Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / Сумерки просвещения < Вы здесь
Кривоватый профиль
Дата публикации:  11 Февраля 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

В феврале Министерство образования собирается утвердить "доработанный экспериментальный учебный план для комплексного эксперимента по переходу на профильное обучение (как завершающего этапа широкомасштабного эксперимента для старших классов в условиях 11-летней школы)". У Министерства настоящий талант экспериментатора, если не сказать, зуд экспериментаторства. Эксперименты гнездятся один на другом. Не поймешь, где кончается предыдущий и начинается новый. А ведь социальный эксперимент... интересно, сколько раз это слово можно употребить в одном абзаце... так вот, социальный эксперимент - вещь опасная и бессмысленная, особенно, если все "проэкспериментировали" до нас, короче говоря, если есть обширный и, что самое приятное, чужой опыт, если все уже понабивали себе шишек.

В мире профильная система обучения существует давно. Во Франции ее начали выстраивать еще в двадцатых годах прошлого века. В пятидесятые годы право выбора учебных курсов и профильных классов появилось почти у всех школьников Европы и Америки. Пожалуй, только немецкая система образования до последнего времени напоминала нашу - в последние два года учебы можно продолжить ходить в школу (Gymnasium), а можно поступить в профессиональное училище (Berufschule).

За восемьдесят лет своего существования профильная система не достигла совершенства, но это лучший (из ныне существующих) способ учитывать меняющиеся требования общества к образованию. Вопросы, которые встают перед профильным образованием и реформаторами образования в других странах, касаются, как правило, большей индивидуализации учебных проектов и повышения качества элективных курсов. Так, например, Хартия Европейского союза, касающаяся высшего образования, дает студентам возможность слушать необходимые курсы по всей Европе. Если лучший преподаватель по античной архитектуре читает в Италии, а готический стиль лучше всего преподают в Германии, почему студент-архитектор должен слушать двух весьма посредственных профессоров в родном Марселе (надеюсь - никого не обидела)? Переперев замечательную западную идею на родной волапюк, Министерство немного извратило смысл. Если в Европе заботятся о том, чтобы обеспечить наиболее широкий выбор, повысить качество преподавания, и главное создать для всех равные возможности, то первый замминистра образования России Виктор Болотов говорит, что конкурс в профильные классы сохранится, только проводиться он будет "по ясным и прозрачным правилам". Слова Концепции о том, что "закон гарантирует гражданам право получения образования этого уровня, что, однако, не есть синоним права получения его в конкретном образовательном учреждении", выглядят как издевательство. А отговорками насчет прозрачности критериев русского слушателя не успокоишь.

Вокруг "Концепции профильного образования" в российской прессе развернулась более чем оживленная дискуссия. Достаточно заглянуть на сайт, посвященный школьной реформе, чтобы увидеть собственными глазами, как грызут друг другу горло журналисты и чиновники от образования. Собственно, вся дискуссия строится вокруг нескольких принципиальных вопросов. Как будет организовано профильное обучение? Каким должно быть соотношение базовых и профильных курсов, чтобы избежать большой нагрузки и накладок в расписании? Не повлияет ли выбор профиля на результаты единого экзамена (ЕГЭ)? Как будет происходить зачисление в профильные классы? Готовы ли учителя углубленно преподавать свой предмет? Как определиться с выбором профильной специальности? Что делать, если школьник разочаровался за два года в своем выборе?

Все эти вопросы по-разному решаются в различных системах профильного образования. С определенной степенью условности их можно свести к двум основным моделям: англо-американской и континентально-европейской.

Первая развилка, на которой оказываются создатели национальной профильной системы образования, - это выбор между профильными классами и набором элективных курсов. Свободный выбор курсов, на первый взгляд, позволяет в полной мере реализовать запросы каждого школьника, обеспечивает более широкие возможности создания своего образовательного проекта, а значит, и выбора специальности и жизненного пути. Например, собираясь стать web-дизайнером, можно посещать не только физику, математику и информатику - профильные предметы для специалиста в области информационных технологий, но и прослушать несколько курсов по искусству, рисованию и дизайну. Таким образом, выбирая курсы, школьник маркирует изменение спроса на те или иные специальности, а также трансформации в самой специальности.

Но все это красиво лишь в теории. На практике при формировании индивидуального учебного плана возникает несколько серьезных проблем. Во-первых, школьники часто выбирают курсы необдуманно. Некоторые полагают, что тот или иной предмет ну очень хороший, потому что по нему не надо много учить, над ним не надо много работать. Многие идут на урок "за компанию" - потому что этот курс выбрали друзья, а другой курс, может, и полезный, но на него ходят одни "ботаники". Или выбирают какой-нибудь предмет, потому что "учитель - отличный мужик (или замечательная тетка)". Во-вторых, как и у нас, школы не всегда могут удовлетворить многообразные запросы школьников и их родителей. В Англии каждая школа может ограничить круг преподаваемых предметов теми, которые будут даваться на наиболее высоком уровне. Конечно, этим сужается контингент учащихся, но статус школы значительно возрастает. В-третьих, при свободном выборе курсов могут произойти накладки в расписании - выбранные предметы могут идти в одно и то же время. Конечно, если это возможно, школа пойдет навстречу ученику и изменит расписание. В-четвертых, (что весьма актуально в связи с вопросом о влиянии выбора профиля на результаты ЕГЭ) усложняется экзаменационная система. В Англии получить сертификат о полном среднем образовании (GCSE - General Certificate of Secondary Education), например, по естественным наукам можно аж тремя способами: сдав экзамены по трем отдельным GCSE - биологии, химии и физике; выбрав два экзамена, два GCSE, с вопросами по трем предметам; или написав единый экзамен по всем трем дисциплинам. И в-пятых, сложно гарантировать, что именно такой набор курсов соответствует профессиональным требованиям.

