Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / Сумерки просвещения < Вы здесь
Сентябрьские тезисы, или российский путь в образовании
Дата публикации:  30 Сентября 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

аше время - время знаний, ибо экономика, благосостояние общества (а заодно и обороноспособность государства) зависят от использования знаний и информационных технологий" - эти заявления мы слышим часто, если не сказать регулярно. Но знания - продукт науки, а их освоение - результат образования. Создание, внедрение и освоение информационных технологий - результат науки и образования, которые и определяют интеллектуальный уровень нации.

Есть, по крайней мере, два успешных опыта приобретения знаний и их использования в государственном и частном секторе - американский и японский. Особенность американского опыта - неограниченное приобретение лучших зарубежных умов (создание благоприятных и выгодных условий для научных исследований и университетского образования). Кратко охарактеризовать можно резюмировать американский стиль так: наука - в университетах, ее поддержка и технологическое развитие и применение - на фирмах и в государственных программах.

Особенность японского опыта - продвинутое информационное обеспечение научных исследований и организованное и целеустремленное использование лучшего зарубежного опыта, что практикуется в крупных корпорациях, поддерживающих научные исследования и образование. Пример такого прорыва в информационных технологиях - создание знаменитого японского проекта компьютеров 5-го поколения, учитывающего идеи "искусственного интеллекта". 1

Как бы мы ни старались, ни американский, ни японский опыты к российским реалиям не применимы. Что отнюдь не исключает возможности третьего пути приобретения и использования знаний в национальном масштабе. Он описывается следующими пятнадцатью тезисами:

Тезис 1. Интеллектуализм в образовании, науке и культуре должен стать основной составляющей национальной идеи.

Это означает, что:

1-1. Статус производителя научных знаний и культурных ценностей должен иметь наивысший престиж в обществе, реализуемый в пропаганде, законотворческой поддержке и материальном обеспечении.

1-2. Национальным героем должен быть объявлен не только человек действия, но и человек знаний, эрудиции и творческих достижений.

1-3. Должна быть понята естественная мысль: наука - не служанка технологии, а ее источник и контролер, однако и наука, и технологии существуют и развиваются благодаря системе образования.

1-4. В условиях ограниченных финансовых возможностей должны быть сформулированы приоритеты в науке и образовании. Таковыми могут быть:

  • электроника,

  • информационные технологии и прикладная математика,

  • управление и принятие решений,

  • молекулярная биология, биохимия и медицина,

  • теоретическая физика,

  • астрофизика и космические исследования,

  • экономика,

  • социология, социальная психология и антропология,

  • право,

  • история России.

  • Тезис 2. Интеллектуализация образования не сводима лишь к созданию системы знаний, обеспечивающей высокий профессиональный уровень. Она должна содержать гуманитарную составляющую так, чтобы выполнялось требование: Университетское образование = профессиональные знания + базовые гуманитарные знания (см. Тезис 1).

    Предельная цель российского образования:

    Каждый окончивший университет - интеллектуал (в идеале). Аттестационный ранг университета есть степень выполнения этого принципа.

    Тезис 3. Творцами и лидерами гражданского общества в России должны стать интеллектуалы, обладающие современными методами анализа общественных явлений, а, следовательно, люди, имеющие солидные гуманитарные знания.

    Тезис 4. Информационные технологии как инструмент анализа данных, средство решения задач и средство принятия решений в управлении могут быть успешно реализованы в системе университетского образования лишь при условии добротного преподавания математики в средней школе. Отсюда следует вывод: сокращение нагрузки школьников не должно быть за счет математики (и физики).

    Преподавание математики в СССР было на очень высоком уровне, к этому уровню необходимо вернуться. Тогда можно будет соревноваться с китайцами (и, очевидно, значительно опередить США в уровне математического образования).

    Тезис 5. Создание эффективной системы высшего образования не является проблемой сугубо педагогической, но одновременно социальной, экономической, научной и политической.

