Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / Сумерки просвещения < Вы здесь
Родительский долг или религиозное служение?
Дата публикации:  5 Июня 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Спор, в котором любой из оппонентов прав, - спор о том, как воспитывать детей. Право на собственное единственное мнение в этом вопросе святое, и может быть оспорено лишь свекровью, и то - "по ее мнению". Это - область, в которой обычно не терпят и не спрашивают советов, особенно если не возникает особенных проблем. Все равно свой ребенок - самый лучший.

Он растет по собственной заложенной в нем, генетически и социально, схеме, развивается согласно своему графику и обычно более-менее укладывается в общепринятые сроки. Родители исполняют свой долг, руководствуясь фамильным опытом и опираясь на традиции своего круга. Но есть особая порода пытливых матерей и отцов, перфекционистов и естествоиспытателей, которые считают, что в новый мир невозможно пройти старой тропой. Это родители-пассионарии.

Они считают всех остальных фарисеями и лентяями. Но все же ими движет не одно только родительское тщеславие, желание преуспеть в собственных детях, но прежде всего стремление отдать как можно больше, насколько это вообще возможно, лучшему человеку на свете. И тем самым осчастливить его, или хотя бы гарантировать какое-никакое будущее. Именно для таких родителей трудились и творили такие люди, как Мария Монтессори, Глен Доман, Борис и Елена Никитины, Николай Зайцев. Этих педагогов и других их коллег объединяет уверенность в том, что чем меньше ребенок, тем легче он овладевает знаниями. Любыми знаниями. Методики их различны и, помимо общей глобальной цели полного и скорейшего развития всех талантов ребенка, имеют разные точки (или - области) приложения.

Наиболее гармоничной и наименее спорной в этом ряду представляется педагогика Марии Монтессори. Эта удивительная женщина-врач из Италии, родившаяся в позапрошлом веке, создала систему, способствующую максимальному развитию способностей ребенка, соответствующих его возрасту.

Для ребенка создается среда, которую он познает самостоятельно при помощи своих возможностей и в постоянном совершенствовании. В этой среде формируются моторные и сенсорные навыки, знания приобретаются собственным опытом. Функция учителя - наблюдать и помогать, и только когда требуется. Материал Монтессори абсолютно соответствует естественным для возраста ребенка желаниям. Главный недостаток метода (для родителей) - его дороговизна и проблематичность претворения в жизнь из-за огромного количества пособий.

Фигура Глена Домана, основателя филадельфийского "Института ускоренного развития ребенка", вызывает наибольшее количество споров. Одни считают, что он помогает воспитывать гениев, другие, что "его" дети напоминают дрессированных собачек. Книги Домана хоть и заражают читателя, но его методика чрезвычайно трудоемка и, соответственно, чрезвычайно трудна в исполнении. С самых первых дней жизни детям следует показывать карточки по разным отраслям знаний, от написанных слов и разного количества точек до картинок с репродукциями шедевров мировой живописи. Считается (Доманом и его последователями), что такое досрочное зрительное обучение стимулирует развитие различных отделов мозга - и поэтому ребенок развивается быстрее. При этом ребенок - объект обучения, а его мать ежесекундно должна обучать, демонстрируя новое, проверяя старое, постоянно переключаясь с одной области знания на другую, при этом ее собственная личная жизнь и жизнь семьи игнорируется абсолютно. Так, за один день необходимо около 60 раз переключиться с одного на другое и не забывать изготавливать 200 новых карточек в неделю.

Мама-автомат. Выдержать такой ритм способен только подвижник. И это касается всех методик, если, конечно, соблюдать их неукоснительно. Впрочем, то же можно сказать и о любых других рекомендациях, косметологов, например, - если им следовать во всем, то на собственно жизнь тела времени в сутках уже не остается.

Вклад русских педагогов в этой области педагогических знаний тоже велик. В СССР супругами Никитиными была создана полная и эффективная система развивающих игр, способствующих расширению творческих способностей и формирующих навыки самостоятельного мышления. Главную роль в этих методах играет непосредственное участие родителей в занятиях. Именно они не позволяют угасать способностям развития ребенка.

Очень полно разработан метод овладения в раннем возрасте письмом, чтением и счетом Николаем Александровичем Зайцевым. Он основан на системности подачи материала и одновременно - на потребности ребенка в игре. Как всякий другой, метод требует большого количества времени и пособий. При неукоснительном соблюдении дает положительные результаты. Впрочем, как и другие.