Решая проблему соответствия курсов специальности, континентально-европейская, и в частности французская система образования, предоставляя школьникам в старших классах выбор образовательного профиля, оставляет за собой право решать, что должен знать выпускник того или иного профильного класса. При этом французы очень ответственно подходят к проблеме ориентации школьников. Если в Англии школа лишь выполняет запросы родителей - в конце десятого класса родительский комитет собирает требования семей и формулирует общий набор необходимых курсов, в соответствии с которым школьное руководство формирует расписание; то во Франции образовательная система берет на себя ответственность за выбор школьником специализации. Английские школы предоставляют родителям буклеты о своих возможностях, а еще предлагают ученикам, которые делают жизненно важный выбор, ответить на три вопроса: что мне нравится изучать, что мне больше нравится делать - учиться в течение года или как следует работать перед экзаменами, и наконец, какие возможности открывает передо мной этот выбор в будущем? Сразу и не разберешься. Поэтому во Франции уже 65 лет существуют специальные консультационные центры (CIO - Сharge d'assurer l'information et l'orientation), в которых психологи и социологи помогают школьникам и студентам определиться с выбором специальности. Никаких тебе неврозов на почве неправильного выбора, никаких перетасовок в последний момент. В крайнем случае, есть на кого свалить всю ответственность. Такие консультационные центры существуют в каждом округе Парижа, а всего по стране их около пяти тысяч.

Наша образовательная система, видимо, не собирается помочь детям сориентироваться в выборе профильной специальности. Хотя для России это очень актуально. Экономическая ситуация и рынок труда постоянно меняются. Без работы сидят специалисты еще модных пару лет назад специальностей. А школы, так скажем, кадрово голодают, потому что работать там невыгодно и непрестижно. А сколько постоянно возникает новых специальностей! Вопрос о том, как дети будут определяться с выбором профиля, кажется весьма обоснованным. Но, по словам господина Болотова, "70% учеников в старших классах, как правило, уже определяются с выбором своей будущей специальности", а остальные, видимо - уже по словам известной мульт-героини Масяни, - "как-нибудь так".

Единственное, что предлагает Концепция для "профориентации", - это курсы по выбору в средней школе. Разнообразие краткосрочных чередующихся курсов должно помочь "освоению учеником самого механизма принятия решения, освоения поля возможностей и ответственностей". Сложно сказать, насколько курсы, предлагаемые школой, будут разнообразными и качественными и насколько они помогут школьнику сделать выбор. Но сама идея не нова. Как правило, школьник выбирает курсы или класс в четырнадцать-пятнадцать лет. Но в Японии сейчас понижают эту планку. Японцы считают, что образование должно помогать раскрыться индивидуальности ребенка на всех этапах его развития.

Мне возразят, что работники Министерства, безусловно, знакомы с обширным опытом своих иностранных коллег. Но у меня есть по этому поводу определенные сомнения. Вот, например, пассаж из Концепции: "Количество направлений дифференциации, которые можно считать аналогами профилей, невелико - от двух (академический и неакадемический (общий) в англоязычных странах до трех (естественные науки, филология, социально-экономический) во Франции". На самом деле, как в Великобритании, так и во Франции насчитывается никак не менее двадцати профильных направлений. Такая вот досадная ошибочка с профилями! А ведь именно от набора профилей будет зависеть, простите мне мой пафос, конкурентоспособность наших будущих кадров в той или иной сфере.

И англо-американская, и континентально-европейская модели не делают различий между теоретическими и техническими специальностями. И те, и другие - это профили в старшей средней школе (Upper Secondary School). В большинстве стран мира необходимые для той или иной профессии знания и навыки можно получить уже в старших классах - в 15-17 лет. И уже потом решать, продолжить образование или накапливать трудовой стаж. Поэтому в лицеях и колледжах наравне с теоретическими профилями - по языкам и литературе, социальным наукам и естественным наукам, преподаются профильные курсы по управлению, информатике, музыке, танцам, рисованию и дизайну, кулинарии и гостиничному бизнесу, электронике, медицине и социальной работе, агрономии. Этот список почти бесконечен. При преподавании этих специальностей больший упор делается на профессиональные навыки, приглашаются работающие в данной области специалисты.

