007 года, что реформа ЖКХ - это замерзающие строения и бастующие коммунальщики, что есть еще реформы естественных монополий, отвечать не будем ничего, потому что их речи не укладываются в принцип восхваления.

В прошлом году у правительства сложилось плодотворное сотрудничество с Министерством образования. В шутку можно сказать, что они нас прямо-таки замучили новациями. Единственная наша проблема - сроки оборота документов.3

Тоже все слава богу. И проблема-то единственная, а так плодотворно сотрудничают с мучителями, в шутку сказать. Интересно, а сотрудничает ли правительство с Минтруда, с Минздравом? А как правительство сотрудничает с подчиненными ему ведомствами? Ну возникает у кого-то картинка: небожители-олимпийцы взирают на простых смертных, ну и что? Ведь сотрудничают.

В последнее время среди либеральных экономистов практически не обсуждается суть реформирования социальной сферы, государственной службы и системы государственного управления. Она более или менее понятна всем. Другие реформы продолжают тормозиться, в том числе структурные реформы в образовании, здравоохранении, культуре, науке, где сегодня не только крайне неэффективно используются ресурсы, но и весьма неудовлетворительны услуги и их доступность.4

Этот текст вполне укладывается в рамки принципа восхваления, просто чиновник служит по другому ведомству, вот и восхваляет свое, а чужое чернит. И только это объяснение можно признать уместным. Ну право слово, не предполагать же, что правительство недостаточно сотрудничает с этим ведомством, или оно не замучило его новациями, или что в чиновниках "согласья нет".

И тут вдруг на глаза попадается еще такой текст:

Образование - сфера федеральной ответственности. На наш взгляд, вопросы, касающиеся реформирования оплаты труда работников образования, должны быть в центре внимания государства, а проблемы регулирования оплаты труда в сфере образования должны решаться иначе, чем в других бюджетных сферах. Тот подход, что предлагает Минтруд, на наш взгляд, носит двойственный характер. Главная проблема - в Концепции Минтруда отсутствуют федеральные гарантии того, что зарплата просто-напросто не уменьшится. Мы считаем, что если подход, указанный в Концепции, будет реализован, то произойдет разрушение единого образовательного пространства в России, еще больше усугубится положение педагогов, не будет возможности поощрять квалифицированный труд, привлекать в сферу образования молодые кадры.5

Ой, мамочки, какой уж тут принцип восхваления. Ни много ни мало - разрушение образовательного пространства России, а образование, как помнится, сфера национальной безопасности. Это ж на государственность покушаются. И кто? - свои же, из Минтруда. И как просто - хотят решать проблему оплаты труда так же, как в других бюджетных сферах. А надо по-другому. Почему учителю надо платить иначе, чем врачу? - ну придет же в голову такое спросить. Ну потому, что здоровье нации не сфера безопасности, а образование - сфера, потому что медицина не приоритетное направление финансирования, а образование - приоритетное, неужели кому-то неясно? Неужели неясно, что всеми сладкоголосыми песнями про ЕГЭ, ГИФО, равенство возможностей и пр. нас пытаются заворожить на манер Цирцеи, а она, как помнится, превращала людей не в коров, а в свиней.

Можно восхвалять и самих себя, и свои реформенные достижения, можно радоваться тому, как приукрашаются наши школы и вузы, прирастая Интернетом и прочими дистантными технологиями, можно даже хотеть подписать Болонское соглашение, чтобы российский диплом был не хуже, чем диплом с острова Сардиния, но нельзя, чтобы правая рука не ведала, что творит левая, нельзя все время стоять на одной ноге и нельзя забывать, что Советский Союз подписал Женевскую конвенцию, которая запрещает эксперименты на живых людях (а Россия считает себя его правопреемницей, хочется верить, что не только по ведомству долгов, но и долга). И когда такое случится, то не будут в России считать главными игроками на поле образования министров, замминистров, депутатов и прочих и не будут ставить в один ряд интеллигента и инвалида, поскольку о них надо заботиться6. И интеллигент-учитель или врач не будет считаться ни калечным, ни юродивым, и не нужно ему будет без конца жертвовать собой, стоя на одной ноге, и хвалить тогда друг друга мы будем не только за то, что умеем стоять на двух ногах. Вот бы пожить в эту пору прекрасную...

Примечания:

Вернуться1 Честертон Г.К. Писатель в газете: Художественная публицистика. - М.: Прогресс, 1984, с. 178.

Вернуться2 Министр образования Владимир Филиппов.

Вернуться3 Там же, начальник отдела образования правительства России Геннадий Васин.

Вернуться4 Там же, первый заместитель министра экономического развития и торговли Михаил Дмитриев.

Вернуться5 Председатель Комитета по науке и образованию ГД РФ Александр Шишлов.

Вернуться6 Подробнее см. Привалов А.О вреде лени. - "Эксперт", #46, 2002.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Максим Кронгауз, Украли слово! /17.01/
Если бы лингвистика была чем-то вроде фирмы "Ксерокс", она бы запретила использовать свой брэнд - и инязы остались бы инязами. Но лингвистика подать в суд не может; и вузы стали лингвистическими, потому что в них готовят лингвистов. Кто же теперь не знает хотя бы одного иностранного языка? А если знает, то он и есть настоящий лингвист.
Вячеслав Загорский, Где взять учителей для школы XXI века? /14.01/
Если платить работающим в школе больше 100$ в месяц - хотя бы часть выпускников педвузов станут учителями. Впрочем, московская учительница получает в месяц 4362 рубля. Из этого должно следовать, что выпускники столичных педвузов стоят в очереди у столичных школ. Ничего подобного! Получается, что дело не только в зарплате.
Александра Гурина, Платная халява /10.01/
Бесплатное среднее образование, как и бесплатная медицина, - миф, который государственные мужи всячески культивируют. Хотя продуктивнее было бы уговаривать граждан не совершать подлогов, не тратить деньги на никчемную бумажку, а тратить их на знания. Только в этом случае от тезиса бесплатности придется отказаться.
Татьяна Базжина, Образовательная сверхдержавность /03.01/
Свободу слова ограничивают не столько Савик Шустер и дорогое эфирное время, сколько отсутствие мысли. Накануне Нового года в прямом эфире министр образования поведал, что лучшее образование - в Сингапуре; осталось неясно, то ли не нужно равняться на лучшее, то ли не хочется министру с Сингапуром состязаться. И если там лучшее, то у нас - какое?
Константин Поливанов, Предновогодние размышления, или Мечты о перспективах российского образования /31.12/
Учителя, который смотрит на свои часы в школе только как на один из возможных способов получать деньги, а уроки превращает в сорт каторги, никакими зарплатами не изменишь. Как ни удивительно, не все проблемы можно решить с помощью денег.
предыдущая в начало следующая
Татьяна Базжина
Татьяна
БАЗЖИНА

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Сумерки просвещения' на Subscribe.ru