    Решение этой комплексной проблемы имеет прямое отношение к настоящему и будущему промышленности, экономики, науки, обороны и государственному управлению.

    Важным аспектом проблемы создания эффективной системы высшего образования является интеграция науки и высшего образования. Для этой цели и создана ФЦП "Интеграция науки и высшего образования России на 2002-2006 гг." Однако реализация этой программы имеет существенные недостатки.

    (1) В программе следует выделить приоритетные направления интеграции (см. Тезис 1).

    (2) Основной задачей программы должно быть создание базовых кафедр при научных институтах. Критерием оценки интеграции должны быть:

  • основные курсы лекций и спецкурсы (спецсеминары), читаемые исследователями из научных институтов (возможно совместно с университетскими преподавателями);

  • руководство дипломными и диссертационными работами;

  • проведение совместных исследований;

  • подготовка совместных научных изданий с участием молодых специалистов (аспирантов и студентов старших курсов).

  • Тезис 6. Систематическая и последовательная реализация интеграции науки и высшего образования требует адекватных форм управления этим процессом. Представляется разумным включение ведомства высшего образования в Министерство промышленности, науки и технологий РФ. Среднее и специальное образование должно быть сферой Министерства образования (ранее имевшее название Министерства просвещения).

    Подобное преобразование будет способствовать интеллектуализации высшего образования и объединения и координации университетской, академической и отраслевой науки.

    Для развития системы образования в России, быть может, следует создать Совет по образованию, координирующий деятельность ведомства высшего образования и Министерства среднего и профессионального образования. Такой Совет целесообразно сделать двухпалатным. Первая палата должна состоять из представителей Миннауки и Министерства образования и государственных академий, вторая палата должна состоять из экспертов - преподавателей вузов и школ, выдвинутых общественностью (в соответствии с определенными рейтингами). Для преподавателей вузов следует учитывать результаты педагогической и научной работы (число защитивших кандидатов, докторов, учебные пособия, создание новых курсов лекций, новых специальностей и т.п.). В связи с этим тезисом следует предложить

    Тезис 7. Организация высшего и среднего образования в России должна быть общественным делом и не должна осуществляться только административными органами.

    Вторая палата Совета по образованию должна быть организована на общественных началах с соответствующей ротацией (например, через два года) ее членов. Ее задачи - экспертиза проектов преобразований в высшем и среднем образовании, наблюдательные функции, организация дискуссий по проблемам образования и т.п.

    Очевидно, что создание такого Совета является важным шагом в формировании гражданского общества в России. Следующим шагом привлечения общественности к участию в развитии образования в России могло бы быть создание Ассоциации преподавателей (с двумя подразделениями для высшего и среднего образования) как инициативной общественной организации. Имеет место следствие Тезисов 6 и 7.

    Тезис 8. Образование - дело компетентной части общества (а не только администраторов разных рангов), сознающей социальную ответственность в связи с социальной дифференциацией и региональными и этническими особенностями населения РФ. Произошедшие социально-экономические изменения в России - переход к рыночной экономике - с необходимостью следует учитывать при разработке принципов организации высшего образования в России. В связи с этими обстоятельствами предлагается

    Тезис 9. В системе развитой рыночной экономики высшее образование должно быть ПЛАТНЫМ.

    Платное высшее образование создаст необходимый уровень материального обеспечения как преподавателей, так и технической (и технологической) оснащенности университетов. Кроме того, возникнет естественная привлекательность прихода молодежи в университетскую и академическую науку и преподавательскую деятельность. И, наконец, платное образование будет преградой "утечки мозгов" за рубеж, повысив престиж преподавательской работы.

    Однако, учитывая социальную дифференциацию и региональные особенности в России в переходный период становления рыночной экономики, введение платного образования должно совершаться эволюционно и поэтапно. Это означает существование двух статусов обучения: платного и бесплатного (платное обучение имеется и в настоящий момент). Однако должны быть изменены их статусы. А, именно: окончившие на условиях платного обучения имеют, естественно, свободное распределение - выбор работы является их частным делом. Выпускники университетов, обучавшиеся на условиях бесплатного обучения - в долгу у общества и государства. В силу этого их дальнейшую судьбу решает кафедра, которую они окончили (это аналог "альтернативной воинской службы" в переходный период становления платного образования в соответствии с развитием рыночной экономики и приближения к "благосостоянию для всех").

