Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / Сумерки просвещения < Вы здесь
"Стена несъедобных деревьев", или Еще раз о падении грамотности абитуриентов
Дата публикации:  15 Сентября 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Заметное падение грамотности - объективный факт. Увы. Это подтвердит каждый, кто в последние несколько лет принимал вступительные экзамены. Тридцать-сорок ошибок в сочинении, изложении или диктанте - это не исключение, как бывало прежде, а явление вполне рядовое.

У меня есть подозрение, переходящее в уверенность, что печальному положению дел весьма способствует нынешняя наша детективно-фантазийная печатная продукция, на редкость безграмотная и тем самым создающая давление безграмотности на глаз и память юных читателей.

Когда моя дочь проводила по заданию газеты "Первое сентября" опрос московских старшеклассников об их читательских предпочтениях, то типичными ответами оказались такие:

"Люблю ужасы и детективы. А еще мне нравится Борис Акунин".

"Люблю читать фэнтези, приключения"

"Fantasy forever!"

"Книги вообще не люблю, но могу почитать что-нибудь мистическое и фантастическое"

"Читаю преимущественно детективы, на остальное времени нет"

Проработав с карандашом в руках весьма значительный пласт этой продукции, твердо знаю: можно открыть любую книжку на любой странице, и везде непременно обнаружатся орфографические, пунктуационные, грамматические, речевые, стилистические, смысловые ошибки. Детективно-фантазийный гуртовой фабрикат - это километры разгильдяйски безграмотных текстов.

Проделаем опыт. На полу возле моего компьютерного столика - высокая стопка пестрых покетбуков. Беру верхнюю книжку из стопки. Так, детектив. Серия "Русское криминальное чтиво". Открываю где откроется.

"В подсознании я понимала, что в своих бедах виновата сама, что это ужасно и это может кончится плохо" (226). Глагол "понимать", управляя предложным падежом (понимать в чем), имеет в русском языке значение "хорошо разбираться, быть сведущим". Тут же подчеркиваем орфографическую ошибку в написании инфинитива "кончится" и стилистическую - "это ужасно и это может..."

"Я постоянно чего-то жду и стараюсь во всем победить" (226). Грамматическая.

"А еще Максу безумно нравится, что во мне всегда есть элемент секса" (227). Речевая.

"Как ни крути, а деньги это счастье, а за счастье нужно бороться" (228). Пунктуационная и стилистическая.

"Пожалела сама себя называется" (229). Пунктуационная и речевая.

"Платье фантастической красоты, специально по мне сшитое" (229). Речевая.

"Еще недавно ты была самая обязательная женщина, из тех что я когда либо встречал" (230). Пунктуационная.

Эта фраза автору чем-то так понравилась, что через три строчки на той же странице она повторяется - с той же пунктуацией.

"И больше я не могу не понятно, чего ждать" (231).Орфографическая и пунктуационная.

На пяти страничках больше десяти грубых ошибок. Автора, редактора и корректора - на мыло!

Теперь посмотрим, что это за сочинение. Автор - Юлия Шилова. Роман "Терапия для одиноких сердец, или Охота на мужа-3". М.: 2003. Редактор - Т.П.Сидорова, корректор - И.Н.Мокина.

Кто издал? Постарались совместно "Астрель", "АСТ" и "Рипол классик".

Тираж 80 000 (!).

А знаете, о чем идет речь на этих вот страничках, где от ошибок в глазах рябит? Героиня - творческая, видите ли, натура - украла деньги и объясняет, почему так и следовало поступить. Автор с ней согласен: краденое пошло воровке впрок. В эпилоге охочая до чужого добра героиня "купила себе фантастический замок в одном из самых роскошных пригородов Москвы" (346) и соединилась в замке с возлюбленным. Хэппи энд.

М-да, а ведь считается детективом...

Берем следующую книжку из стопки. Так, это фэнтези подвида "драконы, вампиры и оборотни". Серия "Звездный лабиринт".

"Огненная стена помчалась дальше, пока не исчезла в стене несъедобных деревьев" (103). Речевая.

"Убийца дракона, отпустив трехручную рукоять, опустился перед безжизненным телом на одно колено" (118). Стилистическая и смысловая.

"Он пред тобой предстанет. Готов ли ты к сраженью - спросит" (118). Пунктуационная.

"Постылый шлем сорвав с десницы" (118). Речевая. Автор не знает, что такое десница. "Вместо шапки на ходу он надел сковороду, вместо валенок перчатки натянул себе на пятки".

"Прощенья не спросив". (118). Речевая.

"Хватит паясничать, - проворчал Август. - Стерли бы файл, и Бог с этим Смоком" (119). Орфографическая (неверное употребление большой буквы).

Кто сочинил и что за шедевр? Автор - Александр Георгиевич Романовский. Роман "Волчье сердце". М.. 2003. Издательство "АСТ". Редактор и корректор не указаны.

Тираж 15 000.

Трудно не думать, что циничный сочинитель левой пяткой валял халтурку. Но нет. Посвящение гласит: "Огромное спасибо моим родителям - за любовь и терпение, также Владимиру Васильеву - за поддержку и ценные советы". Специалисты масслита не циники, они очень уважают себя и свое творчество Но что это за советы, интересно, если роман вышел в таком непотребном виде?

Полистаем еще одну книжку, и хватит на сегодня.

"Марина ... пристроилась на лавочку с гнутой спинкой и закурила. Кто-то вышел и пристроился на ту же лавочку, но с другой стороны" (21). Грамматическая. Глагол "пристроиться" в значении "поместиться, расположиться" управляет не винительным падежом, а предложным, так что по- русски надо сказать - на лавочке.

