Русский Журнал / Вне рубрик / Сумерки просвещения
www.russ.ru/ist_sovr/sumerki/20030219_jaz.html

Потемкинские уроки
Денис Яцутко

Дата публикации:  19 Февраля 2003

Когда я служил в армии, в оперативном управлении штаба округа, я не раз был свидетелем таких, примерно, телефонных разговоров какого-нибудь штабного полковника с каким-нибудь командиром части:

- Васильич? Привет. Как дела?.. Угу... Да... это... мы к тебе в конце августа с внезапной проверкой нагрянем... Да... Так что, ты уж постарайся... Снаряди там солдат, чтобы ягод пару-тройку ящиков... да... грибов, угу... Что там у тебя еще есть? Охота у тебя там как? Да... Ну, и это... подкрась там, подрихтуй, чтобы говно в глаза не бросалось... Ну, сам понимаешь, что я тебя учу...

А до того как попал в штаб, видел, как в одной мотострелковой дивизии, расквартированной неподалеку от Кандалакшского залива, спешно готовятся к приезду окружных штабистов: как за несколько минут красят - прямо поверх старой, отслаивающейся уже, краски - всякие ворота и ограждения, как офицерам и прапорщикам выдают новую полевую форму, облупившуюся штукатурку завешивают плакатами, а слишком уж невзрачных и зависимых от водки контрактников срочно распихивают по таким нарядам, где они будут не слишком заметны.

А еще раньше - в учебке. Если ночью планировалась учебная тревога, офицеры предупреждали сержантов, сержанты - нас, мы повторяли боевой расчет и отбивались, не снимая "афганки". Но это была еще мелочь в сравнении с "показательными контрактниками". Тогда как раз шла первая кампания по вербовке в армию солдат "на профессиональной контрактной основе". С вербовкой было туго, шли в основном "спецы" (повара, водители и т.п.) и в основном - в подразделения материального обеспечения, где можно что-нибудь полезное украсть. В строевые подразделения контрактников заманить было, видимо, трудно: и деньги не ахти какие, и конфликты всякие тут и там, да и пуля-дура... Но, похоже, был какой-то план или как-то должно было начальство учебной дивизии отчитываться перед своим начальством об укомплектовании подведомственных частей "профессионалами"... В общем, из разных учебных подразделений выдернули по несколько солдат, нашили им на погоны - кому сколько - красные лычки (бытовал тогда миф, не знаю уж, имевший отношение к каким-либо реальным нормативным документам или нет, что контрактники должны отличаться от срочников цветом лычек), не повышая, естественно, на самом деле, в звании, выдали ботинки на шнуровке, а кому не хватило ботинок - велели обрезать пониже и подшить голенища кирзачей, и стали вывозить ежедневно этих псевдоконтрактников куда-то, где они перед какой-то комиссией стреляли из пистолета Макарова, автомата Калашникова и маршировали. Когда комиссия уехала, у солдат отобрали ботинки, спороли лычки, велели - NB! - "привести в порядок испорченные сапоги" и вернули их всех в родные учебные роты и батареи, где им пришлось наверстывать все то, что они пропустили за время своих показательных выступлений.

Почему я об этом рассказываю в рубрике, посвященной образованию? Нет, не потому, что воинская учебка - тоже своего рода образовательное учреждение. Просто, вспомнилось все это, когда я собрался писать о таком распространенном в современной школе явлении, как "открытые уроки". Когда учитель неделю, а то и месяц репетирует урок с учениками, отрабатывает все вопросы и ответы, чтобы они "отскакивали от зубов" (важно не понимание - важно прочесть с выражением и без запинки); когда готовятся яркие наглядные пособия, без которых учитель прекрасно обходился в другие дни и которые будут забыты, когда открытый урок пройдет, etc.

И вспоминаются "потемкинские деревни" - изобретению генерала-фельдмаршала Григория Александровича Потемкина уже больше двух веков, а как отражает российскую ментальность.

Потемкинские деревни в России сегодня уже никого не обманывают. Любой ревизор или проверяющий, которому таковую демонстрируют, прекрасно понимает, что перед ним. И открытые уроки - не исключение. Все знают, что это чистейшей воды театр, не отражающий реального положения дел и даже наоборот - извращающий, маскирующий его, и что репетиции открытых уроков проходят в ущерб программе (а потом учителя еще жалуются, что им "не хватает часов" на рассмотрение той или иной темы). А самое отвратительное и вредное в таких "открытых уроках" - они приучают детей ко лжи и показухе.

Зачем снова и снова устраиваются эти лживые представления, если они давно никого не могут обмануть? В чем смысл этого странного ритуала? Погружение в идеальную реальность? Групповая медитация на "то, как должно бы быть"? Чистое искусство? Или религия? Но почему в учебное (рабочее) время?!

Я еще могу понять обилие потемкинских деревень в Советском Союзе: официальная идеология велела всем и всему процветать и быть лучше, выше, сильнее, обгонять, побивать, перегонять и вообще - демонстрировать всяческие преимущества социалистического строя. Тогда это были, можно сказать, религиозные мероприятия правящей государственной "социалистической" церкви.

А зачем сейчас? Зачем мы пытаемся себя обмануть и приучаем к обману подрастающее поколение? Ведь с ритуальных "потемкинских" уроков начинается ритуальная "потемкинская" жизнь: "потемкинская" работа, "потемкинская" армия, "потемкинское" государство, "потемкинское" право, "потемкинская" медицина...

Помнится, и у князя Потемкина осечка вышла - возвел он "крепость", а она возьми да и рухни от первой же грозы. А грозы по-прежнему остаются настоящими, они не подвержены внушению и не участвуют в наших сомнительных ритуалах.