Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / Сумерки просвещения < Вы здесь
Профильная школа: недостижимый идеал или насущная необходимость
Дата публикации:  14 Февраля 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Совокупный интеллектуальный потенциал России, если его описывать как систему образования и науки, напоминает классическую задачу о бассейне - с одной его стороны постоянно расширяется "труба" для "утечки мозгов", к которой эти самые мозги буквально подталкивают; с другой - все еще находятся учителя и ученые (часто это одни и те же люди), пытающиеся этот бассейн наполнить. Они сохраняют и развивают добротные традиции тех школ, которые в 60-е годы с трудом доказывали свое право учить умных детей "по-другому", вне единого учебного плана. Однако сейчас специализированные классы и школы размножаются явно не для кадровой подпитки науки и даже не для повышения интеллекта молодежи, а для "поступления" и просто для отчетности. Такая "труба" бассейн не наполнит. Профилизацией старших классов теперь пытаются управлять - но не "сверху", а "сбоку", поскольку подготовку будущих ученых связывают со стандартами педагогического образования, стандартами общего образования и, разумеется, единым государственным экзаменом.

В прошлом году в МГУ открылся новый факультет - биоинженерии и биоинформатики. И так получилось, что туда пригласили сотрудников университета, давно работающих в тех школах естественнонаучного профиля, которые традиционно снабжают alma mater не самыми плохими студентами. По просьбе администрации факультета мы попытались "объединить мысли и действия специалистов из сферы науки, высшего профессионального и общего среднего образования для решения задачи разработки современных образовательных технологий..."1 и издали сборник статей. Покуда сборник готовился, я хотел вставить в него опубликованную в октябре 2002 года в "Учительской газете" "Концепцию профильного обучения на старшей ступени общего образования", но... По сравнению с весьма конкретными статьями представителей известных специализированных (профильных) школ "Концепция" выглядела далеким и непонятно как достижимым идеалом.

Самая большая проблема всех реально работающих профильных школ и классов - нехватка учителей. При этом есть школы с избытком ученых-специалистов (СУНЦ МГУ), есть избыток выпускников педвузов (в Москве, но не в московских школах), но совершенно непонятно, где взять людей, соответствующих замечательным положениям "Концепции":

"Учитель профильной школы обязан не просто быть специалистом высокого уровня, соответствующим профилю и специализации своей деятельности, но и должен обеспечивать:

  • вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса (проектирование индивидуальных образовательных траекторий);

  • практическую ориентацию образовательного процесса с введением интерактивных, деятельностных компонентов (освоение проектно-исследовательских и коммуникативных методов);

  • завершение профильного самоопределения старшеклассников и формирование способностей и компетентностей, необходимых для продолжения образования в соответствующей сфере профессионального образования".

  • В "Концепции" говорится, что подготовить нужных учителей поможет введение "модели стандартов высшего педобразования третьего поколения".

    Вполне возможно, что это получится в системе начального и среднего профессионального образования. Но для подготовки специалистов высшей квалификации и в особенности будущих научных сотрудников узко педагогический профессионализм учителей профильных школ может оказаться вредным. Директор лицея # 1553 (ДНТТМ) - одной из очень немногих школ, где перечисленные выше положения реализуются почти полностью, А.В.Леонтович справедливо отмечает, что с появлением педагогической профессиональности знание стало отчуждено от его непосредственных производителей и носителей - ученых. В результате профессиональный педагог, не занимающийся собственными научными исследованиями, не может передать учащимся живой опыт исследовательских способностей и компетентностей 2:

    "Будучи отчуждены от процесса получения и изменения знаний, педагоги склонны трактовать содержание образовательной программы в качестве догмы - набора застывших фактов, которые должны быть усвоены учащимися как безусловно истинные, неусомневаемые. <...> Отсюда устойчиво воспроизводящийся в образовательной системе и часто критикуемый преимущественно репродуктивный характер образования в современной школе..."

    Это ни в коем случае не означает, что педагоги "плохие", а ученые "хорошие". На примере моей школы - СУНЦ МГУ - часто приходится убеждаться, что далеко не каждый ученый способен объяснить школьникам хотя бы основные положения своей науки.

    Опыт реально работающих профильных школ подтверждает очень древнюю истину - профильное образование не может быть "книжным", то есть педагоги для него не могут быть подготовлены только в рамках системы педагогического образования. Успешно передается ученикам только живой опыт, пережитый учителем. Еще в начале VII в. Св. Иоанн Синаит (Лествичник) в книге "Слово к Пастырю" писал 3:

    "Учителям неприлично преподавать наставления, выписанные из сочинений других, так как и живописцам, когда они делают только списки с чужих рисунков".

    А для того чтобы учитель профильной школы мог обеспечивать "освоение проектно-исследовательских" методов, ему полезно было бы знать, что исследование и проектирование - разные до противоположности виды деятельности, связанные с научным и техническим типами мышления, и что научно-исследовательская деятельность ученых существенно отличается от исследовательской деятельности учащихся 4.

    Устойчивое словосочетание "научно-технический прогресс" ведет человечество не к счастью, а к высокотехнологичному терроризму и техногенным катастрофам, потому что даже по отношению к будущей научной работе у школьников и студентов воспитывается не научное, а техническое мышление. Техническое мышление позволяет оптимизировать пути достижения поставленной цели (проекта), развитие научного мышления приучает анализировать ситуацию до вмешательства, с определением целей и анализом последствий их достижения. Ученый из МГУ, доктор химических наук М.Г.Сергеева пишет 5:

    "Научное мышление характеризуется направленностью на взаимодействие с другими людьми, т.к. научное мышление направлено на получение результата (нового знания), который становится научным только после верификации его другими людьми. И этот этап коммуникации является ключевым при получении научного знания. Научное мышление подразумевает индивидуальную ценность размышляющей личности, а научная деятельность подразумевает непрерывность взаимодействия между людьми и формирования различных сообществ".