У героини "кожа покрылась мурашками, и волосы на шее встопорщились, то ли от ветра, то и от страха" (73). Надо же, у нее волосы на шее растут... Борода, что ли?

"Проснулась мгновенно - распахнула глаза, уставилась в потолок, и больше закрыть их не смогла" (85). Пунктуационные . Тире и вторая запятая поставлены ошибочно.

"Уткнувшись носом в побитую молью дерматиновую спину утренней бабульки" (86). Смысловая. Ну как дерматин может быть побит молью, скажите на милость? Если автор не знает, что такое дерматин, так корректор мог бы объяснить.

"Атлет на корте - суть Федор Федорович" (92). Пунктуационная (тире ставится при отсутствии глагола-связки, а здесь связка имеется) и грамматическая (глагол-связка стоит во множественном числе, хотя Федор Федорович наличествует в единственном).

"Она поняла только одно - он видел, как она потихоньку таскает из чужой корзины чужие ягоды..." (93). Пунктуационная (тире вместо двоеточия).

Ладно, хватит. В книжке больше трехсот страниц. В этом несостоявшемся детективе везде то же самое.

Открывая детектив, читатель вообще-то вправе ожидать, что улики сойдутся с преступлением, что мозаика сложится и корень квадратный из четырех будет равняться двум, а не произвольному набору цифр или стеариновой свечке.

В санатории обнаружен утопленник. "Труп оказался некриминальный" (21). "Никаких шокирующих деталей" (29). Несчастный случай, дело закрыли. "Не мог он утонуть третьего дня вечером... Потому что я его видела позавчера утром... Позавчера утром. До завтрака."(30-31). Ниточка потянулась. Свидетельница говорила правду. Она видела его перед роковой дверью, за которой его через пять минут оглушат и свяжут, а потом оглушенного и связанного утопят. Устроивших самосуд хороших убийц хороший герой допрашивает, а потом отпускает с миром: "Как вы протащили его мимо дежурной? - Никак. Была ночь. Мы сбросили его с балкона, а потом вылезли сами" (343).Так ночь была или утро до завтрака? И появятся ли "шокирующие детали" на теле человека, которого сбросили с балкона?

Утопленник был очень нехороший. "Кличка Чума. Убивал с особым шиком, почерк у него был свой - точно в сердце и точно между глаз. На труп листочек прилаживал, на листочке цитатка из "Пира во время чумы" , каждый раз разная. Если листочка у него с собой не было, он казни откладывал, не мог традицию нарушать. Очень ревностно к делу относился." (265). Хороший убийца мстил за то, что нехороший Чума убил его отца: "Прямо в голову, в висок" (345). А почему не точно не между глаз? И где листочек с цитаткой? Не убивал он убийцыного отца. Навет на бедного Чуму!

Детектива нет, автор элементарно, заурядно и примитивно не совладал с жанром.

Смотрим, что это такое. Автор - Татьяна Устинова. Роман "Мой генерал". М.: 2003. Издательство "Эксмо". Серия "Первая среди лучших". Ответственный редактор - О.Рубис, редактор - Т.Семенова, корректор - Т.Гайдукова.

Тираж... ско-ско-сколько? Глазам своим не верю: 200 000 !!!

И туда же еще - косноязычный сочинитель с бородатой героиней берутся рассуждать о стилистике и метафорике: "Следовало "увести разговор в сторону" - так писали в книгах. Писали про увиденное "своими глазами", как будто можно увидеть чужими, и еще писали "она быстро увела разговор в сторону", как будто разговор - это собачка на поводке" (263).

Нет, я понимаю, конечно, что подобные серии шествуют в массы под бессмертными лозунгами "Публика - дура!" и "Пипл хавает!".

Но разве пипл станет хуже хавать, если редактор и корректор выполнят свои прямые обязанности и ослабят давление безграмотности на читателей?


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Татьяна Базжина, Социальная обманка /12.09/
Благо ли увеличенные стипендии для студентов из малообеспеченных семей? Да кто ж скажет "нет". Конечно же, благо. Конечно - если рассуждать в системе ценностей обеспеченного, социально ориентированного государства.
Патрик Хили, Вузы: битва за профессуру /10.09/
Сегодня университеты готовы практически на все, чтобы заполучить именитого профессора, который мгновенно поднимет престиж заведения, привлечет крупных инвесторов и даже немного попреподает. Охота на звезд в сфере образования превратилась в бизнес. Все большее количество частных и государственных университетов включаются в игру.
Денис Яцутко, Товарищ Путин, вы большой ученый /02.09/
В Ставрополе прошло заседание краевого педагогического форума: "Мы будем честно, твердо, смело // Процесс учебный выполнять // И свои знания умело // Наращивать и пополнять". Какой идиот сочинил это - не знаю. Потом учащимся школ Ставрополья вручались подaрки губернатора - в мае это были пионерские галстуки, а теперь - автобусы.
Татьяна Базжина, ЗАО "Образование" /01.09/
Каждое принимаемое в образовании решение в корне расходится с решением предыдущего года и принимается вопреки мнению общества. Так, министр разрешил РПЦ преподавать религию в школе, а школьные здания отныне не должны быть выше трех этажей. Представляете: подросток поднимается на 4-й этаж! Душераздирающее зрелище.
Евгения Абелюк, Почему я против "Тихого Дона" в школе? /27.08/
Споры о стандарте по литературе зациклились на "Тихом Доне", хотя мир казачества, показанный в романе, поражает жестокостью и дикостью; для чтения текста нужен немалый жизненный опыт. Неужели сторонники изучения "ТД" в школах полагают, что школьники сумеют по достоинству оценить не известный им народ? (отзывы)
предыдущая в начало следующая
Елена Иваницкая
Елена
ИВАНИЦКАЯ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Сумерки просвещения' на Subscribe.ru