Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / Сумерки просвещения < Вы здесь
Столичная образовательная кухня
Дата публикации:  17 Июня 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

ожно! Вот я долго думала, можно или нельзя. И пришла к выводу, что можно, - так министр московского образования разрешила московским школьникам выполнять задания на компьютере. - Раз ребенок овладел компьютером и может на компьютере выполнять домашнее задание, то почему не выполнять". Ну, если овладел... От полученной милости возликовать бы, но тот, кому доводилось набирать математические формулы, сочувственно покачает головой. Но главное-то все-таки - можно. Наше образование совершило истинный прорыв - из запретительно-заградительного оно становится разрешительным. Слава богу, что Л.П.Кезина подумала. Но никто не задался вопросом, а почему, собственно, Любови Петровне пришлось размышлять над такой проблемой - поистине экзистенциального масштаба. И непонятно, почему этот пассаж тиражировался всеми СМИ в качестве основного достижения московского образования. Ну разве пишущая братия обрадовалась тому, что "здоровьесберегающие технологии" добрались и до учителей - им теперь не придется глаза ломать о детские каракули.

"А если вдруг возникнут какие-то осложнения, мы обязательно защитим ребенка", - городской департамент образования будет спасать детей от... кого? Ну от сеятелей доброго и вечного. Спрашивается - от чего защищать-то? И обратите внимание - "если ребенок овладел компьютером". Что он с ним сделал: научился кнопку нажимать и буквы на клавиатуре, файл в Word'е сохранять? В этом "овладел" - новая грань извечной проблемы "отцов и детей", эта сверхумная машина на уровне непродвинутого пользователя доступна уже пятилеткам, не то что шестиклассникам, но она до сих пор сродни deus ex maсhina для многих учителей и руководителей образования. Проблема кадров признается гласно: основная проблема среднего специального образования - нет мастеров. "Нужно подготовить слесаря пятого-шестого разряда, а у мастера - второй" - если кто подзабыл квалификационную систему слесарей, то она построена прямо противоположно "Табели о рангах" (та от четырнадцатого к первому, а эта от первого к шестому). И впрямь - не быть титулярному советнику вице-канцлером.

Для решения проблемы нехватки учителей московский департамент предлагает рецепты, простые и действенные: не хватает учителей английского языка - вводите немецкий или французский. А если не найдется достаточно желающих даже за возросшее на 30% жалование преподавать детям европейские языки, то можно и казахский ввести - тоже иностранный язык. А главное - вписывается в идею "этнокультурного образования". Это - один из приоритетов столичного образования, таким образом столичные власти создают условия для диалога культур. Правда, диалог этот у московских школьников будет проводиться в странных формах - сначала они будут приобщаться к "культуре мира", а потом сохранять русский язык. Происходит этот диалог в школах, где наряду со стандартной программой дети изучают "языки, культуру и традиции народов Российской Федерации и сопредельных государств". В сопредельные с Россией государства с имперским размахом зачислены Греция и Италия. Но в конце концов - зачислены-то только в образовании, а не в геополитике.

Есть рецептик попроще, менее амбициозный, но от того не менее действенный. Московские школы черпают кадры из сельской местности. Причем не просто учителей, а мужчин! Вот так село помогает городу. Механизм этой "серой" кадровой схемы прост - сельских учителей в армию не берут, вот выпускники педвузов и устраиваются работать в близлежащие подмосковные деревни, а в свободное от сельских работ время они подсобляют женщинам в городе.

Но не только село помогает столичному образованию - региональные центры тоже вносят посильный вклад. Вот съездила московская комиссия в древний Псков посмотреть, как там идут дела с ЕГЭ, выяснила, что 4 псковитянина на этом основании поступили в московские вузы, и решила - эксперименту быть. И будет - в пяти из десяти московских образовательных округов. Основание достойное: четыре - это же не два прошлогодних то ли якутских, то ли чувашских школьника. Есть чем впечатлиться - прирост аж на 200%. Ну а если на следующий год восемь, а то и шестнадцать представителей "титульных" национальностей поступит в московские вузы, то тогда уж точно - будет по всей столице. А 17 московских вузов будут принимать обладателей сертификатов ЕГЭ, среди них Высшая школа экономики и МГИМО. У того, кто внимательно следит за развитием этой борьбы за "равные стартовые возможности", возникает вопрос - неужто и на МО МГИМО? Как кричал великий режиссер из купцов - "Не верю!". Пожалуй, единственное, чего уже на сегодняшний день добились столичные власти, это эмиграции школьного населения из пяти заветных округов. Расторопные родители переводят своих детей в школы округов с традиционной ориентацией или в ближнее Подмосковье.

