Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / Сумерки просвещения < Вы здесь
Мистика патриотизма и интеллектуалы
Дата публикации:  17 Апреля 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Похоже, что я слишком затянул со своей диссертацией по педагогике, посвященной патриотическому воспитанию. Еще немного - и тема может потерять актуальность, а специальные воспитательные методы - стать лишними.

Школьники Колмогоровского интерната (Специализированный учебно-научный центр МГУ) переключают телевизор с футбола на новости, студенты и аспиранты, входящие утром в лабораторию, в первую очередь просматривают не свои почтовые ящики в Сети, а новостные ленты. И еще - цитированный мною год назад anekdot.ru. Разумеется, нельзя исключать, что столь обильный поток анекдотов про войну (словосочетание-то какое!) в Ираке пишут специально нанятые (кем?) профессионалы. Но лично знаю нескольких авторов произведений из "иракского" раздела, попадавших в десятку лидеров, и очень сомневаюсь, что эти ребята на кого-то работают. Среди своего окружения я не встречал никого, сочувствующего лично Саддаму, и никого, желающего победы США.

У знакомых мне школьников и студентов волна "ура-настроений", основанных на примитивной группоцентрической морали ("мы - хорошие, они - плохие"), быстро прошла и сменилась гораздо более серьезными обобщениями и выводами. Разумеется, те молодые интеллектуалы, с которыми мне доводится общаться, не совсем такие, как их "среднестатистические" ровесники. Например, по просьбе одиннадцатиклассников мы разбирали мистическое пророчество Даниила Андреева, написанное еще до карибского кризиса, когда весь мир жил в ожидании ядерной войны:

"Урпарп антипод Святого Духа же добивался такого хода вещей, при котором, доведя мощь военных коалиций до последней грани войны, он заставил бы перепуганные народы Восточного Союза - и, конечно, население Друккарга демонический иноматериальный слой, связанный с Россией - сделать отчаянное усилие для того, чтобы уступить, отступить, отказаться от военной схватки, чтобы Стэбингу демону американской великодержавной государственности удалось развить такую силу в своих необозримо-длинных щупальцах, которая позволила бы ему разворотить все укрепления в Друккарге, не прибегая к вторжению ... - развалить без всякой третьей войны социалистическую коалицию. Тогда можно было бы ставить вопрос о всемирном господстве космополитической концепции и о долгожданном объединении Земли под эгидой Стэбинга".

Несколькими страницами раньше мы нашли другое пророчество - о неудачных попытках упомянутого Стэбинга политически подчинить себе другие государства 1:

"...Стэбинг получал пинок за пинком. В Корее и Вьетнаме после взаимных побоев и укусов дело кончилось вничью, но в Китае его щупальца были обрублены самым грубым образом, а впереди маячила опасность, что то же самое произойдет и во всех арабских странах".

Разбор такого непростого произведения, как "Роза Мира", начался с того, что прочитавший его школяр заявил: "Патриотизм - это пища всякой дьявольщины". И действительно, Даниил Андреев писал, что пищей гигантских демонов великодержавной государственности, обитателей инфрамиров, связанных с нашими земными государствами, является "красная роса" - продукт психоизлучения человеческих масс, который производят 2:

"Благоговение перед своим государством (не перед народом или страной, а именно перед государством с его мощью), переживание самого себя как участника в грандиозной деятельности великодержавия, культ кесарей или вождей, жгучая ненависть к их врагам, гордость материальным преуспеванием и внешними победами своего государства, национальное самодовольство, воинственность, кровожадность, завоевательный энтузиазм..."

Получается, что быть патриотом - значит, кормить неких демонов. Разумеется, любая попытка расширения влияния своего государства - это точно кормежка тех чудовищ, что виделись Даниилу Андрееву. По-видимому, пищу для них производит и детская военно-патриотическая "Зарница", и истеричные митинги у зданий посольств. И нужно ли тогда защищать от развала свою страну, земная жизнь которой подчиняется законам схватки страшных обитателей инфрамиров?

Действительно, зачем ученому привязывать себя к дыму нищего отечества, когда можно быть "человеком мира", служить единой мировой науке, не излучая ничего патриотически-демонического? Тем более что высказанное 45 лет назад пророчество почти сбылось - Россия надежно опутана щупальцами Стэбинга.

И студенты самых престижных вузов страны уже не надеются найти себе в ней работу по специальности. Особенно тяжело приходится тем, кто поступил в МГУ после окончания университетского же интерната имени А.Н.Колмогорова, - жилье для молодых специалистов в почти бывших наукоградах не строят, и поэтому выселение из общежития после окончания аспирантуры означает либо уход из науки (на кандидатскую зарплату квартиру не снимешь), либо выезд из России.

