Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / Сумерки просвещения < Вы здесь
Где бурить по весне?
Дата публикации:  20 Февраля 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Какие есть приметы наступления весны? Ну, оттепель с капелью, птиц, потянувшихся с юга, или курочку, напившуюся воды, всякий назовет. Но оттепель и в декабре бывает - каприз погоды называется, птицы некоторые и вовсе перелетными перестали быть, вон по московским водоемам тучные утки по льду разгуливают, так им и на юг улетать не надо, их и "здесь неплохо кормят". Впрочем, есть и такая народная, а потому безошибочная примета: если по телевизору о вступительных экзаменах заговорили - весна наступает, а когда об ЕГЭ речь зайдет - так и лето не за горами.

В этом году весна уже наступила, а провозвестником ее, естественно, выступило наше Министерство образования.

Вступительных новостей столько и таких, что деревья уже должны зазеленеть и сразу же отцвести - правда, пустоцветом.

Взять хотя бы такое нововведение - с этого года каждый государственный вуз должен на конкурсной основе доказать свое право на прием и обучение студентов по тем или иным специальностям с предоставлением документов, которые будут рассматриваться конкурсной комиссией. Заявки будут приниматься до 10 апреля. Неплохо придумано; один, правда, вопрос возникает - каждый государственный вуз получает лицензию в том же Министерстве образования, что позволяет ему набирать студентов на указанные в ней специальности, обучать их и выдавать им по истечении пяти лет диплом установленного образца. Это что - у всех госвузов в одночасье лицензии закончились, или Министерство усомнилось в правильности выданных, то есть в качестве своей работы, или сырьевой отраслью себя возомнило и решило устроить конкурс, тендер на право разработки образовательных месторождений? Так что задумка отличная, вот бы теперь причину ее появления понять. Хотелось бы, чтобы ею оказалась все-таки последняя - склонность считать себя "нефтянкой". Там-то, как известно, иностранные инвестиции долгожданные приплыли (про British Petroleum с ТНК разве что новорожденный не знает), ну так чего же и образованию не помечтать о таких вливаниях. В общем, тендер, тендер и еще раз тендер, а кто не успеет, или не докажет, или не покажется Министерству - ну пусть сам на себя пеняет, потому как водится так уж на Руси Ивана-дурака за справкой посылать, что он-де не дурак, об этом даже в русской литературе написано, а мы жизнь свою с ней привыкли сверять.

Но одним только выяснением достойных вузов министерство не ограничилось. Оно обязуется определять число студентов-бюджетников по разным специальностям на основе заявок федеральных министерств и ведомств. Многие уже подали, да какие точные, словно рекламы насмотрелись - вешают в граммах и черешню покупают поштучно. Вот Минкультуры нужно 10 186 человек, Минатому - 500, управлению делами президента - 3020 человек с каким-нибудь высшим образованием, Минздраву - 22030 человек. Представляете, 10 186, не 185 и не 187, а точно 10 186 - и никаких гвоздей. Ну просто социализм да и только, помнится, один из его идеологов писал, что нам нужен учет и контроль - и мы построим социализм. Похоже, Минкульт живет уже при коммунизме, потому что на пять лет вперед знает, с точностью до единицы, сколько специалистов ему потребуется. Управление делами президента живет чуть хуже - и считает округло, и точно не знает, с каким именно образованием ему специалисты нужны - с каким-нибудь. А из готовых, ну тех, что с дипломами, совсем подобрать невозможно? Невозможно, потому что "эти специалисты обеспечат развитие страны во время демографического спада, и государству не придется искать кадры за рубежом", - сказал в интервью "Газете.Ru" замначальника управления экономики Минобразования Михаил Суровов. Ну тогда все понятно - это не для работы по специальности, а для исправления демографической ситуации в стране. Но тут закрадывается крамольная мысль - а что, исправлять демографическую ситуацию можно только работая в управлении делами президента? Помнится, один классик утверждал: "а чтоб детей иметь - кому ума недоставало"?

Но даже если вашего ребенка рекрутируют в культуру или в управление делами, то есть он поступит по госзаказу - не отчаивайтесь. Как утверждают, госзаказ вовсе не означает, что специалист отправится работать по распределению, как это было в советские годы. Просто чиновники таким образом хотят точнее распределить средства на подготовку необходимых, на их взгляд, специалистов. А лет через пять-семь, когда поступившие по госзаказу студенты закончат вуз, они намереваются определить, насколько эффективна такая система. И не думайте, что это разбазаривание средств на образование - напротив, все делается в целях эффективного их расходования. Насчет эффективности ничего не скажу, а вот что эффектно - с этим поспорить трудно.

