Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / Сумерки просвещения < Вы здесь
От просвещения для творчества к образованию для карьеры
Часть первая. Большая игра

Дата публикации:  10 Марта 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Победитель олимпиады - почетно, престижно, удобно, наконец, в вуз обещают взять без экзаменов. Победитель олимпиады - козырная карта в доказательстве тезиса "наше образование - всем образованиям образование". Но почему победители высших этапов предметных олимпиад школьников становятся не учеными, а бизнесменами?

Интеллектуальная физкультура

С середины января до середины мая почти каждое воскресное утро от станции метро "Университет" к учебным корпусам МГУ движутся толпы школьников - от шумных шестиклашек до солидных выпускников. Они спешат на университетские предметные олимпиады.

Своих школяров мы, учителя-химики, тоже просим не лениться и сходить хотя бы на первый, теоретический тур Московской химической олимпиады. Ведь и им, и нам интересно провести независимое сравнение с другими известными школами, где есть углубленное изучение химии. В базе данных олимпиады по 10-м и 11-м классам в течение последних десяти лет сравнивать удается только классы с химической специализацией - школьники из "обычных" школ редко попадают в первую тридцатку по количеству баллов. В 2003 году даже среди девятиклассников в первой тридцатке больше половины составляют ученики из известных школ с химическим и естественнонаучным профилем.

Можно, конечно, спорить о терминах - в какой из школ классы "с углубленным изучением", в какой - "профильные", но в олимпиаде лидируют именно школы, давно известные своей специализацией. А в начале 80-х годов на оргкомитете еще происходили бурные дебаты - разрешать ли школьникам из единственного в то время в Москве химического класса школы 171 участвовать в общем зачете. Тогда для них выделили отдельную квоту на Всесоюзную олимпиаду, чтобы дать возможность "нормальным" старшеклассникам попасть в финал. Ну а сейчас есть "Концепция профильного обучения" - ее же и создавали с целью "установления равного доступа к полноценному образованию". Такое вот равенство...

Московскую олимпиаду по химии можно назвать интеллектуальной физкультурой - в ней участвуют все желающие; никаких ограничений для приезжающих на Химический факультет школьников - хоть из Коломенского, хоть из Коломны, хоть из Калуги - нет. В этом году, например, среди лучших по 11-м классам оказался школьник из Украины. Но это МГУ, принимающая организация, никого не ограничивает. А вот управленцы от образования по Москве и Московской области ухитрились за последние несколько лет разделить олимпиаду на городскую и областную (то есть поделить школьников по такому важнейшему "образовательному" показателю, как прописка). И теперь эти олимпиады проходят в разных местах, и нет у нас ни единого комплекта задач, ни единой проверки работ, как было раньше. Вот уж действительно пример абсурдного сепаратизма в самом центре России. Проведение олимпиад для МГУ с финансовой точки зрения абсолютно убыточно, поэтому в разделении нет даже банального финансового интереса - одни чиновные амбиции. Именно чиновные - потому что заинтересованность "конкурирующих" химических вузов в толковых абитуриентах мы учитываем, проводя организационно единую олимпиаду одновременно на базе МГУ и РХТУ. Впрочем, причина столь резкого деления школьников может оказаться гораздо банальнее - учителя из Московской области с ужасом рассказали мне 16 февраля (во время олимпиады), что им приказано готовиться к сдаче ЕГЭ уже в 2004 году. Но я пока не слышал о том, что столичные вузы будут набирать студентов на основе этого экзамена.

На химической олимпиаде школьники не только решают стандартные "нестандартные" задачи; есть у нас и практический тур - он проходит в студенческих практикумах почти на чистом энтузиазме лаборантов и сотрудников (полный рабочий день в воскресенье). Однако результаты практического тура имеют традиционно малый "вес" в баллах, поскольку очень многие школьники только на олимпиаде впервые получают возможность взять в свои руки простые химические приборы. В школах все меньше остается лабораторного стекла и реактивов и, соответственно, практических работ. На уроках химии вместо превращений веществ изучают их теоретическое описание.

