Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / Сумерки просвещения < Вы здесь
Берлинский педсовет
Заметки участника

Дата публикации:  2 Декабря 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

О, память сердца...

За неделю пребывания в Берлине мне показалось, что немцы во многом очень похожи на нас. Точно так же, как мы ходим на привязи вокруг "развала Союза", никак не можем забыть нашей общности с бывшими республиками1, немцы постоянно возвращаются к моменту падения Берлинской стены и воссоединения Германии. Различия между западными и восточными землями весьма существенны, гэдээровское и фээргэшное прошлое сидит во многих людях очень глубоко - и они постоянно обо всем этом говорят и спорят. Как и о временах нацизма и войне. В центре Берлина, в бывшем еврейском квартале Hackescher Markt, где находится фонд Белля, я заметил вделанные в брусчатку мостовой металлические квадраты с выбитыми на них именами живших здесь людей, убитых во время нацистского режима. Они попадаются на каждом шагу, называют их "Stolpersteine" - "камни преткновения": эти пластинки и действительно чуть выше уровня мостовой, чтобы прохожий почувствовал их ногой, остановился, прочитал, вспомнил... В Берлине очень много памятных мест жертвам тоталитарных систем и вообще людям, погибшим из-за того, что они иные - по взглядам, вере, национальности. Есть музей Берлинской стены, а сами ее остатки тут и там встречаешь на улицах - а кое-где на ее месте выложили камнем направление, по которому она шла. Чтобы помнили.

Поразил меня и скромный памятник, стоящий около знаменитого Берлинского собора. Серый каменный куб. На нем на разных языках написано: "Во время войны, 18.05.1942, здесь, в Люстгартене, члены антифашистской группы предприняли попытку поджечь клеветническую выставку "Советский рай", устроенную нацистской пропагандой. Это был акт сопротивления против войны и нацистского режима. В 1981 году по решению муниципалитета Восточного Берлина был установлен этот памятник... Ныне он свидетельствует о мужественной акции сопротивления 1942 года, о том, как понимали историю в 1981 году, и о нашей непреходящей памяти о сопротивлении против национал-социалистического режима". После объединения Германии под знаменами капитализма можно было бы разделаться со всем социалистическим прошлым, можно было усомниться в том, что выставка "Советский рай" была клеветнической (такой она, безусловно, казалась в 1981 году) и снести памятник, поставленный в эпоху "второй диктатуры" (так часто называют в Германии время правления Хонеккера) - нам к подобным вещам не привыкать. Но слова, написанные ныне на этом простом камне, выражают самым мудрое отношение человека к истории: мы не спорим и не воюем с прошлым, мы понимаем и принимаем его - и стараемся не забыть все, что было.

Идея толерантности и терпимости - одна из активно обсуждаемых сейчас в Германии. Конференция, в которой я участвовал, была посвящена вопросам воспитания демократии и толерантности в школе. Проходила она в рамках "Осенних немецко-русских бесед", уже в восьмой раз организуемых фондом им. Генриха Белля, Немецко-русским обменом и Евангелической академией Берлина. Помимо заседаний, участники российской делегации знакомились с работой фондов и общественных организаций, занятых проблемами развития гражданского общества и формирования толерантного сознания. Мне больше всего запомнилось посещение школы им. Вернера Штефана (Werner Stephan Oberschule), входящей в ассоциацию "Школа без расизма - школа смелости". Директор Зигрид Арнц начал наше знакомство со школой с небольшого цветника, устроенного у стены школьного двора. Этот уголок называется "Розы против забвения", на стене над розами - табличка "Lidice 1942 - Berlin 1996". Лидице - чешская деревня, почти полностью уничтоженная фашистами во время войны. Школьники не только ухаживают за розами, привезенными из Лидице, но и ежегодно ездят туда и работают там над сооружением мемориала, а также поддерживают постоянный контакт с одной из немногих выживших жительниц деревни. "Мы хотим не только говорить с детьми о толерантности, но и проживать ее, воспринимать через собственную деятельность, - говорит Зигрид Арнц. - В нашей школе учатся дети 35 национальностей. Мы хотим, чтобы жизнь в ней была организована так, чтобы она могла служить моделью жизни для всего мира".

