Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / Сумерки просвещения < Вы здесь
Потемкинские уроки
Дата публикации:  19 Февраля 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Когда я служил в армии, в оперативном управлении штаба округа, я не раз был свидетелем таких, примерно, телефонных разговоров какого-нибудь штабного полковника с каким-нибудь командиром части:

- Васильич? Привет. Как дела?.. Угу... Да... это... мы к тебе в конце августа с внезапной проверкой нагрянем... Да... Так что, ты уж постарайся... Снаряди там солдат, чтобы ягод пару-тройку ящиков... да... грибов, угу... Что там у тебя еще есть? Охота у тебя там как? Да... Ну, и это... подкрась там, подрихтуй, чтобы говно в глаза не бросалось... Ну, сам понимаешь, что я тебя учу...

А до того как попал в штаб, видел, как в одной мотострелковой дивизии, расквартированной неподалеку от Кандалакшского залива, спешно готовятся к приезду окружных штабистов: как за несколько минут красят - прямо поверх старой, отслаивающейся уже, краски - всякие ворота и ограждения, как офицерам и прапорщикам выдают новую полевую форму, облупившуюся штукатурку завешивают плакатами, а слишком уж невзрачных и зависимых от водки контрактников срочно распихивают по таким нарядам, где они будут не слишком заметны.

А еще раньше - в учебке. Если ночью планировалась учебная тревога, офицеры предупреждали сержантов, сержанты - нас, мы повторяли боевой расчет и отбивались, не снимая "афганки". Но это была еще мелочь в сравнении с "показательными контрактниками". Тогда как раз шла первая кампания по вербовке в армию солдат "на профессиональной контрактной основе". С вербовкой было туго, шли в основном "спецы" (повара, водители и т.п.) и в основном - в подразделения материального обеспечения, где можно что-нибудь полезное украсть. В строевые подразделения контрактников заманить было, видимо, трудно: и деньги не ахти какие, и конфликты всякие тут и там, да и пуля-дура... Но, похоже, был какой-то план или как-то должно было начальство учебной дивизии отчитываться перед своим начальством об укомплектовании подведомственных частей "профессионалами"... В общем, из разных учебных подразделений выдернули по несколько солдат, нашили им на погоны - кому сколько - красные лычки (бытовал тогда миф, не знаю уж, имевший отношение к каким-либо реальным нормативным документам или нет, что контрактники должны отличаться от срочников цветом лычек), не повышая, естественно, на самом деле, в звании, выдали ботинки на шнуровке, а кому не хватило ботинок - велели обрезать пониже и подшить голенища кирзачей, и стали вывозить ежедневно этих псевдоконтрактников куда-то, где они перед какой-то комиссией стреляли из пистолета Макарова, автомата Калашникова и маршировали. Когда комиссия уехала, у солдат отобрали ботинки, спороли лычки, велели - NB! - "привести в порядок испорченные сапоги" и вернули их всех в родные учебные роты и батареи, где им пришлось наверстывать все то, что они пропустили за время своих показательных выступлений.

Почему я об этом рассказываю в рубрике, посвященной образованию? Нет, не потому, что воинская учебка - тоже своего рода образовательное учреждение. Просто, вспомнилось все это, когда я собрался писать о таком распространенном в современной школе явлении, как "открытые уроки". Когда учитель неделю, а то и месяц репетирует урок с учениками, отрабатывает все вопросы и ответы, чтобы они "отскакивали от зубов" (важно не понимание - важно прочесть с выражением и без запинки); когда готовятся яркие наглядные пособия, без которых учитель прекрасно обходился в другие дни и которые будут забыты, когда открытый урок пройдет, etc.

И вспоминаются "потемкинские деревни" - изобретению генерала-фельдмаршала Григория Александровича Потемкина уже больше двух веков, а как отражает российскую ментальность.

Потемкинские деревни в России сегодня уже никого не обманывают. Любой ревизор или проверяющий, которому таковую демонстрируют, прекрасно понимает, что перед ним. И открытые уроки - не исключение. Все знают, что это чистейшей воды театр, не отражающий реального положения дел и даже наоборот - извращающий, маскирующий его, и что репетиции открытых уроков проходят в ущерб программе (а потом учителя еще жалуются, что им "не хватает часов" на рассмотрение той или иной темы). А самое отвратительное и вредное в таких "открытых уроках" - они приучают детей ко лжи и показухе.

Зачем снова и снова устраиваются эти лживые представления, если они давно никого не могут обмануть? В чем смысл этого странного ритуала? Погружение в идеальную реальность? Групповая медитация на "то, как должно бы быть"? Чистое искусство? Или религия? Но почему в учебное (рабочее) время?!

Я еще могу понять обилие потемкинских деревень в Советском Союзе: официальная идеология велела всем и всему процветать и быть лучше, выше, сильнее, обгонять, побивать, перегонять и вообще - демонстрировать всяческие преимущества социалистического строя. Тогда это были, можно сказать, религиозные мероприятия правящей государственной "социалистической" церкви.

А зачем сейчас? Зачем мы пытаемся себя обмануть и приучаем к обману подрастающее поколение? Ведь с ритуальных "потемкинских" уроков начинается ритуальная "потемкинская" жизнь: "потемкинская" работа, "потемкинская" армия, "потемкинское" государство, "потемкинское" право, "потемкинская" медицина...

Помнится, и у князя Потемкина осечка вышла - возвел он "крепость", а она возьми да и рухни от первой же грозы. А грозы по-прежнему остаются настоящими, они не подвержены внушению и не участвуют в наших сомнительных ритуалах.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Вячеслав Загорский, Профильная школа: недостижимый идеал или насущная необходимость /14.02/
Для обеспечения школ научного профиля учителями нужно не вводить в педвузах "необходимые специализации", а активней привлекать в педагогику людей из науки. Педвузам же следует сосредоточиться на педагогике начальных и средних классов - там нужна скорее педагогическая и психологическая подготовка учителя, а не знание конкретных наук.
Катерина Соколова, Кривоватый профиль /11.02/
В Европе заботятся о том, чтобы обеспечить широкий выбор и равные возможности - у нас конкурс в профильные классы сохранится, только проводиться он будет "по прозрачным правилам". Во Франции есть специальные консультационные центры - наша образовательная система не собирается помочь детям сориентироваться в выборе профильной специальности.
Василий Жарков, Нация троечников /06.02/
Больше половины учащихся и выпускников у нас - закоренелые троечники. Учеба на тройки как ничто другое способствует формированию особой психологии. Любовь Кезина заявила, что школа должна быть ориентирована на троечников. Тем временем из школы уходят способные учащиеся. Троечники же удобны не только учителям - чиновники любят их еще больше.
Денис Яцутко, Зачем нам столько свеклы? /05.02/
Уровень развития большинства разыскивающих в Сети готовые работы таков, что даже достойно защитить выкачанный диплом никто из них бы не смог. Абсолютное большинство преподавателей просто закрывают на все это глаза. Нужны жесткие и безжалостные чистки с увольнением и отчислением без права возвращения преподавателей и студентов.
Татьяна Базжина, Об умении стоять на одной ноге /28.01/
Хорошо бы вспомнить, что CCСР подписал Женевскую конвенцию, которая запрещает эксперименты на живых людях. И когда такое случится, то не будут в России считать главными игроками на поле образования министров, замминистров, депутатов и прочих и не будут ставить в один ряд интеллигента и инвалида, поскольку о них надо заботиться.
предыдущая в начало следующая
Денис Яцутко
Денис
ЯЦУТКО
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Сумерки просвещения' на Subscribe.ru