Профессиональный мозговой спорт

Но кроме "интеллектуальной физкультуры", существует и "большой интеллектуальный спорт". Он начинается сразу после награждения призеров Московской олимпиады. Следующий этап - Всероссийский финал, на котором нужно защищать "честь Москвы", поэтому для победителей городской олимпиады устраивают тренировочные занятия и дополнительный отбор. И это - всего лишь уменьшенная копия дополнительных сборов-отборов, которые проводятся среди победителей Всероссийской олимпиады перед участием в Международном финале. Ничего удивительного - обычный профессиональный спорт. Он приносит вполне конкретные денежные призы участникам и их учителям. В последние два года премируются не только "международники", но и школьники, представлявшие Москву на российских олимпиадах, и их учителя.

Странно как-то получать эту премию - чувствуешь себя не учителем, а тренером. Впрочем, можно ее рассматривать и как компенсацию за моральный ущерб - ведь приходится подписывать юному дарованию множество освобождений от уроков в связи с тренировками и сборами, искать деньги для оплаты наиболее "высоких" сборов возможных "международников" (в этом году за зимнюю тренировку каждого российского финалиста-химика нужно было платить 4500 руб.). А потом договариваться с коллегами-гуманитариями, чтобы не ставили за сочинение двойку (обычная беда интеллектуальных спортсменов). И после всего этого наблюдать недоуменное разочарование бывшего школьника-олимпийца, ставшего студентом, - не интересуется никто его грандиозными прошлыми успехами после получения студбилета, и тем более они не облегчают ему сдачу сессий.

Впрочем, большинство профессиональных "решателей задач" с сессиями справляются. Хуже обстоит дело с их научными достижениями.

Интеллект vs. творчество

Традиционно принято считать, что предметные олимпиады способствуют отбору будущих ученых. Однако в науке нужен не только интеллект, проявляющийся в умении решать задачи разной сложности с известными параметрами. Развитие науки невозможно без творчества - создания того, чего раньше не существовало - от новой теории (Ньютон и Эйнштейн, например) до новых материалов и конструкций (теоретически "невозможные" в момент их создания высокотемпературные сверхпроводники).

Согласно недавним исследованиям российских психологов, интеллект в процессе развития ребенка вторичен по сравнению с его творческими способностями. Творчество в более младшем возрасте способствует интеллекту в более старшем, но не наоборот. И это не вербальная формула, а экспериментально проверенный факт.

В те годы, когда я участвовал в проведении Всесоюзной химической олимпиады, олимпийцев активно изучала психолог В.С.Юркевич, несколько лет проводилось психологическое обследование школьников - победителей международных и всесоюзных олимпиад, испытуемыми были почти 200 человек - учащихся старших классов. И вот что получилось:

Конечно, наши испытуемые оказались намного интеллектуальнее, чем "среднестатистические" дети. Они не только гораздо лучше справлялись с тестами пространственного мышления, количественными (математическими), тестами на логическое мышление - это нас никак не удивило. Но эти школьники лучше справились даже с вербальными (словесными) заданиями (не будучи гуманитариями), причем различия были очень существенными. То есть эти дети оказались не только знающими (это необходимо, без этого на олимпиаде делать нечего), но и очень способными к обучению, интеллектуально одаренными...

А вот как насчет творческих способностей? Здесь результаты оказались неутешительными: количество творческих детей в этой выборке никак не отличалось от любой случайной группы. Более того, в группе наиболее очевидных победителей (занявших первые-вторые места во всесоюзных олимпиадах) процент творческих детей был даже меньше, чем в случайной выборке!"

Другие исследования того же автора подтвердили известный факт - интеллектуально развитые школьники стремятся в первую очередь к максимальному результату, творческим интересен сам процесс (решение задачи, анализ проблемы).

"Потому и на олимпиаде среди победителей было больше интеллектуалов. Впрочем, как мы уже говорили, пока олимпиады отбирают вовсе не особо творческих детей, а преимущественно интеллектуальных и знающих".

Однако когда тех же олимпийцев попросили указать, какие способности они считают самыми важными для научной работы, "практически все школьники, независимо от типа их одаренности, считали творческую деятельность, творческие способности самыми важными.

Вот она, готовая основа для неврозов у интеллектуалов".