Остается единственный вопрос: "зачем?".

Зачем ребенку учиться говорить и читать одновременно?

У проблемы раннего развития немало различных, в том числе "разнонаправленных", аспектов. Зачем ребенку заранее овладевать знаниями, в которых он все равно через некоторое время сравняется с другими детьми? Нужны ли они ему раньше срока? Не упускает ли он в погоне за преждевременными знаниями что-то очень важное безвозвратно? Развитие интеллекта - хорошо, но вдруг при этом ребенок останется недоразвитым в плане чувств. Взросление невозможно без прохождения всех игровых ступенек... Должны же быть и просто передышки!

Владимир Набоков в романе "Дар" писал о случаях ничегонеделанья в детстве и утверждал, что именно в такие моменты кажущегося безделья формируется личность ребенка.

А как раннеразвитый ребенок будет себя вести с другими детьми? Не будет ли он высокомерен по отношению к другим? Ведь, в конце концов, цель педагогики - наилучшая социальная адаптация нового члена общества. Замечено еще, что раннее развитие детей обычно практикуют родители-невротики, сами испытывающие сложности социальной адаптации, но не признающиеся в этом.

Известно еще, что человек - существо гармоническое, и искусственный рывок в чем-то одном оставляет позади другие области, образуя диспропорцию. Раннее развитие, осуществляемое неукоснительно, - своего рода сектантство, слепое служение. Оно требует постоянной жертвенности, горения, преодоления себя. Но все-таки свидетельствует о непропорциональной организации семьи.

"Дети должны быть лучше нас, если это не так, то мы ленивые родители", - написал выдающийся японский педагог Масару Ибука. Но не превращать же родительский долг в религиозное служение.

Педагоги "традиционной ориентации" модные методики - по традиции - не признают. Даже гневаются, что после падения "железного занавеса" появилось много литературы. А в итоге - дети не знают слов "нельзя" и "надо", которые они все равно должны знать и которые в сознание ребенка все равно должны внедряться. Как сказала одна моя знакомая педагог со стажем: "Все идет на уровне "хочу - не хочу". А есть и слово "надо".


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Денис Яцутко, Учительница первая моя, /29.05/
или Проблема террора в начальной школе. Слышу от знакомых, чьи дети учатся в начальной школе: "учительница затребовала себе на праздник утюг, сервиз, новую сантехнику"... Если называть вещи своими именами - эти учительницы шантажируют родителей, создавая угрозу детям. Чем же они отличаются от захватывающих школы террористов?
Максим Кронгауз, Лингвистика и беллетристика /22.05/
Лингвисты становятся в определенной степени беллетристами, оставаясь в рамках профессии. И хотя структурализм отвергал "беллетристику" как идею, самим структуралистам она никогда не была чужда. И пошли одни в беллетристику настоящую, и стали другие создавать беллетристику научную... Что и означает, по-видимому, конец эпохи.
Ольга Волкова, Школа российская и школа западная: найдите десять отличий /13.05/
Непоколебима наша уверенность в том, что Запад - "блаженная страна", где люди умнее, а сахар слаще: авторы реформы образования ссылаются на опыт западных систем как на что-то безусловно положительное. Какое оно - школьное образование на Западе? И какое место занимают в западных школах пресловутые тесты?
Вячеслав Загорский, Где плетут образовательную паутину /15.05/
В российском образовании происходит информационный взрыв с трудно прогнозируемыми последствиями. Благодаря информатизации в обществе будет усиливаться расслоение - на тех, кто хочет и может повышать свою квалификацию за счет прохождения интернет-курсов, и на тех, кто полностью выпадает из активной самостоятельной жизни.
О мальчиках любимых и нелюбимых, или Снова о Болонском процессе /05.05/
Фрагменты дискуссии, состоявшейся 6 марта 2003 г. в ЦСР. Бакалавр в Америке - недоучка, это общие знания, не ведущие никуда: там мы не будем лезть со своим уставом в их монастырь. Лучше вообще от этого слова отказаться. В уме у нас должны быть два концепта - специалист, как его ни назови, и магистр, как его ни назови.
предыдущая в начало следующая
Оксана Дубовенко
Оксана
ДУБОВЕНКО

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Сумерки просвещения' на Subscribe.ru