Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / Сумерки просвещения < Вы здесь
Сила гражданского шума, или Премудрое незнанье иностранцев
Дата публикации:  29 Сентября 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Бурные дискуссии вокруг школьной литературы, может, кого-то и утомили. Кто-то скажет, какая-де разница, "Тихий Дон" или "Доктор Живаго", все равно ни того, ни другого детки не прочтут, они с трудом рассказ Чехова в три страницы одолевают, да и то не все. И будет отчасти прав. Кто-то отмахнется, скажет: "Шумим, братец, шумим", - и будет совсем не прав. Происходившее в августе-сентябре литературное противостояние - событие масштабное не только для школьных стандартов.

Большая удача, что утомленный министр нашел деньги и дал год на разработку нового разумного стандарта, еще большая радость, что займутся им неангажированные специалисты. Но главное - всем нам преподали урок: если шумишь квалифицированно и аргументированно, будешь услышан. Всем тем, кто бился за то, чтобы "Татьяна Ларина" по-прежнему оставалась словом русского языка, следует поклониться земно. Поклониться за преподанный нам урок гражданственности, за уважение к культуре нашей страны, за неабстрактный, недекларируемый, нормальный патриотизм.

Еще лет пять назад кабинетные ученые и школьные учителя говорили: "Да что там писать, выступать, кто обратит на это внимание, все равно все останется по-прежнему". Года три назад - "пишем, пишем, а толку". Теперь понятно - толк есть. К такому выводу можно было прийти еще в прошлом октябре, когда общественный шум не допустил плохо пропеченные стандарты до Госдумы, а стало быть - и до школы. Но только сейчас стало совершенно очевидно: реформа образования не кабинетное мероприятия, а общественное дело, и внятность она приобретет лишь тогда, когда ею займутся не "по должности", а "по уму".

Три года наше образование модернизируется из положения "сверху", и наверху сложилось мнение: только тут радетели образования, все остальные - контрреформаторы, консерваторы, в общем - контры. За примером далеко не ходить - стоит лишь заглянуть в "написанное топором" (сам так свое творенье назвал) неким частным лицом, более известным под титулом "советник министра образования". Трудно не заметить, что три года любая инициатива "сверху" встречается в штыки "снизу". Идет бесконечная тяжба: ЕГЭ спасает - ЕГЭ мешает, стандарты просто прелесть - стандарты просто гадость, учить 12 лет - не учить, с шести - не с шести, давай в Европу, давай в Болонью - не давай. Ну почему у нас такие отрицательные "низы", все отрицают? Да потому, что с ними об образовании говорят в режиме "упал-отжался". Вот и противится общественность - но не реформам, а тому, что за них выдается и под их соусом подается.

Вот и сердятся передовые люди, год за годом клонирующие передовые идеи в образовании. Впрочем, зазря сердятся, поощрять у нас принято было разве что передовиков соцсоревнования - их на доску почета вешали, а так считали, "чтобы попасть в передовые люди":

Лоб не краснеющий, хоть есть с чего краснеть,
Нахальство языка и зычность медной груди,
Вот часто все, что надобно иметь...

П.А. Вяземский

Битвы за литературу хороши уж тем, что в них верхи учатся слушать низы, а те учатся говорить, что они - не просто низы, а граждане своей страны и детей своих хотят воспитать гражданами своей страны. И вполне могут справиться с этой задачей, и непонятно, почему демократическим ценностям наших детей должны обучать эксперты Агентства США по международному развитию (USAID). Именно такой договор подписала с ним 16 сентября "Открытая Россия" - общественная организация, созданная акционерами НК ЮКОС и группой частных лиц для управления существующими и новыми крупными социальными проектами.

Цель программы "Демократические ценности через гражданское образование" - "институционализация существующих подходов к вопросам гражданского образования, внедрение и поддержка обучающих программ, связывающих уроки гражданского образования в школах с участием школьников в жизни сообщества, а также распространение демократических ценностей среди граждан Российской Федерации". Так что заокеанскую прививку демократией сделают не только детям, но и взрослым.

В международной практике, поясняют представители "Открытой России", предмет гражданского образования давно существует в школьных программах и выступает под названиями: "граждановедение", "гражданские отношения", "человек и общество", "политическое образование". Основу этих программ составляют политико-правовые, нравственные знания об обществе и человеке. И определять эти программы будут американские эксперты. "Там, где американским коллегам трудно оценить необходимость внедрения той или иной программы, ее значимость и перспективность, наши эксперты охотно оказывают любую поддержку. Причем задача состоит не в том, чтобы изменить программу, внести какие-то кардинальные коррективы. Совсем нет! - радуется Ирина Ясина, руководитель ряда программ "Открытой России". - Мы лишь помогаем лучше адаптировать программу к нашим условиям и, следовательно, добиться большей отдачи, эффективности и в целом - успехов".

"Нет пророков в своем Отечестве" - это знают если не все, то многие, так уж-то нам самим гражданским ценностям детей учить? Но кто-то, видно, подзабыл советы классика, и по сию пору крепко удерживающегося в школьной программе:

Ах! если рождены мы все перенимать,
Хоть у китайцев бы нам несколько занять
Премудрого у них незнанья иноземцев;
Воскреснем ли когда от чужевластья мод?

Воскреснем. И понятно - когда. Тогда, когда общественные вопросы образования будет решать все общество, каждый из нас. Когда будет услышан каждый, кому есть что предложить нашему образованию, когда "верхи" вспомнят:

Одним языком нас владыка,
Двумя ушами одарил.
Зачем? - Догадка невелика:
Чтоб больше слушал ты, а меньше говорил.

P.S. Впрочем, на все пять лет действия программы гражданского образования на американский манер ЮКОС и его напарник намерены выделить максимум 13 млн. долларов. Если вспомнить, что только одному университету главный спонсор "Открытой России" в год выделяет по 10 млн., то можно вздохнуть с некоторым облегчением - глубоко USAID-гражданственность не внедрят.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Виктор Финн, Сентябрьские тезисы, или российский путь в образовании /30.09/
Есть два успешных опыта приобретения знаний и их использования в государственном секторе. Особенность американского опыта - приобретение лучших зарубежных умов. Особенность японского опыта - информационное обеспечение научных исследований и использование лучшего зарубежного опыта. Ни тот, ни другой к российским реалиям не применимы.
Евгения Абелюк, Стандарты по литературе и чудесные явления природы в Министерстве образования /24.09/
20 сентября Филиппов пригласил группу разработчиков стандарта по литературе. Сценарий был заготовлен заранее, оставалось озвучить: работа сделана, всем спасибо, все свободны. Карты смешало выступление Евгении Абелюк, после которого министр развернул ситуацию на 180 градусов и дал год на разработку нового варианта.
А.А. Пинский, Что написано топором... /23.09/
Несколько соображений, в частном порядке, по Открытому письму литераторов.
Сергей Волков, О бедном стандарте замолвите слово /23.09/
Устойчивость общественного интереса к проблеме стандарта по литературе не может не удивлять и не радовать. Оказывается, "население" способно задумываться и об отдаленных перспективах, размышлять над проблемами, не выходящими впрямую в житейско-практический план.
Открытое письмо /22.09/
Председателю Комитета по науке и образованию Государственной Думы России А.В.Шишлову.
предыдущая в начало следующая
Татьяна Базжина
Татьяна
БАЗЖИНА

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Сумерки просвещения' на Subscribe.ru