Психологи выделяют и изучают фактор, чрезвычайно важный для будущих ученых - исследовательское поведение, как познавательный процесс, связанный со сбором и анализом новой информации. В обстоятельной монографии А.Н.Поддьякова показано, что между исследовательским поведением и интеллектом (умением пользоваться имеющимися знаниями) зависимости практически нет или она обратная - "интеллектуалы" часто имеют низкий исследовательский потенциал.

Тем не менее, победы российских школьников в международных интеллектуальных соревнованиях по-прежнему рассматриваются как критерий высокого качества нашего образования, а сама система олимпиад - как один из лучших способов отбора будущих ученых.

В признании олимпиад средством "научной" профориентации есть своя доля истины. Как способ предварительного отбора научно одаренной молодежи, олимпиады оптимальны по возможности использования количественных и почти объективных критериев. Многолетний опыт показывает, что из школьника, регулярно попадавшего в списки призеров на предметной олимпиаде, получается неплохой студент, затем аспирант и кандидат наук по соответствующей специальности, то есть высокопрофессиональный научный работник. Но не остаются эти высокоподготовленные кадры в науке, плавно перетекают они в бизнес-сферу. А среди нобелевских лауреатов преобладают ученые из тех стран, чьи школьники обычно не блистают интеллектом на международных олимпиадах.

Есть у нынешних олимпиад и еще одна функция - они потрясающе удобны для связанных с ними чиновников от образования. Все сведения об участниках и их результатах заносятся в электронные таблицы (Excel), и данные затем можно представлять в виде красивых колонок цифр и разноцветных графиков - отчетность получается красивой.

Но есть у предметных олимпиад еще и социальная функция - участие в них готовит школьников к жизни в современной России, которая все больше перенимает у Запада образ "игровой цивилизации", о чем неустанно пишет директор Института проблем инвестирования Евгений Сабуров.

И в этом контексте олимпиады школьников становятся лишь частным случаем "большой игры", в которую предполагается включить все население нашей страны.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Максим Кронгауз, Процесс пошел /26.02/
Дискуссия по образовательным стандартам выявила три мнения: стандарты нужны; стандарты не нужны; "мне стандарты не нужны, но Россия так велика, что вообще-то нужны". Важно понимать, что отсутствие госстандарта не означает хаоса в образовании, а означает всего лишь большую свободу и невозможность регулирования образования из центра.
Елена Иваницкая, "Сенька-бери-мяч" /26.02/
Филиппов признает, что после школы "40% учеников ненавидит Толстого и Чехова": школа так "учит", что поселяет в ученике ненависть к изучаемому. Казалось бы, надо бить в колокола, но министр - сторонник еще большего сокращения: "Пусть лучше не знают, чем ненавидят". И это называется "Дадим углубленные знания прямо в школе"?
Татьяна Базжина, Где бурить по весне? /20.02/
Если ваш ребенок не гений в математике и литературе, не расстраивайтесь - займитесь с ним танцами, вокалом, плаванием: "без экзаменов в вузы будут приниматься ребята, не сильные в теории, но проявляющие выдающиеся способности в спорте, искусстве, технике". Будет мальчик хорошо лобзиком выпиливать - обязательно в вуз поступит.
Денис Яцутко, Потемкинские уроки /19.02/
В армии я видел, как готовятся к приезду штабистов: красят ворота, а облупившуюся штукатурку завешивают плакатами. То же с "открытыми уроками": учитель репетирует урок с учениками, отрабатывая ответы, которые после урока будут забыты. Все знают, что это чистый театр и что репетиции проходят в ущерб программе. В чем смысл этого ритуала? (отзывы)
Вячеслав Загорский, Профильная школа: недостижимый идеал или насущная необходимость /14.02/
Для обеспечения школ научного профиля учителями нужно не вводить в педвузах "необходимые специализации", а активней привлекать в педагогику людей из науки. Педвузам же следует сосредоточиться на педагогике начальных и средних классов - там нужна скорее педагогическая и психологическая подготовка учителя, а не знание конкретных наук.
предыдущая в начало следующая
Вячеслав Загорский
Вячеслав
ЗАГОРСКИЙ
Доцент химфака МГУ
zagor@kinet.chem.msu.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Сумерки просвещения' на Subscribe.ru