Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / Сумерки просвещения < Вы здесь
Бизнес-ПТУ
Дата публикации:  28 Ноября 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Кто, кому, за что, на что и сколько должен - в эту формулу теперь отлились извечные русские вопросы "Кто виноват?" и "Что делать?". Кто виноват - известно, в чем - тоже, недели полторы назад важный человек в пиджаке под прокурорскими погонами на всю страну вел счет старушкам, не получившим пенсии. Старушек оказалось 49 миллионов, сколько недополучили или не получили вовсе - можно и самим посчитать, а что делать - объяснил человек в пиджаке:

"Десять лет тюрьмы, к сожалению, больше не можем". И тут же выяснилось - кому что делать.

То ли десять обещанных лет, то ли сожаление об упущенных десяти прошедших, но крупный бизнес задумался о своей социальной ответственности и собрался на одноименный круглый стол в РСПП. Ответственности ему предлагались на выбор - питать беременных, оплачивать операции по устранению заячьей губы или дорогостоящие операции на сердце и проч. Предлагал г-н Гонтмахер, начальник департамента социального развития аппарата правительства (не ясно только, кого развивает социально этот департамент - само правительство или кого еще?), предлагал жестко и справедливо: "Сорос в одиночку дал России полмиллиарда долларов. Так неужели наши крупные предприниматели не смогут в складчину собрать столько же?" - короче говоря, брал бизнес "на слабо".

Питание беременных "крупняк" не вдохновило, заботиться о детях-инвалидах поручили ЮКОСу - "пионеру благотворительности" - и стали выбирать дальше.

"Поддерживать сирых и убогих - это задача государства, а бизнес должен заниматься формированием элиты, поиском талантов. Я не про артистов там всяких говорю, а про студентов, которые занимаются фундаментальными науками! - делился с коллегами опытом отец-основатель "Вымплекома", более известного обывателю под именем "Би-Лайн", Дмитрий Зимин. - Если я вижу, что вот они, нобелевские лауреаты, я начинаю им помогать!" Правда, будущие нобеленосители в открытую заявляют, что они "в этой стране жить не будут". "Я в растерянности - что делать? Инвестировать в них - уедут, не инвестировать -..." - "Еще быстрее уедут", - подсказали коллеги. Судили, рядили и порешили, что гораздо надежнее инвестировать в ПТУ и техникумы. Тем более что "техникумы и ПТУ развалились, работать некому! Бизнес должен взять на себя реформу профессионального образования".

Некоторые скептики позволили себе усомниться в том, что эти вложения можно счесть благотворительностью, это-де инвестиции в свою репутацию и капитализацию. Основания для подобных сомнений, может, и есть, тем более что бизнес-элита внесла предложение - в обмен на добрые дела присваивать каждой компании определенный социальный рейтинг. Но с другой стороны, кто сказал, что благотворительность не может быть инвестицией - вот богатый человек, любитель искусства, в веке XIX купил у бедного художника картон, чтобы тому на хлеб было, а его потомки веке в XXI целым состоянием владеют. А что до присвоения социального рейтинга - так чего ж не присвоить, ведь присваивающему это ничего стоить не будет, а рейтингоносителю будет приятно, за его же деньги.

Все эти морально-интеллектуальные рассуждения на тему "благотворительность vs инвестиции" на деле-то отражают сложившееся в российской ментальности отношение к любому виду вкладывания денег как к способу с ними расстаться раз и навсегда. Что в общем-то верно - ведь при благотворительности расстаешься с деньгами навсегда, но добровольно, а при инвестициях вроде бы не расстаешься, но добровольно рискуешь их потерять навсегда. И ежели кто, найдя потенциального кандидата в Нобели, по своей воле дает ему деньги (то есть благотворительствует), но хочет, чтобы они все-таки стали инвестициями, так кто ж или что ж мешает ему подписать с облагодетельствованным контракт - я тебе деньги на пять лет учебы, ты мне работу на три-пять-восемь лет (зависит от фантазии благотворителя).

Как-то не по-бизнесовому подходит бизнес к благоинвестициям. Вот и с ПТУ вроде как решает свои внутренние задачи - борется с нехваткой рабочих рук, а на деле-то творит благо для общества. Ведь сам же вызвался помогать как раз тем самым сирым и убогим, заботу о коих хотел переложить на плечи государства.

Средний доход на члена семьи у 79,1% учащихся ПТУ менее одной тысячи рублей в месяц, у 20,9% - менее пятисот рублей в месяц, у 19% учащихся ПТУ родители безработные, 6% пришли учится потому, что в ПТУ бесплатно кормят. Это данные И.П.Смирнова, автора монографии "Профтехобразование России: итоги XX века и прогнозы", в основе которой результаты всероссийского опроса 50 тысяч учащихся и преподавателей профтехучилицщ. 50% россиян считают, что "ПТУ выполняют функцию социального отстойника", сообщает ВЦИОМ. Им возражает первый заместитель министра образования Александр Киселев: "Учреждения начального профессионального образования не социальный отстойник, - и с привычной для чиновника высокого ранга логичностью продолжает, - а учреждения, которые выполняют важную социальную задачу - поддерживают ребят из семей, потерпевших в определенном смысле социальную катастрофу. Есть два варианта развития - или эти дети пополнят рабочий класс, или уйдут в криминал".