Мульти-культи

Проблема формирования толерантности касается не только прошлого. Германия в последние годы переживает небывалый наплыв мигрантов (турок, жителей бывшей Югославии, бывшего СССР). В Берлине мигрантов от 10 до 15%, но есть районы, где их количество превышает 40%. По данным Кристиане Байнски (Региональный центр по вопросам иммигрантов, работы с молодежью и школ - RAA, Эссен), в среднем по Германии от 30 до 50% подростков имеют миграционный фон, и есть регионы, где этот процент еще выше! О таких масштабах часто не знают и сами немцы, однако не чувствовать изменения ситуации они не могут. С особенной остротой встал для немцев вопрос их национальной идентичности. Что значит сегодня - быть немцем? Кто такие немцы? Германия все больше и больше превращается в национально гетерогенное или, как часто теперь говорят, "мультикультуральное" общество (в обиходном языке даже возникло такое понятие - "мульти-культи"). И немцам нужно это осознать и с этим освоиться. Именно поэтому так высок на конференции оказался интерес к школе: ведь именно в ней должно формироваться толерантное сознание, в ней нужно научить подростка, по выражению одного из выступавших, "интеллигентному обхождению с гетерогенностью".

В Германии сейчас очень активно ищутся пути перестройки образования с учетом пестрой языковой картины среди подростков. Г-жа Байнски на конференции специально подчеркивала, что нужно изменить отношение общества к двуязычию. Это не ущербность и недостаток, это огромный потенциал подростка, возможность обладания сразу двумя культурами. Нужно, чтобы и немцы учили больше языков - в том числе и тех, на которых разговаривают мигранты.

Эти идеи воспринимаются немецким обществом неоднозначно. На встрече в берлинском отделении RAA представитель центра "Демократическая культура" Хорберт Вебер рассказал, что в среде подростков растут экстремистские настроения. При том, что экстремистские партии в Германии имеют только 2% голосов, молодежные движения находят понимание и поддержку у 13% населения. Они выступают за сильную Германию, очищенную от всего ущербного и слабого. Этим ущербным может стать (и в реальности становится) любой отличающийся - глухонемой, еврей, бездомный, гомосексуалист, мигрант. Не так давно стал известен случай избиения в одной из школ трех полных учениц, причем сделано это было из идеологических соображений: быть полным - это не по-немецки. В экстремистских кругах идет напряженная дискуссия о русских немцах, об отношении к ним, о том, свои это или чужие. Идеология экстремизма подпитывается и попытками пересмотреть историю немцев в ХХ веке, объявить их жертвами Второй мировой войны (в частности, вспоминаются варварские налеты союзной авиации, уничтожившие многие немецкие города), сконструировать свой, немецкий, холокост. На новом витке возрождается и антисемитизм: евреев обвиняют и в попытке заработать на компенсациях за истребление, и в том, что в Палестине они сами ведут себя как фашисты.

Настороженное отношение к чужим закладывается в подростке и при помощи школьных учебников (что, вероятно, не осознается и самими их авторами). С интересным сообщением на эту тему выступила на конференции Верена Радкау Гарсия из Института им. Георга Эккерта, рассказавшая о том, как создается в учебниках образ "чужого". Вот некоторые фрагменты ее доклада:

Посмотрите на картинку из учебника. Мы видим турецкую девочку, которая сидит между двух стульев - немецким и турецким. Руки с двух сторон то ли давят на ножки стульев, то ли тянут их в разные стороны. Есть риск, что девочка провалится в образовавшуюся щель. Подпись по картинкой усиливает впечатление: "Дети-иностранцы между двух стульев"... Смысл этой популярной и часто повторяющейся картинки: дети-иностранцы "ненаши", "чужие", "другие", они представляют собой проблему.

