Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / Сумерки просвещения < Вы здесь
"Ты что иное можешь предложить?"
Дата публикации:  6 Октября 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Я бы понял Александра Новикова, если б предположил, что имею дело с наивным дилетантом. Но, судя по его небольшой статье, он знает, кто есть кто, и разбирается в проблеме, о которой ведет речь.

Проблема же сейчас заключается в том, что реформа школьного предмета литературы загнана в такое болото, откуда ее можно вытянуть только объединенными силами.

Да, я не просто печатаю в своей газете статьи, объясняющие, почему не следует давать школьникам "Тихий Дон", я и сам убежден, что это произведение, как, впрочем, и "Доктор Живаго", для вузовского, а не школьного изучения. Разумеется, это не я, не Безносов и не Соболев заговорили о присутствии в школьных программах произведений нобелевских лауреатов. Но знаете, г-н Новиков, когда автомобиль заносит настолько, что он вот-вот перевернется, водителю не до изящества движений: сперва нужно овладеть рулем!

Если хотите, наше "Открытое письмо" - компромисс, скрепленный только одной проблемой: не дать пропасть школьному предмету литература, отвести его от европейского стандарта, куда рулит Министерство, убеждая общественность, что выданные нами аттестаты и дипломы иначе не будут признаны в Европе. Вот именно это - признает ли наши аттестаты Европа? - меня лично волнует в последнюю очередь.

Надо открыто сказать: реформа, начатая больше десяти лет, провалена с треском. А по литературе по-другому и быть не могло. Ведь в основе советской школы и советских учебников по литературе были заложены гимназия и ее учебники. Советская власть опрыскала их из своего идеологического аэрозоля, отчего они, разумеется, ухудшились, но не померли окончательно.

Следовательно, что требовалось от реформаторов, когда СССР приказал долго жить? Всего лишь снять трескучую идеологию, убрать из школы литературу, иллюстрирующую политику. Все! Нет, предмет стали реформировать так, что в этих реформах запутались и сами. Сочинение или изложение, ЕГЭ (для согласных - компьютеризация, финансирование и масса других преимуществ), наконец, русский язык чуть ли не как замена самой литературы. Да и не чуть ли, а настоящая замена: что такое изложение (с любыми авторскими заданиями), как не проверка знаний по русскому языку? Поддается ли такой предмет, как литература, тестированию? А русский язык поддается очень легко.

Следует ли удивляться, что из года в год к литературе стали относиться все более пренебрежительно, неуклонно выдавливая ее из старших классов (сокращая часы ее преподавания)?

У Александра Новикова есть своя внятная программа, которая смогла бы убедить Министерство, что миллиарды, вбуханные государством в реформу, потрачены зря? Если есть, пусть поделится. Я же убежден, что наше компромиссное открытое письмо дало первые позитивные результаты: реформаторы забуксовали, школе увеличили часы на литературу, а точнее - их вернули.

Разумеется, компромисс вовсе не означает согласия навсегда. Давайте пока что узаконим литературу как предмет, отличный от русского языка, изгоним русский язык из старших классов, вернем его в неполную среднюю школу. А потом уже будем конкретно разбираться с произведениями. Нужны ли школьникам нобелевские лауреаты, что такое школьный анализ художественного текста и т.п.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Александр Новиков, Комментарий к "Открытому письму" /03.10/
В письме столкнулись взаимоисключающие позиции; много риторики и мифотворчества, а завершается оно требованием консервации литературного образования - и под этим подписываются такие учителя, как Л.Айзерман, Л.Соболев, Э.Безносов. И это вперемешку с разумной критикой ЕГЭ и оправданным протестом против сокращения часов!
Сергей Волков, Не збивайте абитуриента с толку! /01.10/
Составители тестов ВШЭ по русскому языку не избежали соблазна включать в задания примеры маргинальные, а также искусственно сочиненные, не существующие в языке. "Пригарь", "неклееная марка", "суперъяхта", "пестротканый" и т.п. Наиболее же уязвимы примеры на культуру речи.
Татьяна Базжина, Сила гражданского шума, или Премудрое незнанье иностранцев /29.09/
Битвы за литературу хороши тем, что в них верхи учатся слушать низы, а те учатся говорить, что они - не просто низы, а граждане своей страны и детей хотят воспитать гражданами, и вполне справятся с этим. И непонятно, почему демократическим ценностям наших детей должны обучать эксперты Агентства США по международному развитию.
Виктор Финн, Сентябрьские тезисы, или российский путь в образовании /30.09/
Есть два успешных опыта приобретения знаний и их использования в государственном секторе. Особенность американского опыта - приобретение лучших зарубежных умов. Особенность японского опыта - информационное обеспечение научных исследований и использование лучшего зарубежного опыта. Ни тот, ни другой к российским реалиям не применимы.
Евгения Абелюк, Стандарты по литературе и чудесные явления природы в Министерстве образования /24.09/
20 сентября Филиппов пригласил группу разработчиков стандарта по литературе. Сценарий был заготовлен заранее, оставалось озвучить: работа сделана, всем спасибо, все свободны. Карты смешало выступление Евгении Абелюк, после которого министр развернул ситуацию на 180 градусов и дал год на разработку нового варианта.
предыдущая в начало следующая
Геннадий Красухин
Геннадий
КРАСУХИН
Главный редактор газеты "Литература"
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Сумерки просвещения' на Subscribe.ru