Так что бизнес, обратив взор на ПТУ, убивает сразу двух зайцев - и рабочий класс создает, и страну от криминала спасает. Это ли не благотворительность - в смысле творения блага?! Если же вспомнить признания руководителя департамента образования г. Москвы Л.Кезиной, что "на некоторых предприятиях установлено столь современное оборудование, что выпускники ПТУ не могут на нем работать" и что "мастер в ПТУ не может подготовить слесаря пятого разряда, потому что у него самого второй", то количество убиенных бизнес-ПТУ зайцев вырастет многажды - глядишь, рабочие смогут работать на станках, преподаватели тоже повысят свой разряд, а для оказания клининговых услуг не будут искать дипломированного специалиста со знанием тохарского языка и свободным владением последней версией программы управления предприятием С1, а наймут дипломированного уборщика. Да и сама система профтехобразования перестанет выпускать инженеров, техников и рабочих в соотношении 1-1-1, если в структуре занятости сегодняшнего дня оно 1-0,76-3, а реальная потребность 1-0,4-5,2. Не будут тогда специалисты Минтруда пугаться того, что 140 тысяч рабочих вакансий в одной только Москве остаются невостребованными, а специалисты Минобразования - того, что 40% выпускников ПТУ остаются невостребованными, потому что не будет тогда новоиспеченных парикмахеров в 80 раз больше, а портных - в 200 раз больше, чем требуется на рынке труда. И, может, тогда найдутся деньги на образование и в самом образовании, потому что, похоже, ему не хватает не денег, а разума ими распоряжаться. Потому что главный специалист России по профобразованию, профессор Смирнов утверждает, что, нарисовав две пирамиды - кадры требующиеся и кадры подготавливаемые, он понял, что 50% расходуемых бюджетом средств на подготовку кадров тратится впустую.

Если бизнес, решившийся на социальную ответственность, будет не просто "отстегивать" деньги профтехобразованию, но и считать их, а в идеале - научит их считать и тех, кто работает в этом образовании, и тех, кто его финансирует из бюджета, то Россия станет и богатой, и сильной, и умной, и ... За это не то что социальный рейтинг присвоить не жалко, а впору медали вешать - за заслуги перед отечеством и обществом.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Ирина Щербина, Хочешь быть экспертом - будь им! /18.11/
Важная часть ЕГЭ - экспертная оценка тех частей экзаменационной работы, которые не поддаются компьютерной проверке. Курсами по подготовке экспертов ведает Объединение "Уникум-Центр", стоимость обучения - 3500 рублей (без проживания), 5000 рублей (с проживанием). Вы решились заплатить деньги, но чему вас будут учить?
Татьяна Базжина, Андрей Борзенко, Заткнуть фонтан /14.11/
Дееспособность университета определяется не столько тем, кто там фигурирует в качестве ректора, сколько тем, кто там управляет финансами и как. Сделать такой вывод позволяет взвешенный анализ неожиданной ситуации, сложившейся вокруг кресла ректора РГГУ.
Вячеслав Загорский, Ложка меда в школьный стандарт по литературе /05.11/
Надежды на воспитательный эффект уроков литературы приводят к тому, что дискуссия об образовательных стандартах - одна из самых затяжных. Но никакая версия стандарта по литературе существенно не повлияет на воспитывающий эффект этой самой литературы. Воспитывают учителя, а не нормативные документы.
Сергей Волков, Поле битвы - Русский Журнал /31.10/
О съезде методистов и учителей-словесников в центральной печати - почти ничего. Тем более странно, что представители Министерства образования обвинили РЖ в намеренном курсе на развал литературного образования. Между тем РЖ - одно из немногих неузкопрофессиональных СМИ, предоставляющих свои страницы под образовательные дискуссии.
Евгения Абелюк, Существование в параллельных пространствах /30.10/
Если как форма ЕГЭ действующие тесты не устраивают математиков, они не устроят никого. Даже в геометрии и химии больше исключений, чем правил. Что уж говорить тогда об истории или литературе! Значит ли это, что сама идея ЕГЭ порочна? Нет. Но согласиться с ЕГЭ в тестовой форме нельзя и сегодня к ЕГЭ мы не готовы.
предыдущая в начало следующая
Татьяна Базжина
Татьяна
БАЗЖИНА

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Сумерки просвещения' на Subscribe.ru