Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / Сумерки просвещения < Вы здесь
За учителя и без учителя
Дата публикации:  22 Октября 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

После многолетней борьбы на сайте, посвященном единому государственному экзамену, появилась стенограмма-изложение III Всероссийского совещания, посвященного итогам эксперимента по введению ЕГЭ в 2003 году и постановке задач на 2004 год.

Ах, читать бы и радоваться:

В.А.Болотов (первый зам. министра Филиппова: он отвечает за ЕГЭ): "Отработаны все вопросы, было очень много проблем, но технология показала свою устойчивость, Страна готова к ЕГЭ".

В.В.Садырин, начальник главного управления образования и науки Челябинской области: "Общество готово к введению ЕГЭ".

В.И.Волчихин, ректор Пензенского государственного университета: "ЕГЭ довольно позитивно воспринимается общественностью".

Х.Х.Сохроков, министр образования и науки Кабардино-Балкарской республики: "ЕГЭ был реализован качественно и успешно".

Ю.Т.Пименов, ректор Астраханского государственного технического университета: "Наша общая оценка ЕГЭ - положительная. Результатам ЕГЭ можно доверять".

Л.Э.Глок, начальник управления образования администрации Томской области: "В целом ЕГЭ в Томске прошел на высоком уровне".

Л.Ф.Ковалев, министр образования Ростовской области: "Очевидно, что ЕГЭ нужно вводить".

В.В.Евстигнеев, ректор Алтайского государственного технического университета: "В основном, все поддерживают ЕГЭ" (пунктуация сайта. - Г.К.).

Г.С.Ковалева, заведующая Центром оценки качества образования Института общего среднего образования РАО: "Мы используем результаты международных и российских исследований. Результаты ЕГЭ коррелируют с результатами независимых исследований".

В.А.Хлебников, директор Центра тестирования Минобразования России: "Технологический успех очевиден".

А.Г.Шмелев, профессор МГУ - он почему-то говорит о портале ege.edu.ru. Возможно, потому что он ответственен за этот портал?

В.Ж.Куклин, зам. директора НИИ высшего образования: "Специально проведен анализ по медико-психологическим аспектам ЕГЭ: разницы между ЕГЭ и обычными экзаменами не установлено".

А.М.Протасов, зам. декана Московского института электроники и математики: "Подготовлена единая программа сбора данных для региональных баз данных. Единый web-интерфейс".

Словом, читать бы и радоваться такому единодушию совещания у министра, если бы кроме тех, кого я перечислил, выступали бы и те, ради которых было созвано это совещание, - обычные учителя. Но если они и присутствовали на совещании, то не выступали. Во всяком случае, я добросовестно следовал стенограмме. Кроме перечисленных мною людей, выступал только министр, и о его выступлении у нас еще будет возможность поговорить.

Спросят: а не кажется ли мне, что, допустим, региональные представители уполномочены своими учителями выступать от их имени?

Отвечаю: не кажется!

Я неоднократно бывал в Челябинске и в Челябинской области (в частности, в закрытом городе Озерске). Радовался тому глубокому интересу, которые проявляют к литературе учащиеся их физико-математических лицеев. Видел в них образ будущей интеллигенции России. С удовлетворением прочитал в "Новом мире", что, судя по материалам учеников Озерского лицея, напечатанным в свое время в газете "Литература", можно говорить об озерской педагогической школе.

А школа "Вдохновение", несколько лет функционировавшая в Челябинской области? В зимние и летние каникулы приезжали сюда учащиеся, чтобы совместить полезное с приятным: свой отдых с лекциями, которые им читали лучшие учителя по литературе города и области. Мне приходилось общаться и с этими учениками. Впечатление - самое отрадное: они блистательно ориентируются в сложнейших вопросах литературы и литературоведения, несмотря на то, что в основном они из математических или физических лицеев.

И вот читаю в выступлении челябинского начальника В.В.Садырина на совещании у министра: "В 2002 году в Челябинской области проводился ЕГЭ по 2 предметам, в 2003 - по 8 предметам, в 2004 году планируется ЕГЭ по 11 предметам". И не читаю, а знаю, что стараниями таких чиновников, как Садырин, литература из школы изгоняется. Садырин попросту и сам не сознает, на каком богатстве сидит. Привыкший одобрять вышестоящих, он готов им в угоду поступиться общественным мешком с золотом!

Приходилось мне бывать на всероссийских олимпиадах по литературе. Наблюдал я, какими сложнейшими были задаваемые участникам вопросы, как, однако, немало участников с ними справлялось.

Чья это заслуга? Чиновников, которые пели ЕГЭ "Славься!..." на совещании у министра?

Нет, конечно! Это заслуга педагогов и прежде всего их! Тех, с кем никак не хотят считаться чиновники от образования.

