Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / Сумерки просвещения < Вы здесь
ЗАО "Образование"
Дата публикации:  1 Сентября 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Пока школьники гуляли на каникулах, а учителя - в отпусках, Министерство образования неустанно трудилось над улучшением их быта и жизни по своему разумению. Прежде всего решили "взять под контроль теневые доходы педагогов. Отныне дополнительные платные образовательные услуги в школе - факультативы, кружки, экскурсии и походы - будут оказываться лишь при условии строгой отчетности". Для строгой отчетности утвержден "единый для всех российских общеобразовательных учреждений образец договора", который будет заключаться с семьями учеников "на бланках организации в нескольких экземплярах со всеми необходимыми печатями и подписями". Договор - дело хорошее, теперь никто не посмеет просто так потребовать денег на гардины, унитаз или охранника, все по договору, то есть по обоюдному согласию двух высоких договаривающихся сторон. Попутно министр образования подписал приказ #2833, по которому к работе в школе допускаются религиозные общины, зарегистрированные как юридическое лицо не менее 15 лет назад, для проведения уроков "вне рамок стандартных образовательных программ". Это означает, что Русской Православной Церкви все-таки удалось добиться права преподавать религию в школе. Министр разрешил - своим приказом, вопреки всем общественным дискуссиям, которые велись в ноябре прошлого года. Из религиозных общин в школу попадут лишь православные и мусульмане, только у них стаж регистрации более 15 лет. Но самое главное - факультатив Закона Божьего будет вписан в общую сетку занятий. Раз факультатив - значит, платный, это тоже удачное решение - и к ценностям приобщить, и денег заработать, а коль скоро в общую сетку занятий - то чем будет заниматься ваш ребенок, не посещающий факультатив, между первым и третьим уроком?

Но министерство заботится не только о духовном развитии детей за деньги. Оно заботится и об их здоровье. С 1 сентября вступают в силу новые санитарные нормы для школ, отныне школьные здания не должны быть выше трех этажей. Ведь за один день школьник несколько десятков раз поднимается пешком на пятый этаж и столько же спускается вниз. "Такие марафоны плохо сказываются на сердечно-сосудистой и дыхательной системах подростка", - объясняет такое решение главный санитарный врач столицы Николай Филатов. И то верно, представляете: подросток, поднимающийся вверх по лестнице на четвертый этаж! Душераздирающее зрелище.

Но зато в 218 столичных школах дети до обеда будут учиться, а после - заниматься любимыми делами: играть в футбол, рисовать, вязать, читать. Но все это - в здании школы. То есть будут проводить в школах полный рабочий день - и на возглас "Но они же будут уставать!" министр отвечает: "Конечно. И у нас остаются вопросы - например, об обязательности посещения послеобеденных занятий в таких школах". Спасибо и на том, что хоть вопросы остаются. Зато есть уверенность, что спортзалы должны быть открыты до девяти вечера. Зачем подростку, которому трудно подняться на пятый этаж, спортзал? Ему бы лучше в зал к врачу ЛФК, но "теперь задача состоит в том, чтобы вместе с местной властью обеспечить дополнительную зарплату тренерам, учителям физкультуры. Чтобы спортзалы не пустовали". А вообще идея полного детского рабочего дня в школе - весьма финансово хороша: представляете сколько секций, факультативов и пр. провести можно, а сколько договоров заключить! "Достаточных бюджетных средств не будет, это бывает только при развитом капитализме или развитом социализме, - сообщил министр. - Поэтому надо привлекать внебюджетные источники". И это правильно - за образование надо платить.

Надо сказать, что каждое принимаемое в образовании решение отличается своей последовательностью - оно в корне расходится с решением предыдущего года и принимается вопреки мнению общества. Помните, в прошлом году говорили, что надо закрывать сельские школы? А что в этом - правильно: одновременно открываются 278 школ, и большинство из них - сельские. Помните, в прошлом году обсуждались стандарты образования, специалисты сочли их негодными, до Госдумы они не дошли. И 27 августа на пресс-конференции министр заявляет: "Новые стандарты образования, профильное обучение в масштабах всей страны будут введены с 1 сентября 2006 года. График поэтапного обновления образования в России очень жесткий. Он очень сложный для выполнения, но тем не менее эту линию мы наметили. Если новые стандарты не будут приняты Госдумой, то могут быть утверждены приказом Минобразования, и они будут называться Обязательными требованиями к минимуму содержания образования". Вот так: сказано - сделано!