Впрочем, не только о качестве и экономности радеют весенние гонцы-благодетели. Не обошли они вниманием и свою священную корову - равенство возможностей. На вступительных экзаменах равны должны быть все, чтобы не мог абитуриент-выпускник специализированного класса или школы нацепить значок своего учебного заведения и тем самым намекнуть экзаменатору, чьих он будет. Требование, прямо надо сказать, идеальное, но все-таки за профессуру вузовскую немного обидно - это что же, она только на внешние опознавательные сигналы реагирует? Или у нас в простых школах подготовка такая же, как и в специализированных? Если да - так радоваться нужно и не городить никаких огородов с профильной школой и углубленной подготовкой. Если нет - так никакое задекларированное равенство возможностей не поможет, поступит тот, кто лучше подготовлен. Но чу! в рассуждениях вестников весны возникает "неувязочка" - они утверждают, что за счет усиленной подготовки ученики элитарных российских школ занимают призовые места на олимпиадах всех уровней, вплоть до международных, так что в вуз они так на так поступят. Позвольте, а равенство возможностей? Да все хорошо с равенством - за счет сокращения "целевых" абитуриентов из спецшкол вузам придется приглашать в студенты по результатам олимпиад. И в этом случае шанс выпускников обычных школ попасть в ведущие вузы резко возрастает. Внимательный читатель в этом месте должен ойкнуть и что-то пробормотать про логику. А кто сказал, что логика бывает только рациональной, случается и эмоциональная. К тому же весна - пора обострений...

А если ваш ребенок учится в простой школе, не отличается особыми способностями в математике и литературе, не расстраивайтесь, займитесь с ним танцами, вокалом, плаванием, потому что "без экзаменов в вузы будут приниматься ребята, не сильные в теории, но проявляющие выдающиеся способности в спорте, искусстве, технике". Будет мальчик хорошо лобзиком выпиливать - обязательно в вуз поступит. И не пытайтесь сделать из ребенка отличника-медалиста, потому что этих, как прокаженных, ото всех отделят, и будут они в полной изоляции доказывать, что медали этой самой они достойны, а то ведь медали выдают, а их владельцы грамотно писать не могут да и со счетом затрудняются. Вот только школьников ли нужно в "медальные лепрозории" запирать - не сами же они себе медали чеканят? Да и равенством возможностей как-то не очень...

Впрочем, "все чрезмерное обычно вызывает резкое изменение в противоположную сторону, будь то состояние погоды, растений или тела. Не меньше наблюдается это и в государственных устройствах. Так вот, тирания возникает, конечно, не из какого иного строя, как из демократии; иначе говоря, из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство", - это еще со времен Платона известно. Но у нас весна идет - весне дорогу.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Денис Яцутко, Потемкинские уроки /19.02/
В армии я видел, как готовятся к приезду штабистов: красят ворота, а облупившуюся штукатурку завешивают плакатами. То же с "открытыми уроками": учитель репетирует урок с учениками, отрабатывая ответы, которые после урока будут забыты. Все знают, что это чистый театр и что репетиции проходят в ущерб программе. В чем смысл этого ритуала? (отзывы)
Вячеслав Загорский, Профильная школа: недостижимый идеал или насущная необходимость /14.02/
Для обеспечения школ научного профиля учителями нужно не вводить в педвузах "необходимые специализации", а активней привлекать в педагогику людей из науки. Педвузам же следует сосредоточиться на педагогике начальных и средних классов - там нужна скорее педагогическая и психологическая подготовка учителя, а не знание конкретных наук.
Катерина Соколова, Кривоватый профиль /11.02/
В Европе заботятся о том, чтобы обеспечить широкий выбор и равные возможности - у нас конкурс в профильные классы сохранится, только проводиться он будет "по прозрачным правилам". Во Франции есть специальные консультационные центры - наша образовательная система не собирается помочь детям сориентироваться в выборе профильной специальности.
Василий Жарков, Нация троечников /06.02/
Больше половины учащихся и выпускников у нас - закоренелые троечники. Учеба на тройки как ничто другое способствует формированию особой психологии. Любовь Кезина заявила, что школа должна быть ориентирована на троечников. Тем временем из школы уходят способные учащиеся. Троечники же удобны не только учителям - чиновники любят их еще больше.
Денис Яцутко, Зачем нам столько свеклы? /05.02/
Уровень развития большинства разыскивающих в Сети готовые работы таков, что даже достойно защитить выкачанный диплом никто из них бы не смог. Абсолютное большинство преподавателей просто закрывают на все это глаза. Нужны жесткие и безжалостные чистки с увольнением и отчислением без права возвращения преподавателей и студентов.
предыдущая в начало следующая
Татьяна Базжина
Татьяна
БАЗЖИНА

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Сумерки просвещения' на Subscribe.ru