    Все соответствует "Концепции" - про "коммуникативные методы". Но только - стиль мышления не может быть передан как "книжное" знание, прописанное в самых наиновейших стандартах. Педагогический процесс в школах и классах научного профиля (не важно, естественно-математического или гуманитарного) - это, прежде всего, наставничество, совместная работа "практикующих" ученых и старшеклассников. Разумеется, не всегда возможно такое чередование, как у меня, - день в школе, день в лаборатории. Но учитель школы научного профиля должен обязательно иметь личный научный опыт и стаж.

    Отсюда следует, что для обеспечения школ научного профиля учителями нужно в первую очередь не вводить в педвузах "необходимые специализации и магистерские программы", а активней привлекать в педагогику людей из науки. По крайней мере, это можно сделать гораздо быстрее и дешевле, чем перестраивать педобразование, - безработных, точнее - "беззарплатных", ученых пока в России хватает. О возможных проблемах, возникающих при этом, я уже писал. В то же время, судя по моим наблюдениям, из многих десятков ученых, успешно преподающих в 10-11-х классах, только очень немногие способны так же эффективно работать с девятиклассниками.

    Поэтому педвузам было бы неплохо сосредоточиться в первую очередь на педагогике начальных и средних классов - там нужна именно педагогическая и психологическая подготовка учителя, а не знание им конкретных наук. Тогда, может быть, у школьников желание учиться будет не только в первом классе, но и после окончания начальной школы и даже (вот было бы здорово!) сохранится до 8-9-го класса.

    Примечания:

    Вернуться1 Наставничество как форма работы ученого со старшеклассниками и учащимися младших курсов. - М.: МГДД(Ю)Т, 2003. - 76 c. см. Введение

    Вернуться2 Леонтович А.В. О воспитании исследовательского способа мышления у школьников. Ученые и учителя. В сборн.: Наставничество как форма работы ученого со старшеклассниками и учащимися младших курсов. - М.: МГДД(Ю)Т, 2003. - 76 c.

    Вернуться3 Загорский В.В. Мудрость Учителя. Учитель в буддизме и христианстве. В кн: Путь к школе. От "педагога" к Учителю - М.: Некоммерч. партнерство "Содействие химическому и экологическому образованию", 2001. - 96 с.

    Вернуться4 Концепция развития исследовательской деятельности учащихся. В журнале: Исследовательская работа школьников, #1, 2002

    Вернуться5 Сергеева М.Г. Наставничество как способ трансляции ценностей научного сообщества от поколения к поколению В сборн.: Наставничество как форма работы ученого со старшеклассниками и учащимися младших курсов. - М.: МГДД(Ю)Т, 2003. - 76 c.


    поставить закладкупоставить закладку
    написать отзывнаписать отзыв


    Предыдущие публикации:
    Катерина Соколова, Кривоватый профиль /11.02/
    В Европе заботятся о том, чтобы обеспечить широкий выбор и равные возможности - у нас конкурс в профильные классы сохранится, только проводиться он будет "по прозрачным правилам". Во Франции есть специальные консультационные центры - наша образовательная система не собирается помочь детям сориентироваться в выборе профильной специальности.
    Василий Жарков, Нация троечников /06.02/
    Больше половины учащихся и выпускников у нас - закоренелые троечники. Учеба на тройки как ничто другое способствует формированию особой психологии. Любовь Кезина заявила, что школа должна быть ориентирована на троечников. Тем временем из школы уходят способные учащиеся. Троечники же удобны не только учителям - чиновники любят их еще больше.
    Денис Яцутко, Зачем нам столько свеклы? /05.02/
    Уровень развития большинства разыскивающих в Сети готовые работы таков, что даже достойно защитить выкачанный диплом никто из них бы не смог. Абсолютное большинство преподавателей просто закрывают на все это глаза. Нужны жесткие и безжалостные чистки с увольнением и отчислением без права возвращения преподавателей и студентов.
    Татьяна Базжина, Об умении стоять на одной ноге /28.01/
    Хорошо бы вспомнить, что CCСР подписал Женевскую конвенцию, которая запрещает эксперименты на живых людях. И когда такое случится, то не будут в России считать главными игроками на поле образования министров, замминистров, депутатов и прочих и не будут ставить в один ряд интеллигента и инвалида, поскольку о них надо заботиться.
    Максим Кронгауз, Украли слово! /17.01/
    Если бы лингвистика была чем-то вроде фирмы "Ксерокс", она бы запретила использовать свой брэнд - и инязы остались бы инязами. Но лингвистика подать в суд не может; и вузы стали лингвистическими, потому что в них готовят лингвистов. Кто же теперь не знает хотя бы одного иностранного языка? А если знает, то он и есть настоящий лингвист.
    предыдущая в начало следующая
    Вячеслав Загорский
    Вячеслав
    ЗАГОРСКИЙ
    Доцент химфака МГУ
    zagor@kinet.chem.msu.ru

    Поиск
     
     искать:

    архив колонки:





    Рассылка раздела 'Сумерки просвещения' на Subscribe.ru