    Для приоритетных специальностей следует предусмотреть финансовую поддержку аспирантов и студентов старших курсов, в которых заинтересованы фирмы, предприятия, научные центры и т.п., а также, что существенно, кафедр, обеспечивающих их обучение. Соответственно, дипломанты и аспиранты должны заключать контракты, в силу которых они обязуются после окончания обучения работать в финансировавших их кафедры учреждениях.

    В переходный период платно-бесплатного обучения следует вводить систему социальной поддержки студентов и аспирантов - специальные стипендии отличникам учебы, стипендии поддержки регионов, стипендии молодым людям из малообеспеченных семей, сиротам, инвалидам. Надо призвать крупный бизнес оказать поддержку национальной системе образования и создать Фонды поддержки образования и приоритетных специальностей (см. Тезис 1).

    Разумеется, систему социальной поддержки учащейся молодежи следует развивать и в условиях тотально платного образования.

    Следует разработать систему для "притока мозгов" из стран СНГ, создав для талантливой молодежи льготные условия получения российского гражданства.

    Сроки работы выпускников бесплатного обучения следует ввести законодательно (возможно, от 2 до 4 лет).

    Контроль и рекомендации по социальной поддержке студентов и аспирантов мог бы осуществлять Совет по образованию, включающий общественную палату.

    Тезис 10. Становление гражданского общества, национальное самосознание, ответственное отношение к общественным проблемам, "социальный здравый смысл", отвержение экстремизма и агрессивного национализма невозможно без развития гуманитарных наук, современного гуманитарного образования. Оно должно содержать методы точного рассуждения (логику исследования и аргументации), методы принятия решений, основы компьютерных технологий.

    Следует предусмотреть реализацию следующих циклов гуманитарного образования и их взаимодействия.

    1. Социально-экономический цикл: социология, социальная психология, экономические науки, управление, антропология (в т.ч. этнография и этнология).

    2. Исторический цикл: всеобщая история, история России, историческая архивистика, источниковедение и вспомогательные исторические дисциплины.

    3. Цикл правовых дисциплин.

    4. Цикл филологии и культурологии.

    5. Цикл когнитивных дисциплин: логика, психология, философия, интеллектуальные системы в гуманитарной сфере, лингвистика.

    Специальности и специализации должны формироваться на основе гибкого взаимодействия циклов с обязательным включением математических дисциплин (для релевантных специальностей), логики и информатики.

    Включение логико-математических методов, информатики и основ математического моделирования в гуманитарное образование с учетом опыта преподавания и научных исследований создаст адекватное потребностям информационного общества гуманитарное образование.

    Однако современные стандарты высшего образования далеки от реальных потребностей общества и науки. Так, например, логика исключена из стандартов образования психологов и социологов (отметим, что по указанию И. В. Сталина логика преподавалась даже в школе, правда, как традиционная, а не математическая).

    Реализация современных идей гуманитарного образования (гуманитариев и не гуманитариев) может быть успешно решена только при реализации интеграции науки и высшего образования, однако введенный Трудовой кодекс не способствует этому: он предписывает, что совместитель может иметь не более 0,44 ставки. Это положение находится в прямом противоречии с идеей интеграции и препятствует ей. На таких основаниях весьма трудно создать базовые кафедры в научно-исследовательских институтах и гармонически соединить науку и высшее образование, ибо в НИИ сосредоточены высококвалифицированные специалисты, могущие быть активными строителями высшего образования. Если бы прислушивались к мнению общественности, такого пункта в кодексе могло бы не быть.

