Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / Сумерки просвещения < Вы здесь
Социальная обманка
Дата публикации:  12 Сентября 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Мучивший некогда поэта вопрос "Кем быть?" решен - отличником из малообеспеченной семьи. Почему? Потому что теперь стараниями соцсектора правительства студент-отличник будет получать стипендию аж в шесть сотен рублей, а еще учреждена специальная стипендия для малообеспеченных студентов - еще шесть сотен, суммируем и "таким образом, студент-отличник из малообеспеченной семьи может получать 1 тысячу 200 рублей". Ну, а если у кого вдруг родители обеспечены и учится он не на одни пятерки, то жить ему придется в три раза хуже - всего четыреста рублей готово платить ему государство. И "в этом случае студент более-менее может прожить, это небольшие суммы, но хотя не те, которые получали студенты до сегодняшнего дня", - отмечает вице-премьер Галина Карелова. Не знаю, насколько "более", скорее "менее". Не уверена, что можно прожить. Даже если питаться только хлебом и картошкой (8 рублей буханка + 10 рублей килограмм картошки, 400 : 18 = 22 (2) дня, хотя можно сократить потребности и есть умереннее, тогда на дольше хватит). А вот в другом уверена вполне: для бюджета и для правительства такое повышение стипендий - максимум, на что они способны для высшей школы. И коль скоро предновоучебногодние рапорты свелись к обсуждению этого более-менее проживания, то ничего другого сделано уже не будет.

Вроде бы можно радоваться за малообеспеченное студенчество, за которое радеет правительство, но задумываешься над другим. Понятно, что "разогрев политического сезона" переходит в фазу "предвыборного пожара"; понятно, что электорат (сиречь, население) надо обласкивать всеми доступными и разрешенными способами; понятно, что из доступных выбираются привычные ласкающим, апробированные ими еще с соцвремен, а из привычных избирается простейший - выделение пайки. Способ, надо сказать, весьма эффективный - забота о вверенных гражданах налицо, что тем не угодить не может. Правда, две с лишним тысячи лет назад был задан вопрос: "Кажется ли тебе, что ораторы постоянно держат в уме высшее благо и стремятся, чтобы граждане, внимая их речам, сделались как можно лучше, или же они гонятся за благоволением сограждан и ради собственной выгоды пренебрегают общей, обращаясь с народом как с ребенком - только бы ему угодить! - и вовсе не задумываясь, станет ли он от этого лучше или хуже?". 1 Тот же вопрос об общей выгоде стоит и сегодня.

Благо ли увеличенные стипендии для студентов из малообеспеченных семей? Да кто ж скажет "нет". Конечно же, благо. Конечно - если рассуждать в системе ценностей обеспеченного, социально ориентированного государства. Но тогда оно само (или фонды, попечительские советы и пр.) платят отдельным студентам деньги, на которые те могут жить, а не проживать. А остальные, кому не платят, работают и зарабатывают себе на жизнь. В нашем случае нет зажиточного государства, и эти едва прожиточные стипендии всем - сродни подачке. Но самое омерзительное в этой социально ориентированной подачке то, что молодых людей приучают рассчитывать не на свои силы, а на госзаботу, на то, что их, здоровых и дееспособных, будут кормить с госложки, но едва-едва. Их приучают быть зависимыми от государства и довольствоваться малым, то есть к тем самым ценностям, от которых мы пытаемся освободиться уже второй десяток лет. И с "привычкой к труду благородною" у нас происходят интересные метаморфозы. В рамках социалистической пропаганды принято было сообщать, что буржуин буржуинствует, а бедный спину гнет и на него, и на себя. Теперь же результаты опросов показывают: чем лучше обеспечена семья, тем чаще дети работают. На полную ставку работают 8% детей высокообеспеченных родителей и только 3% детей из малообеспеченных семей, временно работают 15% и 3%. Еще более расхождения показывают ответы в графе "Не работает": 91% в семьях с низким уровнем доходов, 83% - с семьях со средним и 75% - в семьях с высокими доходами. "Таким образом причиной студенческих подработок являются не только финансовые трудности в семье" - делают вывод авторы исследования и называют эти результаты "несколько неожиданными". 2 Неожиданность, скорее всего, может случиться в том случае, если руководствоваться либо "буржуинским" аргументом, либо бытовой логикой: трудно материально - пойди поработай. Результаты исследования вполне ожидаемы, если понимать, что у части общества сложилось четкое мнение, что великовозрастные дети вполне могут себя обеспечивать, у самих этих детей - желание быть финансово независимыми от родителей и приобрести профессиональный опыт. Но сформировалось это мнение в социально ответственной и доходно благополучной части общества. Там же, где есть материальные трудности, идеи "поработать", а значит, заработать и помочь себе самому - нет. Там по-прежнему рассчитывают на помощь извне - на щучье веленье, на золотую рыбку, на ярославскую тетушку, а точнее, на заботливое государство. Но "леность погружает в сонливость, / и нерадивая душа будет терпеть голод". Вот ведь парадокс - радение за студентов, повышение им стипендии на деле обрекает их на голод. А что еще неприятнее - погружает общество в спячку на долгие годы, потому что приучает нынешнего студента, а завтрашнего работника довольствоваться малым, но полученным со стороны, потому что "ленивый опускает руку свою в чашу / и не хочет донесть ее до рта своего". 3

Примечание:

Вернуться1 Платон. Диалоги. Горгий.

Вернуться2 Мониторинг экономики системы образования. Информационный бюллетень #1, 2002 г., с.38.

Вернуться3 Книга притчей Соломоновых.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Патрик Хили, Вузы: битва за профессуру /10.09/
Сегодня университеты готовы практически на все, чтобы заполучить именитого профессора, который мгновенно поднимет престиж заведения, привлечет крупных инвесторов и даже немного попреподает. Охота на звезд в сфере образования превратилась в бизнес. Все большее количество частных и государственных университетов включаются в игру.
Денис Яцутко, Товарищ Путин, вы большой ученый /02.09/
В Ставрополе прошло заседание краевого педагогического форума: "Мы будем честно, твердо, смело // Процесс учебный выполнять // И свои знания умело // Наращивать и пополнять". Какой идиот сочинил это - не знаю. Потом учащимся школ Ставрополья вручались подaрки губернатора - в мае это были пионерские галстуки, а теперь - автобусы.
Татьяна Базжина, ЗАО "Образование" /01.09/
Каждое принимаемое в образовании решение в корне расходится с решением предыдущего года и принимается вопреки мнению общества. Так, министр разрешил РПЦ преподавать религию в школе, а школьные здания отныне не должны быть выше трех этажей. Представляете: подросток поднимается на 4-й этаж! Душераздирающее зрелище.
Евгения Абелюк, Почему я против "Тихого Дона" в школе? /27.08/
Споры о стандарте по литературе зациклились на "Тихом Доне", хотя мир казачества, показанный в романе, поражает жестокостью и дикостью; для чтения текста нужен немалый жизненный опыт. Неужели сторонники изучения "ТД" в школах полагают, что школьники сумеют по достоинству оценить не известный им народ? (отзывы)
Сергей Волков, Сапоги всмятку по-министерски /25.08/
Баталии вокруг списка произведений, предложенных для изучения школьникам, теперь выглядят смешно. Отныне на изучение литературы в 10-11 классе выделяется 2 часа в неделю, и как впихнуть в них все определенное стандартом содержание? Большинство старшеклассников России будут знакомиться с литературой по верхам.
предыдущая в начало следующая
Татьяна Базжина
Татьяна
БАЗЖИНА

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Сумерки просвещения' на Subscribe.ru