К картинке прилагается задание: "Нарисуйте карту, на которой отметьте значками те страны, откуда приехали ваши одноклассники-иностранцы, опишите особенности жизни на их родине, расскажите, какие открытия сделали они в Германии"... Получается, что одноклассники-иностранцы становятся объектами изучения. Кстати насчет родины: многие из них родились уже в Германии или давно живут здесь и в Турцию ездят только на каникулы.

Задания из других учебников похожи: "Расскажите об известных вам примерах интеграции школьников-иностранцев или дискриминации по отношению к ним"; "Опросите своих одноклассников, как и почему они или их родители оказались в Германии"; "Выясните, какое значение для одноклассниц-мусульманок имеет головной платок". Как видно, активными субъектами все время выступают немецкие школьники. Ситуация выглядит так: "мы" должны заниматься "вами", "чужими", так как "вы" представляете проблему - для "нас" и для самих себя. Иностранцам и мигрантам отводится при этом роль объектов - нашего любопытства, сочувствия, нашей толерантности, солидарности или антипатии. Иностранцы должны рассказывать, объясняться, оправдываться... Логика заданий и вопросов делает для учеников ясным, что мигрант - чужак, неполноценный гражданин Германии. Сам статус "задания в учебнике" не позволяет ученику усомниться в этой логике.

Приведенные примеры показывают, что идеи толерантности и мирного сосуществования в рамках гетерогенного общества прорастают в немецком обществе очень и очень непросто. Однако сама потребность выносить их на широкое обсуждение, придавать им статус первоочередных для современного мира весьма показательна.

Очень важно, что с учетом новой поликультурной ситуации все больше осознается необходимость переформулировать образовательные цели школы. Об этом говорила координатор комиссии по делам образования при фонде им. Генриха Белля Сибилла Фолькхольц. Школа должна уйти от закладывания в голову ученика знаний, которые воспринимаются им как неприменимые на практике. Не пассивное знание теперь важно, гораздо нужнее человеку умение самостоятельно действовать и приобретать знания, жить и работать в гетерогенном обществе, действовать в быстро меняющейся обстановке. Школьные экзамены должны проверять овладение именно этими компетенциями (заметим, что умение жить в поликультурном обществе воспринимается как одно из основных). Правда, все это пока из области проектов, которые воплотятся в школе будущего, но активная выработка рекомендаций для построения такой школы идет в Германии уже сейчас.

Демократия и школа

Немцев очень волнует проблема демократии в школе. Та свобода, которая худо-бедно пришла в нашу школу начиная с конца восьмидесятых, похоже, для многих учебных заведений Германии еще только маячит впереди как цель. Немцы постепенно приходят к пониманию того, что авторитарная школа формирует фашистские тенденции, экстремистский фон в обществе, а демократическая - гасит их. Как уйти от авторитарности? На самой конференции и на встречах вне ее рамок говорили о необходимости перераспределения ответственности в образовательной сфере, об изменении подхода человека к своей образовательной биографии. Демократическое образование возможно тогда, когда люди могут сами определять свою образовательную судьбу. Государство должно определять только общие - так называемые рамочные - условия образовательного процесса и делегировать большую самостоятельность субъектам образования. (Замечательно, что те же самые проблемы активно обсуждаются и у нас.) Очень образно высказалась на эту тему Хайди Анталь, много лет возглавлявшая одну из берлинских школ: "В наших широтах все произрастание происходит снизу вверх. Только искусственные цветы сажают сверху вниз". Именно изнутри школы, а не по велению сверху может вырасти настоящая свобода. Островки такой свободы есть и в образовательном пространстве Германии.