Особенно отвечающий за ЕГЭ Виктор Александрович Болотов. Ему хоть кол на голове теши, а он все свое: "Обсуждается возможность совмещения экзаменов по русскому языку и литературе. До конца октября должно быть принято решение". Спрашивается, а кто решать-то будет? Глупый вопрос, скажут и будут правы: решать будут не учителя, решать будет министерство, даже конкретно - первый заместитель министра В.А.Болотов. Это он себе сроки устанавливает. Подсчитывает, когда можно будет вконец уничтожить литературу как школьный предмет, совместить ее с ничего общего с ней не имеющим русским языком. Иначе говоря: ввести выпускное изложение или выпускной устный экзамен.

А ведь все начиналось с воплей чиновников, что любые оценки сочинения субъективны. И вот - приехали: оказывается, нет более объективной проверки знаний, чем устный экзамен!

И в заключение - о выступлении министра, о его ответе на критику всех нелепиц, которые выплеснула уже на голову учителей школьная реформа: "ЕГЭ - это не копирование западного опыта. Ни в одной стране нет такой системы единых экзаменов, какую мы строим (с учетом масштабов страны и особых требований к информационной безопасности)".

Что на это ответить? Применительно к литературе В.М.Филиппов лукавит: ЕГЭ - это копирование западного опыта! Об этом может рассказать министру любой словесник, пробовавший преподавать на Западе. Но дело обстоит еще хуже. Применительно к литературе ЕГЭ - это уничтожение нашего национального, отечественного опыта, который берет свое начало едва ли не с николаевского министра Уварова (да-да! того самого реакционера!), который, кажется, первым понял, какое значение для создания гражданского общества имеет гуманитаризация образования.

Впрочем, недавно я прочитал в статье Дениса Яцутко: "Автомат Калашникова - одно из базовых явлений отечественной культуры. Не уметь с ним обращаться - все равно, что не читать Пушкина или Маяковского". Яцутко выступает в пользу принятого Думой постановления о восстановлении начальной военной подготовки в и без этого сверх ушей перегруженной школе. Не касаясь сейчас вопроса о том, насколько необходимо современному школьнику изучение НВП, хотелось бы обратить внимание на другое - на не сравнение даже, а приравнивание владения автоматом Калашникова к знанию наших литературных классиков. Боюсь, что в примерно таком же - агрессивно-воинственном духе мыслят литературные ценности и начальники от образования.

А вот какое к этому отношение имеют наши замечательные и несчастные учителя литературы, я так и не понял.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Евгений Сабуров, На чьих костях пляшем? /20.10/
Я с ужасом думаю о том времени, когда подрастет племя более образованных и современных литературоведов. В канон обязательно войдут Сологуб, Кузмин, Ремизов, Белый. Дойдет процесс канонизации и до Вагинова, и до Добычина. О поэзии уж промолчим. На подходе огромный корпус от Мандельштама до Вс.Некрасова. Куда ребенку деваться?!
Алексей Любжин, Сознательный грех? /14.10/
А.А.Пинского не волнует, что происходит с учеником при изучении материала. Мы полагаем, что верно мнение турецкого султана, утверждавшего: тонущий для спасения схватится и за змею. В репликах оппонентов Пинского мы усматриваем в первую очередь именно это и не можем понять, что же здесь морально сомнительного.
Геннадий Красухин, А не рано ли ставить точку? /10.10/
Г-н Пинский не случайно обиделся на то, что его назвали "образовательным журналистом". Разумеется, никакой он не журналист. Он - типичный учитель-математик с характерным для такого типа складом мышления. Сейчас он поёт гимн профильной школе - конечно, учить некий предмет "глубже" необходимо. Но не за чей-то счёт!
Александра Гурина, Недомагистры и перебакалавры /10.10/
Болонская декларация подписана, остался ряд вопросов: 1.Европейцы "не понимают" наши дипломы. 2.Декларация предполагает систему оценок по 30-балльной шкале. 3.Наше пятилетнее образование. Но куда интереснее пункт, где сказано, что для создания единого образовательного пространства необходимо унифицировать программы.
А.А. Пинский, Нестрашный суд, или Скандальные ошибки филологов. Точка в дискуссии /09.10/
Авторы "Открытого письма" предлагают "создать стандарты, опробовать их на практике, а затем утверждать Закон об их введении". Господа, ну вникайте же по существу в предмет, о коем пишете! По объективным причинам Дума не будет обсуждать саму "начинку" стандарта, т.е. список произведений, и число часов, отводимых на литературу.
предыдущая в начало следующая
Геннадий Красухин
Геннадий
КРАСУХИН
Главный редактор газеты "Литература"
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Сумерки просвещения' на Subscribe.ru