Если отрешиться от того, что составляет законную гордость московского образования - 29 школ с бассейнами, 4967 медалистов и их бал в "Гостином дворе", прямо-таки на манер Венского, то можно найти и реальную заслугу столичного образования - оно заговорило о детях- инвалидах и их образовательных потребностях.

Безусловный прогресс уже в том, что эта тема вообще поднимается. Другое дело, что предлагают им хоть и модные "образовательные" технологии - например, арт-терапию, но абсолютно бесполезные для детей двух месяцев отроду, как это планируется. Да и с игровыми терапиями к этим детям не сунешься. Но с другой стороны, господа чиновники разрешили любому образовательному учреждению иметь штатного психолога. Спасибо, что разрешили. Может, эти профессионалы будут знакомы не только с арт- и шоковой терапиями, и смогут помочь московским школьникам, от 38 до 62% которых нуждается в психологической коррекции.

По "гамбургскому" же счету - столичное образование фокусирует все проблемы российского образования - это лоскутное одеяло, где расползающиеся от разрешений дырки латаются запретительными пошлинами. Говорят, в образовании нет денег. "Свежо предание" - но на отдых детей, в том числе и в Венгрии, потрачено 396 млн. 600 тыс. рублей, даже при нынешнем падающем долларе - 13 млн 230 тыс. долларов. Ну а на капремонт не хватает, так, может, отдыхать поскромнее?


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Сергей Волков, Глупый образец или образцовая глупость? /11.06/
Треть заданий в образцовом варианте вступительного теста в РГГУ построена с ошибками или на некорректных примерах. Это случайность или намеренная политика? За решение, которое нельзя признать ошибочным, абитуриент будет наказан минусом за все задание. И вряд ли на апелляции его доводы будут услышаны.
Оксана Дубовенко, Родительский долг или религиозное служение? /05.06/
Родители воспитывают детей, руководствуясь фамильным опытом и опираясь на традиции своего круга. Но есть порода матерей и отцов, которые считают: чем меньше ребенок, тем легче он овладевает знаниями. Именно для таких родителей творили Монтессори, Доман, Никитины, Зайцев. Остается вопрос: зачем ребенку учиться говорить и читать одновременно?
Денис Яцутко, Учительница первая моя, /29.05/
или Проблема террора в начальной школе. Слышу от знакомых, чьи дети учатся в начальной школе: "учительница затребовала себе на праздник утюг, сервиз, новую сантехнику"... Если называть вещи своими именами - эти учительницы шантажируют родителей, создавая угрозу детям. Чем же они отличаются от захватывающих школы террористов?
Максим Кронгауз, Лингвистика и беллетристика /22.05/
Лингвисты становятся в определенной степени беллетристами, оставаясь в рамках профессии. И хотя структурализм отвергал "беллетристику" как идею, самим структуралистам она никогда не была чужда. И пошли одни в беллетристику настоящую, и стали другие создавать беллетристику научную... Что и означает, по-видимому, конец эпохи.
Ольга Волкова, Школа российская и школа западная: найдите десять отличий /13.05/
Непоколебима наша уверенность в том, что Запад - "блаженная страна", где люди умнее, а сахар слаще: авторы реформы образования ссылаются на опыт западных систем как на что-то безусловно положительное. Какое оно - школьное образование на Западе? И какое место занимают в западных школах пресловутые тесты?
предыдущая в начало следующая
Александра Гурина
Александра
ГУРИНА

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Сумерки просвещения' на Subscribe.ru