Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / Сумерки просвещения < Вы здесь
Зачем нам столько свеклы?
Дата публикации:  5 Февраля 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Обучение теперь происходит не в живом общении обучающихся с достойными подражания мастерами, но по книгам. Используемые же для обучения подрастающего поколения книги - это, грубо говоря, не "первоисточники", а учебники, в которых величайшие мысли и деяния человечества сжаты до нескольких строк, а потому не несут уже того воспитательного воздействия, которое могли бы, должны бы нести. Да и требования, предъявляемые системой образования к обучаемому, строятся на том самом количестве и - главное - качестве знаний, которые эта система ему сама предлагает. Отсюда получаем огромную серую массу недоучек, считающихся образованными людьми, вместо немногих действительно ученых и многих, занимающихся простыми, не требующими особого образования делами. Все работы хороши.

Так писал В.В.Розанов в работе, давшей название этой рубрике, писал еще в 1899-м году.

И через век с лишком горькие эти слова по-прежнему актуальны, только помноженные на сто или тысячу.

Я ни капли не преувеличиваю и знаю, о чем говорю. У меня очень удобная для наблюдения за образовательным процессом позиция: работаю в интернет-секторе краевой научной библиотеки, до этого учительствовал в школе, преподавал в частном вузе и сам учился в аспирантуре. А жена моя сейчас работает в школе и учится в "классическом университете" (недавнем педвузе, разумеется). Почти сферический, можно сказать, обзор. Постараюсь бегло обрисовать вам тот кошмар, который с моего наблюдательного пункта виден во всем его наглом бесстыдстве.

О том, как в интернет-сектор библиотеки ежедневно идут сотнями студенты, аспиранты и школьники, разыскивающие в Сети готовые рефераты, готовые дипломы, курсовые и даже диссертации, я подробно рассказывать не буду, кто захочет - посмотрит, посмеется, поплачет. Здесь я хочу поговорить о том, почему это явление приобрело столь массовый характер и что с этим можно поделать.

"Творческие" и "научные" работы и раньше напропалую списывались, не надо идеализировать, но - тогда хотя бы списывались. Даже совершенно бездумно водя ручкой по бумаге, учащийся волей-неволей хоть что-то усваивал и запоминал. А вообще-то списывание - это в некотором роде тоже труд. Если нерадивый студент списал работу у однокашника или у старшекурсника, он, на первый взгляд, имел больше шансов быть изобличенным в плагиате: обе работы мог проверять один и тот же преподаватель. Теперь же работу часто не надо не только писать, но и списывать. В любом интернет-кафе консультант найдет на бездонных файлопомойках нужный лентяю курсовик и распечатает его на принтере. А текст, выкачанный из Сети, написанный неведомым студентом неведомого вуза неведомого уголка страны, вроде бы и списанным трудно объявить.

Но это только на первый взгляд. На деле - не так уж часто пополняются интернет-коллекции рефератов (понятно, желающих взять гораздо больше, чем желающих поделиться), и преподаватели давно наизусть знают все эти "расшаренные" тексты. И чего скрывать, нередки случаи, когда чуть ли не вся группа сдает один и тот же реферат или студент, например, из Ставрополя, дальше Невинномысска никогда носа не казавший, вдруг оказывается "автором" дипломного проекта, построенного на очень конкретном и специфическом местном материале пос. Каменка Ленинградской области.

По моим наблюдениям, уровень общего развития большинства разыскивающих в Сети готовые работы таков, что даже достойно защитить выкачанный диплом почти никто из них бы не смог: они и читать-писать-говорить толком не могут. Тем не менее - давно вы слышали, чтобы кого-нибудь "срезали" на защите диплома? Я последний раз - в 1995-м.

Значит, абсолютное большинство преподавателей просто закрывают на все это глаза? Да. И даже больше. Вот случай.

Приходят ко мне в сектор двое молодых людей и, протягивая листочек с надписью "www.referat.ru", говорят: "Нам преподаватель сказал, чтобы мы посмотрели, какие здесь есть темы по нашей специальности, чтобы он нам потом их и дал..."

И случай этот - не единственный.

Чем объяснить поведение студентов, понятно: лень, глупость, обучение по воле родителей или для отмазки от армии... Но чем объяснить такое поведение преподавателей? Повальным взяточничеством? Ленью же? Отсутствием мотиваций, побуждающих к честному и добросовестному труду? Общим уровнем, адекватным уровню их студентов?

Думается мне, что всего понемногу и в различных сочетаниях.

Некоторые говорят, что все можно решить, существенно подняв зарплату преподавателей. Не верю: кто или что помешает много получающему преподавателю продолжить брать взятки (лишних денег не бывает), лениться (куда ж она, матушка-лень, денется), "тупить", простите, не хотеть думать (это ж черта характера, и это - навсегда) или ставить пятерки наглым самоуверенным невеждам (жалко же ведь их)? Начнут платить больше, повысится престиж преподавательской карьеры - и на поприще это пойдет больше не только хороших талантливых людей, но и тех же хапуг и лентяев. Процентное соотношение останется скорее всего прежним.