К сожалению, нам удалось посетить только одну немецкую "свободную" школу (им. Вернера Штефана). На встречу был отпущен всего час с небольшим, поэтому директор стремился показать нам самое яркое и характерное, что свидетельствовало бы об особом духе этой в общем-то нетипичной для Германии школы (отмечу, что по своему статусу это была обычная, не элитная, как мы бы сказали, районная школа). После осмотра цветника нас привели в просторную светлую комнату со множеством окон, очень уютно, по-домашнему обставленную. Диванчики, столы для занятий, стеллажи, игрушки, цветы. Оказывается, это специальное место для школьников, которым, как выразился директор, плохо. Что это значит? Болит живот, устал, не в настроении учиться, расстроен, взбешен, поссорился с товарищем - и так далее. Важно, что любой ученик школы имеет право в любой момент прийти в эту комнату и оставаться в ней до тех пор, пока ему это нужно. И любой учитель может направить в эту комнату ученика - не с целью изолировать или наказать. Наоборот: все в ней устроено так, чтобы человек мог расслабиться, заняться любимым делом, получить психологическую помощь. На мой вопрос о том, есть ли ученики, которые слишком часто пользуются возможностью сбежать с уроков в эту комнату, директор ответил, улыбаясь: "Поверьте, у нас дети очень хотят находиться в классе. Там правда интересно..."

Нацеленность на отдельного ученика, на его индивидуальные нужды - вот принцип этой школы. "Если ученик у меня делал 30 ошибок, а теперь стал делать 20, - рассказывает Зигрид Арнц, - мы отменяем традиционную оценку и даем вместо нее маленькую характеристику: вот тут ты научился, стал делать лучше. Так мы можем стимулировать школьника, помочь ему поверить в себя". Этой же цели служит и школьное кафе, работа в котором полностью организуется учениками выпускного класса. Они отвечают за то, чтобы школа была накормлена. Всю работу - от закупки продуктов до распределения выручки - они делают сами. Здесь уже не игра в самостоятельность, а настоящее дело, которое позволяет сложиться коллективу и каждому проявиться в нем.

Немцы любят все систематизировать. Очень стройно выглядит в их исполнении концепция демократической школы, с которой познакомил российских участников конференции руководитель отдела RAA Саша Вентцель. Вот некоторые ее аспекты:

1. В демократической школе существует свобода выбора учебных планов. Многие учителя считают, что время в школе - это их время, а ученики свободны лишь после школы. Между тем сам ученик должен организовывать свой учебный процесс, определять вопросы для обучения.

2. Больше само-оценивания, меньше внешних суждений. Когда учитель раздает оценку, нет внутреннего стимула учиться. Учитель не судья, а помощник. Кроме оценок должны существовать и другие способы отзыва об успехах детей.

3. Учитель и ученик - партнеры. Оба субъекты по отношению к знанию, выступающему как объект.

4. Учебное время должно быть организовано так, чтобы в нем ритмично чередовались фазы напряжения и расслабления (это рекомендации к построению расписания уроков).

5. В разработке программы школы должны принимать участие все субъекты образовательного процесса: ученики, учителя, родители, попечители.

6. Школа должна стать школой для всех, школой без границ. Не должно быть разделения учеников на успешных и неуспешных. В своем районе школа должна стать своего роду культурным центром, к которому притягивались бы интересы не только школьников, но и их родителей. Поэтому нужно расширять временные рамки работы школ (не о школах ли полного дня речь?)

Правда, признался докладчик, в Германии нет ни одной школы, которая удовлетворяла бы всем перечисленным выше условиям...

Во время встреч и разговоров на конференции мне было интересно узнать, что многие процессы, идущие сейчас в немецкой школе, очень напоминают наши, российские. Мы тоже пытаемся понять, чему и зачем нужно учить наших детей, взглянуть на образование с точки зрения компетентностного, деятельностного подхода. Даже терминология наших образовательных споров напоминает немецкую. Через некоторое время после возвращения из Германии я прочел в журнале "Эксперт" большую статью, содержащую попытку осмысления идущей в стране реформы образования. Многие ее позиции подвергнуты основательному сомнению, причем сделано это в непривычной для "Эксперта" спокойной и взвешенной форме (как всякая интересная статья, она вызывает вопросы, но здесь не место обсуждать их и спорить с авторами; при случае к ним стоит вернуться). Вот что прочел я в публикации "Эксперта":