Существуют и короткие, рассчитанные на один год профильные курсы по некоторым специальностям. Для получения аттестата о законченном среднем образовании надо, правда, отучиться два года. Но короткие курсы позволяют за два года получить навыки сразу в двух областях, а уже работающим специалистам - переквалифицироваться или получить аттестат и сдать экзамен для поступления в университет.

В современной экономической ситуации такой опыт организации профессионального образования кажется очень перспективным. Получить специальные знания и навыки, не тратя пять лет на высшее образование, - идея заманчивая. А в сельских школах можно организовать агротехнический профиль. Это решает и давно назревшую проблему статусного различия между школой, техникумом и вузом.

Еще один важный для содержания профильного образования вопрос: каково должно быть соотношение базовых и профильных курсов? Английская модель определяет круг обязательных курсов - это английский, математика, иностранный язык, естественные науки, технология, информатика, физкультура и с осени 2002 года граждановедение. Школа может выбрать и другие обязательные курсы. Но по договоренности со школьным руководством ученик может пропускать некоторые обязательные предметы, если они мешают ему посещать профильные курсы. Если у школьника получается очень большая нагрузка, предпочтение отдается профильным, а не базовым предметам. Во Франции, наоборот, из строго определенного набора курсов для каждой специальности ничего пропускать нельзя, но дополнительно можно посещать максимум два факультатива - это могут быть история искусства, физкультура, латынь, греческий или третий иностранный язык. Обязательными для всех учащихся старших классов являются уроки французского, литературы, физкультуры, граждановедения, экономики, философии, истории, географии, интегрированный курс математики и информатики и два иностранных языка.

Отечественная концепция пошла по пути еще большей профилизации учебных планов. У нас оказывается гораздо меньше общеобразовательных курсов. На мой взгляд, если в Европе профильная школа дает хорошее, глубокое базовое образование, то в России она будет рассчитана исключительно на целенаправленную подготовку к вступительным экзаменам. К сожалению, это не нивелирует разницу между школьной подготовкой и требованиями вузов. На самом деле, институтам и университетам от абитуриента нужны не столько глубокие знания по тому или иному предмету, сколько аналитические навыки, умение искать нужную информацию, решать поставленные проблемы, а также умение самостоятельно сформулировать проблему и грамотно изложить свое мнение. Но этому не учат в школе. И вряд ли научат и выпускников вновь формируемых профильных классов.

Конечно, можно экспериментировать и с профилем (лучше, конечно, при участии опытного пластического хирурга), но главное - не забывать о цели этого эксперимента. Вы же хотите иметь не просто античный профиль, а аккуратный носик, чтобы не слышать за спиной обидных перешептываний, не отпугивать своим видом "перспективных" женихов, не удручать коллег по работе. Так и в образовании - не достаточно знать, как это делается в других странах, важно понимать, для чего это делается именно так. Если уж вводить профильную систему, то ради наиболее полной реализации запросов общества и отдельного человека, для того чтобы подготовить школьника не просто к поступлению в вуз, а к жизни как научной, так и профессиональной. А вот этим-то целям существующий вариант "Концепции профильного образования" и не отвечает.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Василий Жарков, Нация троечников /06.02/
Больше половины учащихся и выпускников у нас - закоренелые троечники. Учеба на тройки как ничто другое способствует формированию особой психологии. Любовь Кезина заявила, что школа должна быть ориентирована на троечников. Тем временем из школы уходят способные учащиеся. Троечники же удобны не только учителям - чиновники любят их еще больше.
Денис Яцутко, Зачем нам столько свеклы? /05.02/
Уровень развития большинства разыскивающих в Сети готовые работы таков, что даже достойно защитить выкачанный диплом никто из них бы не смог. Абсолютное большинство преподавателей просто закрывают на все это глаза. Нужны жесткие и безжалостные чистки с увольнением и отчислением без права возвращения преподавателей и студентов.
Татьяна Базжина, Об умении стоять на одной ноге /28.01/
Хорошо бы вспомнить, что CCСР подписал Женевскую конвенцию, которая запрещает эксперименты на живых людях. И когда такое случится, то не будут в России считать главными игроками на поле образования министров, замминистров, депутатов и прочих и не будут ставить в один ряд интеллигента и инвалида, поскольку о них надо заботиться.
Максим Кронгауз, Украли слово! /17.01/
Если бы лингвистика была чем-то вроде фирмы "Ксерокс", она бы запретила использовать свой брэнд - и инязы остались бы инязами. Но лингвистика подать в суд не может; и вузы стали лингвистическими, потому что в них готовят лингвистов. Кто же теперь не знает хотя бы одного иностранного языка? А если знает, то он и есть настоящий лингвист.
Вячеслав Загорский, Где взять учителей для школы XXI века? /14.01/
Если платить работающим в школе больше 100$ в месяц - хотя бы часть выпускников педвузов станут учителями. Впрочем, московская учительница получает в месяц 4362 рубля. Из этого должно следовать, что выпускники столичных педвузов стоят в очереди у столичных школ. Ничего подобного! Получается, что дело не только в зарплате.
предыдущая в начало следующая
Катерина Соколова
Катерина
СОКОЛОВА
kateria@sviblovo.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Сумерки просвещения' на Subscribe.ru