Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / Сумерки просвещения < Вы здесь
Мертвые цифры домашних заданий, или Угроза из зазеркалья
Дата публикации:  27 Марта 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Кое-кто утверждает, что перед нашествием мы услышим из глубины зеркал бряцанье оружия.
Х.Л.Борхес. Зеркальные существа

Недавно одна посетительница интернет-сектора библиотеки заказала мне поиск готовой курсовой работы. Сегодня это явление повсеместное, и, хотя мне такое положение дел совершенно не нравится, выполнение подобных заказов - одна из моих прямых служебных обязанностей (называется - "Тематический поиск в Сети"). Я добросовестно перекопал все известные мне коллекции рефератов, но готовой курсовой на требуемую тему не нашел. Когда посетительница пришла забирать заказ, я, рассказав об отсутствии готовой работы, предложил ей накачать кучу статей, близких ее теме, из которых она могла бы собрать неплохую курсовую.

- Ой, - сказала она в ответ, - Я, наверное, посоветуюсь с научной руководительницей. Если она разрешит, сделаем так, как Вы говорите.

- Постойте, - удивился я, - Вы собирались сдавать чужую работу, а на то, чтобы сделать работу более или менее самой, Вам необходимо разрешение?

- Конечно, - ответила моя заказчица, - все же из Интернета сдают, а я тут приду... А вдруг она скажет мне, что, мол, кто я такая, чтоб самой курсовую писать...

Это говорилось без тени шутки.

Я давно уже не только не удивляюсь подобным высказываниям, я уже даже перестал ими возмущаться. Но жить в этом перевернутом, зазеркальном мире неуютно - это ощущение захватывает меня все полнее. Бряцанье зеркального оружия все воинственнее. Пользоваться своим собственным умом (хотя бы минимально - собирая примитивный реферат методом "копипэйст") большинству уже не только не приходит в голову, но и считается чуть ли не предосудительным.

У кого-то из исследователей примитивных племен (точно указать источник не могу: не помню) есть описание традиционной ритуальной человеческой фигурки - одна дикая народность пользуется ею в своих ритуалах. Так вот фигурка эта своей позой напоминает знаменитого роденовского "Мыслителя". Объясняя исследователю ее символику, дикари говорили: "Это плохой человек. Никогда не знаешь, чего от него ждать".

В примитивных традиционных обществах, где у большинства людей нет навыков, необходимых для качественного и социально безопасного по своим последствиям мышления, попытки самостоятельного думания не приветствовались. Любое возможное действие было предусмотрено и освящено обычаем, то есть нормой, проверенной опытом поколений. И для статичных, не заинтересованных в собственной эволюции человеческих сообществ это нормально.

Сегодня российское общество отброшено на уровень именно такого примитивного, неразвивающегося племени. Жизнь людей втиснута в рамки небольшого набора примитивных функций. Действенность же, полезность части этих функций проверена не поколениями и поколениями, а лишь старшекурсниками да соседями. Им пока кажется, что действия эти их положение улучшают. И окружающие тупо обезьянничают, ибо думать, разумно реагировать на ситуацию, провидя более-менее отдаленные последствия, они не могут, не умеют, не научены.

Если бы мы были обществом действительно традиционным, такое положение дел грозило бы нам всего лишь стагнацией, отсутствием революционных скачков, чрезвычайно медленным развитием и т.п. Может быть, кому-то это не нравилось бы (немногим мыслителям, например), но и не было бы слишком страшно. Но коль скоро мы живем в стремительно меняющемся мире и в такой, в общем, нездоровой текущей политической, экономической, экологической и пр. ситуации, отсутствие у изрядной части населения мыслительных навыков и оторванность от какой бы то ни было реальной живой позитивной традиции может оказаться совершенно губительным.

"Консерваторы" и "традиционалисты" всех мастей пытаются притянуть народ за некие абстрактные уши к неким утерянным или никогда не существовавшим позитивным традициям, перекинуть мостик от человека нынешнего, брошенного даже дезертировавшим с поля боя постмодернизмом и не имеющего уверенной почвы под ногами, к установлениям мифического "того времени", золотого века. Стоит ли говорить, что этот мостик возможен только в их романтических фантазиях, что меняющаяся и большей частью недружественная к человеку современность требует борьбы, требует гибких адаптивных способностей, а ведь не секрет, что основным орудием представителей вида homo sapiens в борьбе за существование является именно способность мыслить, разум. Теряя эту способность, отказываясь от нее, мы становимся слабыми.

Многие причины такого не оправдываемого исторической ситуацией негативного отношения к самостоятельному мышлению следует искать в современной школе, т.к. именно школа формирует в человеке изрядную часть отношений, умений, навыков и призвана давать ему знания.

Не самая последняя из этих причин видится мне, сколь бы мелким и прозаическим на первый взгляд это ни показалось на фоне всего вышесказанного, в том, как в нынешней массовой школе даются домашние задания.