    Тезис 11. Меры по обеспечению финансовой поддержки кафедр, студенты и аспиранты которых востребованы коммерческими учреждениями, помогут ликвидировать катастрофический разрыв в оплате труда профессора и его аспиранта: профессор получает меньше аспиранта, работающего на фирме, приблизительно в 8 раз.

    Тезис 12. Специалисты по информационным технологиям в силу своей востребованности в коммерческой сфере после окончания института уходят на фирмы или отбывают за рубеж. В силу этого стратегически важная область лишается молодых специалистов (весьма часто высокого класса). Поэтому теоретическое и прикладное программирование, искусственный интеллект, роботика переживают "старение кадров", а значит, меры, предложенные в предыдущих тезисах, являются весьма актуальными и отвечающими потребностям национальной безопасности.

    Тезис 13. Особенностью психологии российского научного сообщества, унаследовавшего коллективизм в научных исследованиях и опыт дореволюционных российских научных школ, является его отличие от индивидуалистического отношения к научному труду в США и Европе. А, следовательно, полезные традиции организации коллективных научных исследований и "передачи по наследству" творческих стилей научного поиска молодым исследователям являются важной составляющей "третьего пути приобретения и использования знаний в науке, образовании и создании новых технологий".

    Это актуализирует следующий тезис:

    Тезис 14. Весьма целесообразно организовать и провести систематические науковедческие исследования наличия (или отсутствия) интеграции науки и образования для коллективов научных институтов (см. Тезис 5). Очевидно, что такие науковедческие исследования должны проводиться объективными независимыми экспертами (они и определят реальный уровень интеграции науки и высшего образования). Инициатива в проведении таких исследований могла бы исходить от Совета по образованию.

    Тезис 15. Идея интеграции науки и высшего образования, выделение приоритетных направлений, интенсификация гуманитарного образования будут залогом российского прорыва в интеллектуальной сфере и продолжением традиций национальной культуры и науки, существенной составляющей будущего развития России как ведущего государства Европы.

    И как всегда, у нас есть выбор - заняться образованием самим или передать его на аутсорсинг, хоть Европе, хоть еще кому.

    Вернуться1 Дж. Симонс, "ЭВМ пятого поколения: компьютеры 90-х годов", М.: "Финансы и статистика", 1989.


    поставить закладкупоставить закладку
    написать отзывнаписать отзыв


    Предыдущие публикации:
    Евгения Абелюк, Стандарты по литературе и чудесные явления природы в Министерстве образования /24.09/
    20 сентября Филиппов пригласил группу разработчиков стандарта по литературе. Сценарий был заготовлен заранее, оставалось озвучить: работа сделана, всем спасибо, все свободны. Карты смешало выступление Евгении Абелюк, после которого министр развернул ситуацию на 180 градусов и дал год на разработку нового варианта.
    А.А. Пинский, Что написано топором... /23.09/
    Несколько соображений, в частном порядке, по Открытому письму литераторов.
    Сергей Волков, О бедном стандарте замолвите слово /23.09/
    Устойчивость общественного интереса к проблеме стандарта по литературе не может не удивлять и не радовать. Оказывается, "население" способно задумываться и об отдаленных перспективах, размышлять над проблемами, не выходящими впрямую в житейско-практический план.
    Открытое письмо /22.09/
    Председателю Комитета по науке и образованию Государственной Думы России А.В.Шишлову.
    Алексей Любжин, Экзамен экзамену, или об объективности тестов ЕГЭ /19.09/
    Когда в тестах ЕГЭ между вопросами информационного характера встречаются вопросы "на сообразительность", то речь идет уже о задаче угадать логику составителя теста. Возможно, это действительно интеллектуальный трюк высокого уровня; но в интересах объективности не следует спрашивать об одном, а проверять другое.
    предыдущая в начало следующая
    Виктор Финн
    Виктор
    ФИНН
    finn@viniti.ru

    Поиск
     
     искать:

    архив колонки:





    Рассылка раздела 'Сумерки просвещения' на Subscribe.ru