"Сегодня перед русским образованием стоят три принципиальных вызова: вызов времени, то есть необходимость выращивать человека, умеющего развиваться самостоятельно; вызов территории, то есть предоставление человеку возможности идентифицировать себя с понятием "русский"; и вызов нравственности - дарение образа героя"; "...школа до недавнего времени была уверена, что она способна дать знания, которых хватит на всю жизнь. Эта образовательная парадигма перестала работать в прошлом веке. Мир стал слишком разнообразным, а тренд его развития - слишком неопределенным. И значит, теперь человек должен не знать и уметь применять конкретное знание в известной ситуации, а понимать развитие объекта и подбирать ресурсы для того, чтобы реагировать на новую ситуацию. Требуется человек развивающийся, человек, творчески воспринимающий действительность"; "Одна из главных, уже произошедших перемен на рынке нашего образования - появление множества клиентов. Вместо одного государства теперь все мы - частные работодатели и социально самостоятельные родители - предъявляем образованию свой индивидуальный спрос. Пока мы делаем это очень нерешительно, но даже в этом случае рынок быстро отвечает - частными гуманитарными гимназиями, все растущим числом разнообразных школ развивающего обучения, кадетскими корпусами и т.д. Эта тенденция к разнообразию - лучшее из того, что появилось в русском образовании, в то время как реформаторы готовили свои предложения к "большой образовательной реформе". Она, эта тенденция, и есть зародыш новой образовательной системы. Ее мы и должны питать своим частным спросом, своими инвестициями, своими исследованиями. Государство же может только подключиться к этому процессу, потому что в нынешнем веке оно оказалось слишком тяжеловесным институтом, чтобы самому рождать новое".

Цитаты можно было бы и продолжать, но и так ясно: мы спрашиваем самих себя о том же, о чем спрашивают себя немцы. Где-где, а в сфере образования у нас есть много точек соприкосновения. "Нужно чаще встречаться", как говорят в незабвенной рекламе - тогда, может быть, глядясь в зеркало чужого опыта, мы яснее различим свое собственное лицо.

Примечания:

Вернуться1 Характерный пример: этим летом в магазине в Феодосии (Крым, Украина) нам, туристам из России, предложили солнцезащитный крем фирмы "Дзинтарс" (Латвия) как "нашу отечественную продукцию".


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Татьяна Базжина, Бизнес-ПТУ /28.11/
Если бизнес будет не просто "отстегивать" деньги профтехобразованию, но научит их считать и тех, кто работает в этом образовании, и тех, кто его финансирует из бюджета, то Россия станет и богатой, и сильной, и умной.
Ирина Щербина, Хочешь быть экспертом - будь им! /18.11/
Важная часть ЕГЭ - экспертная оценка тех частей экзаменационной работы, которые не поддаются компьютерной проверке. Курсами по подготовке экспертов ведает Объединение "Уникум-Центр", стоимость обучения - 3500 рублей (без проживания), 5000 рублей (с проживанием). Вы решились заплатить деньги, но чему вас будут учить?
Татьяна Базжина, Андрей Борзенко, Заткнуть фонтан /14.11/
Дееспособность университета определяется не столько тем, кто там фигурирует в качестве ректора, сколько тем, кто там управляет финансами и как. Сделать такой вывод позволяет взвешенный анализ неожиданной ситуации, сложившейся вокруг кресла ректора РГГУ.
Вячеслав Загорский, Ложка меда в школьный стандарт по литературе /05.11/
Надежды на воспитательный эффект уроков литературы приводят к тому, что дискуссия об образовательных стандартах - одна из самых затяжных. Но никакая версия стандарта по литературе существенно не повлияет на воспитывающий эффект этой самой литературы. Воспитывают учителя, а не нормативные документы.
Сергей Волков, Поле битвы - Русский Журнал /31.10/
О съезде методистов и учителей-словесников в центральной печати - почти ничего. Тем более странно, что представители Министерства образования обвинили РЖ в намеренном курсе на развал литературного образования. Между тем РЖ - одно из немногих неузкопрофессиональных СМИ, предоставляющих свои страницы под образовательные дискуссии.
предыдущая в начало следующая
Сергей Волков
Сергей
ВОЛКОВ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Сумерки просвещения' на Subscribe.ru