А помните, обсуждался в вопрос: учить ли детей с шести лет. И педагоги, психологи, врачи говорили, что этого делать не стоит в силу психологических и физиологических причин. И министерство образования принимает решение - учить с шести с половиной! Помните, сколько дискуссий было вокруг 12-летки, нужна она, нет ли. Общество решило, что не готово к двенадцатилетке. И министр образования принимает решение: "Вот сейчас мы возвращаемся к прежней четырехлетней начальной школе. С переходом на более раннее обучение мы должны в школах построить по-другому весь учебный процесс. Мы предлагаем не очень нагружать детей заданиями, учебниками. Ставя, может быть, больше акценты не на вопросах обучения, а на вопросах развития ребенка и подготовке его к обучению в основной девятилетней школе". Если вас в школе нагружали, то, сложив четыре и девять, вы получите тринадцать!

А про информатизацию школ помните? Она идет полным ходом, и часы на информатику и иностранный язык выделяются уже во втором классе, но никто не знает, "что такое преподавание основ информатики в начальной школе" и как преподавать новые предметы, по которым нет учебников. В общем, и новый учебный год мы встретили, как всегда, абсолютно подготовленными, со старыми прорехами, а что не залатали, то похерили министерскими приказами. И надо сказать, что не только учебные планы, но и мнение общества.

P.S. Правда, есть тонкий лучик света: "Правительству России все равно - учить детей или торговать пивом", заявил глава думского комитета по образованию Александр Шишлов на городском педсовете Санкт-Петербурга. Слава Богу, что хоть депутат понимает, что при таком раскладе мы столкнемся с угрозой деградации и необратимыми последствиями для страны.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Евгения Абелюк, Почему я против "Тихого Дона" в школе? /27.08/
Споры о стандарте по литературе зациклились на "Тихом Доне", хотя мир казачества, показанный в романе, поражает жестокостью и дикостью; для чтения текста нужен немалый жизненный опыт. Неужели сторонники изучения "ТД" в школах полагают, что школьники сумеют по достоинству оценить не известный им народ? (отзывы)
Сергей Волков, Сапоги всмятку по-министерски /25.08/
Баталии вокруг списка произведений, предложенных для изучения школьникам, теперь выглядят смешно. Отныне на изучение литературы в 10-11 классе выделяется 2 часа в неделю, и как впихнуть в них все определенное стандартом содержание? Большинство старшеклассников России будут знакомиться с литературой по верхам.
Александра Гурина, Мотивы, которых мы не знаем /14.08/
В душе каждого первокурсника живет надежда, что именно он после окончания вуза будет работать по специальности. Оптимизм убывает от сессии к сессии, и в середине третьего курса студент задает себе вопрос: "Что я тут делаю?". А незнание/неумение учиться проявляется гораздо раньше.
Подпоручик Киже - автор нового стандарта по литературе /13.08/
Окончание. В майском обсуждении очередной версии образовательного стандарта, организованном ГУ-ВШЭ и РОСРО, приняли участие: Кузьминов Я.И., Болотов В.А., Сабуров Е.Ф., Пинский А.А., Чертов В.Ф., Митрофанов К.Г., Лавлинский С.П., Аркадьев А.Г., Кутузов А.Г., Поливанов К.М., Абелюк Е.А., Шапиро Н.А., Волков С.В., Юганова Ф.С. и др.
Подпоручик Киже - автор нового стандарта по литературе /08.08/
В майском обсуждении очередной версии образовательного стандарта, организованном ГУ-ВШЭ и РОСРО, приняли участие: Кузьминов Я.И., Болотов В.А., Сабуров Е.Ф., Пинский А.А., Чертов В.Ф., Митрофанов К.Г., Лавлинский С.П., Аркадьев А.Г., Кутузов А.Г., Поливанов К.М., Абелюк Е.А., Шапиро Н.А., Волков С.В., Юганова Ф.С. и др.
предыдущая в начало следующая
Татьяна Базжина
Татьяна
БАЗЖИНА

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Сумерки просвещения' на Subscribe.ru