|
||
/ Вне рубрик / Сумерки просвещения < Вы здесь |
За учителя и без учителя Дата публикации: 22 Октября 2003 получить по E-mail версия для печати После многолетней борьбы на сайте, посвященном единому государственному экзамену, появилась стенограмма-изложение III Всероссийского совещания, посвященного итогам эксперимента по введению ЕГЭ в 2003 году и постановке задач на 2004 год. Ах, читать бы и радоваться:
Словом, читать бы и радоваться такому единодушию совещания у министра, если бы кроме тех, кого я перечислил, выступали бы и те, ради которых было созвано это совещание, - обычные учителя. Но если они и присутствовали на совещании, то не выступали. Во всяком случае, я добросовестно следовал стенограмме. Кроме перечисленных мною людей, выступал только министр, и о его выступлении у нас еще будет возможность поговорить. Спросят: а не кажется ли мне, что, допустим, региональные представители уполномочены своими учителями выступать от их имени? Отвечаю: не кажется! Я неоднократно бывал в Челябинске и в Челябинской области (в частности, в закрытом городе Озерске). Радовался тому глубокому интересу, которые проявляют к литературе учащиеся их физико-математических лицеев. Видел в них образ будущей интеллигенции России. С удовлетворением прочитал в "Новом мире", что, судя по материалам учеников Озерского лицея, напечатанным в свое время в газете "Литература", можно говорить об озерской педагогической школе. А школа "Вдохновение", несколько лет функционировавшая в Челябинской области? В зимние и летние каникулы приезжали сюда учащиеся, чтобы совместить полезное с приятным: свой отдых с лекциями, которые им читали лучшие учителя по литературе города и области. Мне приходилось общаться и с этими учениками. Впечатление - самое отрадное: они блистательно ориентируются в сложнейших вопросах литературы и литературоведения, несмотря на то, что в основном они из математических или физических лицеев. И вот читаю в выступлении челябинского начальника В.В.Садырина на совещании у министра: "В 2002 году в Челябинской области проводился ЕГЭ по 2 предметам, в 2003 - по 8 предметам, в 2004 году планируется ЕГЭ по 11 предметам". И не читаю, а знаю, что стараниями таких чиновников, как Садырин, литература из школы изгоняется. Садырин попросту и сам не сознает, на каком богатстве сидит. Привыкший одобрять вышестоящих, он готов им в угоду поступиться общественным мешком с золотом! Приходилось мне бывать на всероссийских олимпиадах по литературе. Наблюдал я, какими сложнейшими были задаваемые участникам вопросы, как, однако, немало участников с ними справлялось. Чья это заслуга? Чиновников, которые пели ЕГЭ "Славься!..." на совещании у министра? Нет, конечно! Это заслуга педагогов и прежде всего их! Тех, с кем никак не хотят считаться чиновники от образования. Особенно отвечающий за ЕГЭ Виктор Александрович Болотов. Ему хоть кол на голове теши, а он все свое: "Обсуждается возможность совмещения экзаменов по русскому языку и литературе. До конца октября должно быть принято решение". Спрашивается, а кто решать-то будет? Глупый вопрос, скажут и будут правы: решать будут не учителя, решать будет министерство, даже конкретно - первый заместитель министра В.А.Болотов. Это он себе сроки устанавливает. Подсчитывает, когда можно будет вконец уничтожить литературу как школьный предмет, совместить ее с ничего общего с ней не имеющим русским языком. Иначе говоря: ввести выпускное изложение или выпускной устный экзамен. А ведь все начиналось с воплей чиновников, что любые оценки сочинения субъективны. И вот - приехали: оказывается, нет более объективной проверки знаний, чем устный экзамен! И в заключение - о выступлении министра, о его ответе на критику всех нелепиц, которые выплеснула уже на голову учителей школьная реформа: "ЕГЭ - это не копирование западного опыта. Ни в одной стране нет такой системы единых экзаменов, какую мы строим (с учетом масштабов страны и особых требований к информационной безопасности)". Что на это ответить? Применительно к литературе В.М.Филиппов лукавит: ЕГЭ - это копирование западного опыта! Об этом может рассказать министру любой словесник, пробовавший преподавать на Западе. Но дело обстоит еще хуже. Применительно к литературе ЕГЭ - это уничтожение нашего национального, отечественного опыта, который берет свое начало едва ли не с николаевского министра Уварова (да-да! того самого реакционера!), который, кажется, первым понял, какое значение для создания гражданского общества имеет гуманитаризация образования. Впрочем, недавно я прочитал в статье Дениса Яцутко: "Автомат Калашникова - одно из базовых явлений отечественной культуры. Не уметь с ним обращаться - все равно, что не читать Пушкина или Маяковского". Яцутко выступает в пользу принятого Думой постановления о восстановлении начальной военной подготовки в и без этого сверх ушей перегруженной школе. Не касаясь сейчас вопроса о том, насколько необходимо современному школьнику изучение НВП, хотелось бы обратить внимание на другое - на не сравнение даже, а приравнивание владения автоматом Калашникова к знанию наших литературных классиков. Боюсь, что в примерно таком же - агрессивно-воинственном духе мыслят литературные ценности и начальники от образования. А вот какое к этому отношение имеют наши замечательные и несчастные учителя литературы, я так и не понял. поставить закладку написать отзыв
|
Главный редактор газеты "Литература" URL |
|
||