Тут нужны радикальные меры. И это должны быть не смешные "аттестации", когда в коридоры вуза на неделю ставят диваны и телефоны, а все студенты дружно пишут ответы на контрольные вопросы под диктовку своих родимых преподавателей. Нет. Нужны жесткие и безжалостные чистки с увольнением и отчислением без права возвращения в лоно Alma Mater всех преподавателей и студентов, не отвечающих программным требованиям. И проводить эти чистки нужно поручить не министерству образования, а специальной комиссии под эгидой, например, ФСБ и РАН: потому что речь идет даже не о государственной, а о цивилизационной безопасности.

Необходимо что-то решать и со средней школой.

Астрономическое количество золотых и серебряных медалей, вручаемых сегодня выпускникам школ, элементарно неприлично. Как оно получается, все прекрасно знают. Если кто-то не знает, я расскажу.

Классе уже в девятом, а то и раньше учителя примечают тех детей, что учились все прошедшее время без троек, объявляют их "медалистами" и начинают "пасти". "Медалистам" стараются не ставить текущих двоек и троек и четвертных четверок. Учитель, осмелившийся поставить такому вот "медалисту" двойку, может нажить себе на этом крупные неприятности: довести "медалиста" до его липовой медали - дело "чести" всего педколлектива. Кульминация сотворения "медалиста" - "медальное сочинение". Его несколько месяцев пишет, проверяет и перепроверяет все школьное методобъединение филологов или специально нанятый преподаватель вуза, а ученик на экзамене попросту открыто переписывает. Все эти уникальные темы, которые читаются по радио, вытаскиваются из лототрона - это все для графы "Телекоммуникации в средней школе", чтобы там галочку поставить. Уникальные темы хорошо и заранее известны, как им не быть известными, если они не выходят за рамки школьной программы. Иногда для "медалиста" пишут сразу несколько вариантов. На всякий случай. Это общепринятая в большинстве школ России практика.

Между прочим, после всего этого липовый медалист почти без экзаменов поступает в вуз и вполне может ожидать, что с дипломом у него будет нечто похожее.

Еще одна общепринятая школьная практика - стараться вообще не ставить двойки в журнал. Часто представители администрации или старшие товарищи в открытую "советуют" молодому учителю: "Не ставьте двоек в журнал". Стоит ли говорить, что к оценке, не выставленной в журнал, дети всерьез не относятся.

Все это - наиболее распространенные проявления общей для современной российской школы тенденции - не напрягать ребенка, что проявляется и в куда более уродливых формах. Вот буквально на днях жена рассказывала мне об учительнице русского языка, которая разрешает своим ученикам сокращать любое слово, ставя точку в любом его месте - хоть после гласной буквы, хоть после первой - "исключительно для того, чтобы дети чувствовали себя на уроке комфортно и не уставали". Есть и другие.

Немедленно надо со всей этой псевдозаботой заканчивать. Как известно, тяжело в ученье - легко в бою. Человек, ничему не научившийся и не приученный учиться в школе, не станет учиться и в университете, хотя туда и пойдет. И, окончив его, потом этому искусству проскальзывания и отлынивания будет учить своих студентов, детей, учеников, то есть тиражировать это искусство в следующих поколениях.

Достали уже эти глупые сумерки. Пора вставать и выкатывать солнце. Пусть даже и вручную...

Конечно, свеклой с лотка торговать может и неуч, но - зачем нам столько свеклы?


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Татьяна Базжина, Об умении стоять на одной ноге /28.01/
Хорошо бы вспомнить, что CCСР подписал Женевскую конвенцию, которая запрещает эксперименты на живых людях. И когда такое случится, то не будут в России считать главными игроками на поле образования министров, замминистров, депутатов и прочих и не будут ставить в один ряд интеллигента и инвалида, поскольку о них надо заботиться.
Максим Кронгауз, Украли слово! /17.01/
Если бы лингвистика была чем-то вроде фирмы "Ксерокс", она бы запретила использовать свой брэнд - и инязы остались бы инязами. Но лингвистика подать в суд не может; и вузы стали лингвистическими, потому что в них готовят лингвистов. Кто же теперь не знает хотя бы одного иностранного языка? А если знает, то он и есть настоящий лингвист.
Вячеслав Загорский, Где взять учителей для школы XXI века? /14.01/
Если платить работающим в школе больше 100$ в месяц - хотя бы часть выпускников педвузов станут учителями. Впрочем, московская учительница получает в месяц 4362 рубля. Из этого должно следовать, что выпускники столичных педвузов стоят в очереди у столичных школ. Ничего подобного! Получается, что дело не только в зарплате.
Александра Гурина, Платная халява /10.01/
Бесплатное среднее образование, как и бесплатная медицина, - миф, который государственные мужи всячески культивируют. Хотя продуктивнее было бы уговаривать граждан не совершать подлогов, не тратить деньги на никчемную бумажку, а тратить их на знания. Только в этом случае от тезиса бесплатности придется отказаться.
Татьяна Базжина, Образовательная сверхдержавность /03.01/
Свободу слова ограничивают не столько Савик Шустер и дорогое эфирное время, сколько отсутствие мысли. Накануне Нового года в прямом эфире министр образования поведал, что лучшее образование - в Сингапуре; осталось неясно, то ли не нужно равняться на лучшее, то ли не хочется министру с Сингапуром состязаться. И если там лучшее, то у нас - какое?
предыдущая в начало следующая
Денис Яцутко
Денис
ЯЦУТКО
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Сумерки просвещения' на Subscribe.ru