Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / Сумерки просвещения < Вы здесь
Заткнуть фонтан
Дата публикации:  14 Ноября 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Петр Павлович: Но господство обстоятельств
и скрещение событий
испокон веков доныне
нами правит, как детьми,
морит голодом в пустыне,
хлещет в комнате плетьми.

Профессор: Так-так, - это понятно. Стечение обстоятельств. Это верно. Закон.

Даниил Хармс. История сдыгр аппр

удет - не будет", "сдадут - не сдадут", "сменят - разменяют" - проблема, которую пытаются представить как смену ректора в одном конкретно взятом вузе, куда как шире. Ясно, что интерес подогревается персоналиями: вуз из видных - РГГУ, ректором ему - г-н Невзлин из ЮКОСа.

Суетиться надо вовремя

В июне, когда за обещанные (не данные) 10 млн. долларов в течение 10 лет г-на Невзлина избрали ректором, мало у кого были сомнения в том, что неловко как-то вот так - чохом, разом, "за манок" - отдавать государственный университет в частные считай что руки. Приезжавший в апреле в университет министр образования г-н Филиппов В.М. сообщил членам Ученого совета, что "Министерство образования приветствует инициативу нефтяной компании ЮКОС. С помощью компании университет должен стать головным в стране в области гуманитарного образования, как в высшей, так и в средней школе", убеждал, что это-де будет более чем полезно: тут тебе и новые технологии, и новые возможности, и лучшее учебное заведение XXI века.

Век закончился достаточно быстро - через несколько месяцев господин министр прибыл убеждать Ученый совет в обратном: ректора ему надо поменять, негоже гражданину Израиля быть ректором российского вуза, потому как на работе регулярно присутствовать надо. Но не надо путать ректора с президентом. Про него-то в Конституции сказано, что на этот пост может быть избран гражданин РФ, не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ (раздел 1, глава 4, статья 81). Про гражданство же ректора в Уставе РРГУ - ни слова, зато там есть другие слова: "Ректор избирается на конкурсной основе из числа опытных и авторитетных научно-педагогических работников Университета, имеющих опыт руководящей работы, ученую степень и ученое звание". Не то что авторитетным, но и просто работником университета г-н Невзлин в июле не был, ученым званием и степенью не отягощен до сих пор, и в Израиле он потому, что пребывает в творческом отпуске для написания диссертации (правда, по утверждениям г-на Афанасьева, уже по болезни).

Заботиться о нарушении законности, как следует из устава, нужно было раньше - когда назначали, и озаботиться этим нужно было не только экс-ректору Ю.Н.Афанасьеву, уступившему свое место г-ну Невзлину, но и министру Филиппову, поскольку именно он подписывает приказ о назначении ректора (пункт 2.9 Устава РГГУ).

Дергаться сейчас, "в сложившихся обстоятельствах", ну уж совсем как-то не по чину, да и не по возрасту - не в детской же песочнице разбираются фигуранты, у них аргументы уровня "отдавай мои игрушки" вроде бы не должны быть в ходу.

Во-первых, дергаться стали рано - г-н Невзлин вроде как в отпуске до 30 ноября, а коль человек в отпуске, так уволить его не моги (читай КЗОТ). Во-вторых, если предположить, что министр опомнился, понял, что не тот приказ подписал, так и приостановил бы новым приказом действие старого или попросту уволил бы ректора (в уставе ни слова не говорится о досрочном прекращении полномочий ректора; там сказано лишь, что если ректор, срок полномочий которого истек, не переизбран на Конференции, а также и в том случае, когда должность ректора оказалась вакантной, проводятся новые выборы на конкурсной основе.) В-третьих, министр и сам знает, как эту ситуацию разрешить, он пообещал "университет реорганизовать, присоединив к нему ПТУ". Тоже выход - взять то, что еще в апреле было надеждой российского образования, да и превратить его в нечто/ничто. Ну чем тебе не модернизация. Скоро, решительно, жестко, а что не продуктивно - так кто ж считаться будет.

Ученый совет РГГУ повел себя достойно: прозаседав больше двух часов, вынес вердикт - отложить рассмотрение вопроса об отставке г-на Невзлина с поста ректора до 20 ноября. И тогда решать, будет ли проведена конференция преподавателей и сотрудников университета по вопросу о назначении нового ректора и как будут голосовать - тайно или открыто. Поступок более чем мужественный - особенно в условиях прессинга, но юридически бессмысленный. Совет может возвращаться к этому вопросу хоть после, хоть вместо, хоть вплоть до - у него нет юридических рычагов, чтобы устранить ректора, в уставе говорится про то, как назначить, но не говорится, как убрать. Документ тот был принят 19 декабря 2000 года, писался, похоже, под одну кандидатуру ректора, но вот ведь незадача - и для другой пригодился. И хотя 15 апреля 2003 года ученый совет озаботился тем, чтобы внести в устав изменения, но касались-то они только создания Попечительского совета и Фонда развития университета. Министр Филиппов утверждает, что у Ученого Совета есть все законные основания принять решение о досрочных выборах, - есть, спору нету, равно как и в апреле были все законные основания нового ректора избрать. Ну болен человек, не может исполнять обязанности, конечно же, надо переназначить, но для начала - неплохо было бы получить от него заявление об освобождении от должности в силу его недееспособности.

Уроки истории

Вся эта аргументация "угроз и обещаний" позволяет извлечь первый урок -документы готовить надо тщательнее. Тем более что и с председателем попечительского совета у РГГУ тоже некоторые сложности.