Спросите у любого школьника, что ему задали на ближайший урок, например, истории. Что он вам ответит? Он скажет: параграф такой-то. На урок биологии? Параграф такой-то. На урок русского языка? Упражнение номер такой-то и правило на странице такой-то. У него и в дневнике так записано - "╖46". И именно это с него и требуют. Он заучивает указанный параграф учебника наизусть, не вникая в суть изложенного, рассказывает на уроке заученное и получает за эту дурную, бессмысленную работу отличную оценку. На любой дополнительный ответ он резонно отвечает: "А этого нам не задавали". И он прав: когда задан параграф, предполагается именно знание параграфа и ничего больше.

Никакой пользы в таких заданиях нет. Выученное остается в кратковременной памяти лишь до момента ответа. Ответив, ученик чаще всего быстро забывает выученное, т.к. его сознания оно не коснулось. Со-знание не принимает участия в тупом зазубривании, но предполагает личную сопричастность - если не проживание, то хотя бы обдумывание, осмысление.

Спросите в классе, где подменяете заболевшего учителя, что уже было изучено, на чем остановились, и получите в ответ набор цифр: параграф 14, параграф 15...

Параграфы в учебниках часто делятся на своего рода пункты. Многие учителя имеют привычку говорить при опросе: "На первый вопрос у нас отвечает такой-то..." При этом "первый вопрос" вообще никак не формулируется. Под "первым вопросом" подразумевается первый пункт заданного параграфа, несколько абзацев, объединенных общим подзаголовком.

Естественно, более всего желающих отвечать на тот "вопрос", где меньше объем и количество абзацев...

Все это следует категорически и немедленно запретить.

На дом следует давать не параграф, а проблему, вопрос, тему. Формулировать вопрос при опросе желательно иначе, нежели он был сформулирован в задании. И ни в коем случае нельзя ставить отличную или даже хорошую оценку, если из ответа ученика видно, что он лишь выучил соответствующий параграф учебника. Это в лучшем случае должна быть "тройка" - слабая "тройка", т.к. вряд ли можно бездумно заученные слова оценить как удовлетворительный результат учения.

И не надо, формулируя тему домашнего задания, просто диктовать детям заголовок параграфа из учебника: это почти равносильно его цифровому обозначению и тоже не способствует мыслительной деятельности. Потрудитесь над этой формулировкой. Пусть дети ищут ответ на ваш вопрос, пусть работают над ним.

Конечно, при таком подходе "двоек" и "троек" станет гораздо больше, а количество "золотых медалей" сильно уменьшится. И это хорошо, это поможет молодым людям более реалистично смотреть на жизнь, на собственные способности и собственный уровень образования.

И напоследок два слова о тех, кто считает, что домашние задания следует либо вовсе отменить, либо же выдавать в качестве таковых некие опросные листы, в которых ученик должен будет только поставить галочку напротив верного варианта ответа. Сторонники подобных новаций, несомненно, являются открытыми врагами рода человеческого и агентами злых зазеркальных сил. Они требуют самого строгого и беспощадного осуждения со стороны всех, кто хотя бы отдаленно представляет себе, что такое хорошо и что такое плохо. Если мы дадим зеркальным тварям заполонить нашу землю и вывернуть наши понятия, это будет конец цивилизации. Почувствуйте свою ответственность. No pasaran.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Вячеслав Загорский, От просвещения для творчества к образованию для карьеры /19.03/
Интеллектуальные олимпиады представляют собой крайний случай чистой игры. Ценность их участников для общества очевидна: "олимпийцы" умеют решать трудные задачи, поставленные другими; для них характерно проектное мышление - это не что иное, как черты успешного бизнесмена, о чем говорят многие педагоги, занимающиеся олимпиадами.
Вячеслав Загорский, От просвещения для творчества к образованию для карьеры /10.03/
Часть I. Большая игра. Победитель олимпиады - почетно, престижно, удобно, в вуз обещают взять без экзаменов. Олимпиады - козырная карта в доказательстве тезиса "наше образование - всем образованиям образование". Но почему победители высших этапов предметных олимпиад школьников становятся не учеными, а бизнесменами?
Максим Кронгауз, Процесс пошел /26.02/
Дискуссия по образовательным стандартам выявила три мнения: стандарты нужны; стандарты не нужны; "мне стандарты не нужны, но Россия так велика, что вообще-то нужны". Важно понимать, что отсутствие госстандарта не означает хаоса в образовании, а означает всего лишь большую свободу и невозможность регулирования образования из центра.
Елена Иваницкая, "Сенька-бери-мяч" /26.02/
Филиппов признает, что после школы "40% учеников ненавидит Толстого и Чехова": школа так "учит", что поселяет в ученике ненависть к изучаемому. Казалось бы, надо бить в колокола, но министр - сторонник еще большего сокращения: "Пусть лучше не знают, чем ненавидят". И это называется "Дадим углубленные знания прямо в школе"?
Татьяна Базжина, Где бурить по весне? /20.02/
Если ваш ребенок не гений в математике и литературе, не расстраивайтесь - займитесь с ним танцами, вокалом, плаванием: "без экзаменов в вузы будут приниматься ребята, не сильные в теории, но проявляющие выдающиеся способности в спорте, искусстве, технике". Будет мальчик хорошо лобзиком выпиливать - обязательно в вуз поступит.
предыдущая в начало следующая
Денис Яцутко
Денис
ЯЦУТКО
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Сумерки просвещения' на Subscribe.ru