Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / Сумерки просвещения < Вы здесь
Учительница первая моя,
или Проблема террора в начальной школе

Дата публикации:  29 Мая 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Сколько существует трогательных песенок и стишков о первой учительнице! Сколько рассказов и кинофильмов! Считается, почему-то, что первая учительница - это как первая любовь или первая кровь в драке, даже нет... первая учительница - это доброе божество, вроде мамы, но на зарплате, на очень-очень маленькой зарплате, а потому ее надо беззаветно любить, слушаться и уважать, а после - непременно помнить и немного жалеть. А уж как свои дети заведутся да в школу пойдут, их первую учительницу надо уважать, жалеть и поддерживать.

Бытованию такой точки зрения в народе способствуют в первую очередь сами первые учительницы, т.е. учителя начальных классов, постоянно говорящие о своем незавидном материальном положении и пытающиеся поправить его за счет родителей своих учеников. То и дело слышу от знакомых, чьи дети учатся в начальной школе: "учительница затребовала себе на праздник утюг", "учительница хочет себе на Новый год сервиз", "надо скинуться учительнице на новую сантехнику"... И не по себе как-то от этих рассказов... Не могу привыкнуть, хотя и слышу это почти всю жизнь... Еще когда сам учился в первом классе, помню, мама говорила: "Учительница просит себе на конец учебного года набор столового серебра!! Да идет она..." - дальше следовала одна из тех замечательных маминых тирад на социальные темы, под прямым влиянием которых во мне начинали формироваться уже тогда любовь к родному языку и обостренное чувство справедливости. От нынешних знакомых подобные тирады я слышу редко; требования первых учительниц своих детей они принимают с тяжелой покорностью, как неизбежное зло, даже, наверное, как неизбежное меньшее зло, считая, что дарами этими спасают своего ребенка от каких-то возможных преследований со стороны учительницы.

Казалось бы - заработная плата учителей начальных классов такова, что можно понять желание получить к этим копейкам откуда-нибудь некую прибавку, - желание естественное, хотя и сомнительное с точки зрения законности и морали. Но ведь не только учителя начальных классов в России получают мало денег. Многие родители их учеников живут не лучше. И для них "скинуться учительнице на сервиз" может быть ощутимым ударом по семейному бюджету, то есть и по содержанию ребенка в том числе. Учительский сервиз может стоить ему интересной книжки, новых штанов или десятка-другого мороженых. Однако родители жертвуют этими благами своего ребенка ради... чего?

Ребенок в начальных классах находится почти в полной власти учителя. До этого он, особенно если не ходил в детский сад, не слишком-то сталкивался с внешним, внесемейным, чужим миром. Он раним. Он внушаем и управляем. И обиженная материальным невниманием учительница может, видимо, выместить свою обиду на нем, она может нанести малышу травму, от которой тот, может, и не оправится. Способов к тому у нее множество: накричать, поставить незаслуженную "двойку", не выпустить с урока в туалет, обратить внимание класса на какой-нибудь недостаток ребенка etc.

Возможно, она этого и не сделает, но, согласитесь, дарить ей вещи, которых зачастую никогда не позволили бы себе, заставляет родителей не в последнюю очередь боязнь именно подобных действий с ее стороны. И именно осознание наличия этой боязни, осознание своей власти над детьми (и, следовательно, над родителями) подвигает многих учителей начальных классов без всякого стеснения эксплуатировать родительские кошельки по всякому формальному поводу (праздники и т.п.). Если называть вещи своими именами - эти учительницы шантажируют родителей, создавая угрозу детям. Чем же они, в таком случае, отличаются от захватывающих школы, больницы и автобусы с детьми террористов и других преступников, стремящихся, создавая угрозу жизни и здоровью ни в чем не повинных детей, решить какие-то свои взрослые проблемы? Да ничем. Совершенно.

Спросите, а как же жить несчастным учительницам на мизерную зарплату? А как другие живут? Затяни пояс, подрабатывай рукоделием или написанием статей, сажай картошку, вступай в профсоюз и борись за свои права, увольняйся и ищи другую работу, найди богатого мужа, возьми в заложники какого-нибудь министра, в конце концов, но не детей.

Считаю, что учителей начальных классов, собирающих родительский комитет и требующих себе обязательных дорогих подарков к праздникам, следует воспринимать как террористов, которые создают угрозу жизни и здоровью мирных граждан Российской Федерации, и поступать с ними надо соответствующим образом, применяя соответствующие статьи уголовного кодекса.

И пусть это отпугнет, может быть, многих от работы в начальной школе и создаст дефицит рабочей силы в этой области... Что ж, может быть, это, наконец, заставит власти предержащие всерьез пересмотреть проблему финансирования образования. В любом случае люди, способные на "сервизный" шантаж и вымогательство (а отпугнут подобные меры в первую очередь именно их), не должны работать в школе и учить юных граждан, да и взрослых тоже.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Максим Кронгауз, Лингвистика и беллетристика /22.05/
Лингвисты становятся в определенной степени беллетристами, оставаясь в рамках профессии. И хотя структурализм отвергал "беллетристику" как идею, самим структуралистам она никогда не была чужда. И пошли одни в беллетристику настоящую, и стали другие создавать беллетристику научную... Что и означает, по-видимому, конец эпохи.
Ольга Волкова, Школа российская и школа западная: найдите десять отличий /13.05/
Непоколебима наша уверенность в том, что Запад - "блаженная страна", где люди умнее, а сахар слаще: авторы реформы образования ссылаются на опыт западных систем как на что-то безусловно положительное. Какое оно - школьное образование на Западе? И какое место занимают в западных школах пресловутые тесты?
Вячеслав Загорский, Где плетут образовательную паутину /15.05/
В российском образовании происходит информационный взрыв с трудно прогнозируемыми последствиями. Благодаря информатизации в обществе будет усиливаться расслоение - на тех, кто хочет и может повышать свою квалификацию за счет прохождения интернет-курсов, и на тех, кто полностью выпадает из активной самостоятельной жизни.
О мальчиках любимых и нелюбимых, или Снова о Болонском процессе /05.05/
Фрагменты дискуссии, состоявшейся 6 марта 2003 г. в ЦСР. Бакалавр в Америке - недоучка, это общие знания, не ведущие никуда: там мы не будем лезть со своим уставом в их монастырь. Лучше вообще от этого слова отказаться. В уме у нас должны быть два концепта - специалист, как его ни назови, и магистр, как его ни назови.
Денис Яцутко, Фальш-эпидемия /29.04/
Смешение педагогики с магией, астрологией и разными хиропрактиками происходит все чаще. Мало нам в школах навязчивых попыток православия внедриться в детские мозги, так педагоги теперь несут туда еще и дорелигиозные формы познания действительности. Скоро ли будем устраивать в классах жертвоприношения? Отступать некуда. Мы окружены.
предыдущая в начало следующая
Денис Яцутко
Денис
ЯЦУТКО
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Сумерки просвещения' на Subscribe.ru