Говоря о втором уроке, можно было бы ограничиться античным "бойтесь данайцев, дары приносящих" или воспользоваться русскими эквивалентами: "не все то золото, что блестит...", "от сумы и от тюрьмы...", "всяк сверчок знай свой шесток". Но пресс-шумиха вокруг РГГУ уже дает о себе знать: взволнованные родители всерьез обсуждают, а стоит ли отдавать ребенка в это заведение, а не сделают ли его и впрямь заштатным. Имиджу университета урон нанесен - это безусловно, когда - в апреле, в июле или в ноябре - на выбор, но восстанавливать репутацию придется.

Можно, при желании, извлекать из этой истории и третий урок - все эти приводы-уводы министром ректоров как-то невкусно пахнут, но этот урок из области морали-этики, а на эту область у каждого свои воззрения. Но позволим себе напомнить министру один добрый русский анекдот, тем паче что и сам он анекдотами (о ректорской занятости) балуется. Анекдот же вот какой:

Граф Канкрин. А по каким причинам хотите вы уволить от должности этого чиновника?

Директор департамента. Да стоит, Ваше Сиятельство, только посмотреть на него, чтобы получить к нему отвращение: длинный, сухой, неуклюжий немец, физиономия суровая, рябой...

Граф Канкрин. Ах, батюшка, да вы это мой портрет рисуете! Пожалуй, вы и меня захотите отрешить от должности.1

Ну а как захотят?

Но эти уроки, хоть и полезные, но личного свойства и локального масштаба. А вот один урок ЮКОС-РГГУ преподали всей системе образования. И состоит он в следующем: в этом университете преподавателям стали платить деньги, не бог весть какие, но по образовательскому счету более чем достойные. Эка невидаль, скажет кто-то и будет глубоко неправ. Потому что первое приходящее в голову - "богатый спонсор" - объяснение правильное лишь в части прилагательного. Как показывают счета-раскладки, которые преподаватели стали получать в бухгалтерии, основной прирост их заработку дали не "нефтяные" доплаты, а деньги, которые университет зарабатывает на услугах платного образования. Сотрудники, правда, уже задаются вопросами: а раньше-то что же, ведь "платников" вроде не меньше было, особо продвинутые занимаются подсчетами, сколько-де они недополучили за те пять, а то и больше лет, что университет эти услуги оказывает, и куда эти денежки шли раньше, куда-де проректор Минаев глядел (кстати, ряд источников утверждает, что именно его прочат в новые ректоры).

Но оставим подсчеты и размышления о неполученном и пр., ясно же, что люди бизнеса, придя в университет, установили грамотный финансовый менеджмент, а тот, судя по всему, "отрегулировал финансовые потоки", вот они и потекли. А стало быть, образовательным учреждениям не надо "продаваться-отдаваться", "ложиться под" и принимать еще какие-то позы, нужно уметь грамотно распоряжаться средствами. И тогда окажется, что "нищета" образования - не характеристика его, все лишь констатация, что бюджеты неправильно сверстаны, что этот "нищий" вполне может себя прилично содержать. В образовательных учреждениях попросту нужны грамотные управленцы, квалифицированные финансисты и юристы. Взяться они могут только из сферы бизнеса, поскольку там этот кадровый контингент уже сформировался. А вот чтобы взялись в образовании и взялись за него, нужно, чтобы слово "богатый" сочеталось не только со словом "владелец", но и со словом "спонсор" в сознании бизнес-сообщества, или хотя бы той его части, что считает себя социально ответственной.

Примечания:

Вернуться1 Русский литературный анекдот конца XVIII - начала XIX века. - М.: Художественная литература, 1990. - с. 175.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Вячеслав Загорский, Ложка меда в школьный стандарт по литературе /05.11/
Надежды на воспитательный эффект уроков литературы приводят к тому, что дискуссия об образовательных стандартах - одна из самых затяжных. Но никакая версия стандарта по литературе существенно не повлияет на воспитывающий эффект этой самой литературы. Воспитывают учителя, а не нормативные документы.
Сергей Волков, Поле битвы - Русский Журнал /31.10/
О съезде методистов и учителей-словесников в центральной печати - почти ничего. Тем более странно, что представители Министерства образования обвинили РЖ в намеренном курсе на развал литературного образования. Между тем РЖ - одно из немногих неузкопрофессиональных СМИ, предоставляющих свои страницы под образовательные дискуссии.
Евгения Абелюк, Существование в параллельных пространствах /30.10/
Если как форма ЕГЭ действующие тесты не устраивают математиков, они не устроят никого. Даже в геометрии и химии больше исключений, чем правил. Что уж говорить тогда об истории или литературе! Значит ли это, что сама идея ЕГЭ порочна? Нет. Но согласиться с ЕГЭ в тестовой форме нельзя и сегодня к ЕГЭ мы не готовы.
Александр Княжицкий, Мастера нехудожественной цитаты /28.10/
Создатели тем выпускных сочинений этого года и утвердившая эти темы инстанция не ведают, что творят. В учительскую и ученическую среду внедряется неуважение к культуре, к мысли, к тексту. Авторы тем творчески поработали с высказываниями классиков, сократили их и чудовищно исказили смысл. Вот это уже не шалости.
Сергей Волков, Первый съезд - комом? /24.10/
Первый всероссийский съезд методистов и учителей-словесников позади - а ясности у делегатов в голове не прибавилось. Хозяева были радушны, но работа на съезде была организована почти дилетантски. Многих делегатов никто ни в чем не уполномочил - прислали заявку на съезд и выбили на командировку деньги. Впрочем, первый - он на то и первый.
предыдущая в начало следующая
Татьяна Базжина
Татьяна
БАЗЖИНА

Андрей Борзенко
Андрей
БОРЗЕНКО
anvlabor@russ.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Сумерки просвещения' на Subscribe.ru