Но "единой мировой науки" не существует. Здание Химфака МГУ теперь почти постоянно украшено растяжкой с названием очередной фирмы, проводящей очередной конкурс по поиску и отбору перспективных молодых исследователей. И даже самые благородные результаты научной работы, например получение новых лекарств, могут стать антигуманным политическим и экономическим инструментом. Интересно, а если ученый становится патриотом фирмы, которая обеспечивает его прекрасно оборудованной лабораторией и хорошей зарплатой, каких демонов кормит этот его патриотизм?

На самом деле, наши молодые и перспективные ученые, даже выезжающие надолго в забугорные лаборатории, не дают патриотической пищи никаким инфратварям. Из разговоров и переписки с ними становится ясно, что не имеют они ни благоговения, ни гордости по отношению к принимающей российские "утекающие мозги" стране - только циничный прагматизм и сожаление о том, что не нужны у себя дома. Вполне возможно, что "болонский процесс" в европейской системе образования усилит подобные космополитические настроения. Так и сооружается наднациональное научное здание, разделенное на изолированные этажи и комнаты международных корпораций.

А умные школьники и студенты спрашивают, не связана ли глобализация с подготовкой прихода антихриста...

В поисках ответа приходится разбирать с ними совершенно ненаучную картину мира, выстроенную последовательно Федором Достоевским, Владимиром Соловьевым и Даниилом Андреевым. И ведь работает эта модель - объясняет и предсказывает!

В результате оказывается востребованной молодыми интеллектуалами (не всеми, конечно) традиционная для российской науки идея цельного знания, сочетания просвещения умственного и просвещения нравственного (И.В.Киреевский), всеединства (В.С.Соловьев, см. также здесь) и "созерцающего сердца" (И.А.Ильин).

И тогда возникает то, что можно назвать "русским стилем" научного мышления, - сочетание рационализма, присущего науке, с традициями и всей упомянутой мистикой. Эта "вселенская" наука является выражением русской идеи. Философ А.В.Гулыга сформулировал ее следующим образом:

"Русская идея - это предчувствие общей беды и мысль о всеобщем спасении. <...> Русская идея имела целью объединить человечество в высокую общность, преобразовать в фактор космического развития. Сегодня русская идея (порой - под другими именами) возрождается, наполняя особым смыслом наше потускневшее автомобильно-электронное бытие".

Такое видение своего места в мире не описывается понятиями патриотизма и космополитизма, оно позволяет осуществлять профессиональную деятельность, не упуская из виду того, что наука не рассматривает в принципе - смысла своего существования.

К сожалению, среди ученых мало тех, кто ищет этот самый смысл - большинство предпочитает наркотизирующий трудоголизм текущих исследований, в потоке которого не возникает иррациональных мыслей "о всеобщем спасении"...

Примечания:

Вернуться1 Андреев Даниил Роза Мира'М.: Иной Мир, 1992. - 576 с., книга 11, глава 4, с.480.

Вернуться2 Андреев Даниил Роза Мира'М.: Иной Мир, 1992. - 576 с., книга 4, глава 3, с.174.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Сергей Волков, ЕГЭ?! Эге-ге... /15.04/
ЕГЭ является таковым только по названию: вузы идут по пути отмежевания от школы по формам экзамена. И если раньше между школьными и вузовскими приемными экзаменами была содержательная разница, то теперь возникнет и формально-жанровая: школа от сочинения отказывается, а вуз усиливает его позиции. И кто заплатит за дополнительное обучение?
Сергей Волков, Выпускное сочинение как национальный сериал /09.04/
500 тем сочинений нужно, чтобы ученики не успели шпаргалки написать, а недобросовестные издатели - издать. Прежде всего лишившимися опоры почувствовали себя учителя. Есть темы явно сомнительные: "Болезнь любви неизлечима..." - если вспомнить, о какой болезни эти слова были Пушкиным сказаны, то можно предложить эту тему разве что для мединститута.
Сергей Митрофанов, Плюсы и минусы "болонского процесса" /07.04/
У России нет другого выхода, как включиться в любой "процесс", начатый в Европе. Подоплекой европейской реформы является установление международного стандарта для дипломов, который рано или поздно станет непреодолимым препятствием для выпускников российских вузов на рынке труда.
Александр Логунов, Нам придется менять отношение к сфере образования /07.04/
Включение в болонский процесс позволит нам продвинуться в самой образовательной культуре от традиций века девятнадцатого к системе века двадцать первого, в которой каждый человек имеет право распоряжаться собой, своим временем и нести за это ответственность.
Юрий Афанасьев, Болонский аршин: русский университет vs европейский /07.04/
Без новой информационно-образовательной среды потенции Болонской модели и останутся нереализованными. Болонский вопрос должен быть сформулирован и должен обсуждаться не в технической, а прежде всего политической и содержательной системе координат.
предыдущая в начало следующая
Вячеслав Загорский
Вячеслав
ЗАГОРСКИЙ
Доцент химфака МГУ
zagor@kinet.chem.msu.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Сумерки просвещения' на Subscribe.ru