Русский Журнал / Вне рубрик / Сумерки просвещения
www.russ.ru/ist_sovr/sumerki/20031204_sam.html

Образование - дело второстепенное?
Ирина Самахова

Дата публикации:  4 Декабря 2003

О пользе обломоведения

Не так давно в новосибирской Физико-математической школе при НГУ мы проводили экспресс-опрос старшеклассников на тему "Роль В.И.Ленина в российской истории". Юные гении, собранные путем предметных олимпиад с огромной территории от Урала до Дальнего Востока, в большинстве не смогли выдавить из себя ничего более содержательного, чем "Ленин был другом детей". И то здесь скорее сработала "генетическая память" замороченного родительского поколения.

Российские старшеклассники, словно инопланетяне, в массе своей ничего не знают о заповедях Господних, об основном вопросе философии, о Декларации прав человека, о "быть или не быть" и о "тварь я дрожащая, или право имею?".

...Вспоминается выражение мучительного недоумения на лицах членов комиссии ОблОНО, проверявших экспериментальный класс, работающий по концепции В.С.Библера "Школа диалога культур". Заслуженных педагогов явно смущал не столько факт, что семилетний шкет свободно рассуждает о Сократе, сколько первые слова ученика, определявшие атмосферу урока: "Я полагаю..."

Надо быть большим романтиком или лицемером, чтобы не замечать, что главное назначение школы - совсем не образование, а социализация подрастающего поколения. Определенный тип общества заказывает для себя определенный тип социализации.

Сейчас так много "наших" живут в США и в Канаде, что по их свежим впечатлениям достаточно просто составить представление об американском общественном заказе. Там требуются граждане законопослушные но, с другой стороны, активные и самостоятельные. Первое качество закрепляется в школе способом, отвратительным для большинства "наших" - детей приучают "стучать" на обидчиков и нарушителей дисциплины. Активность и самостоятельность тоже постоянно упражняются - русские дети в американских школах поначалу страшно удивляются, что учителя настойчиво домогаются их вопросов. Система обучения, требующая постоянного самостоятельного написания рефератов и сочинений буквально по всем предметам, первое время очень смущает "наших", но они быстро приспосабливаются и в массе становятся первыми учениками (что свидетельствует о все еще очень хорошем генетическом потенциале российского народа).

Это я не к тому, что нам следует слепо копировать американскую систему школьной социализации.

Хорошо бы для начала понять, какие граждане предпочтительны и для какой России. Пока этот вопрос не прояснен, необходимо всеми силами противиться начавшейся "советской" унификации школы и поддерживать существование уже сложившегося большого разнообразия учебных заведений - от кадетских корпусов до экспериментальных площадок, поощряющих это самое "я полагаю". Пусть родители под свою ответственность выбирают тип социализации для собственного потомства.

Содержание образования, о котором так много спорят, - дело второстепенное, как это ни кощунственно звучит. Здоровый и даже не очень здоровый ребенок в принципе может научиться чему угодно, была бы мотивация и дельные учителя. Учитель нужен школьнику для того, чтобы подражать авторитету - это самый естественный, природный путь передачи знаний и опыта. Взрослый содержательный человек, которому тянет подражать, может сделать любой преподаваемый школьный предмет главным. Сорос со своей программой "соровских учителей" открыл в провинциальной России феноменальные школы-источники, годами производящие из обычных, не отборных детей талантливых математиков, или химиков, или биологов (найдутся, если поискать, такие "источники" художников, музыкантов или спортсменов). Если повезет, то в самой заурядной и бедной школе можно чему-нибудь основательно научиться, а если не повезет с учителями, то не будешь после элитарной десятилетки знать даже "жи-ши" и таблицу умножения.

И это как раз поправимо. Пропущенный в школе предмет возможно при необходимости освоить за несколько месяцев занятий с репетитором. Последний вообще может быть электронным, если российские программисты получат заказ перевести на дискеты лучшие методические разработки учителей-предметников.

Современное образование, основанное на телекоммуникациях, может быть дистанционным и персональным - это уже доказано. Но никак не получится сделать "персональной" социализацию.

Школа перестает учить главному - способам цивилизованного взаимодействия личности и общества. Не привитые в школьном детстве общекультурные знания и правила оставляют невосполнимые лакуны в структуре "я" молодого человека.

"Пройденные" история и литература, как предметы второстепенные, проходят мимо этих несчастных. Да еще заботливые дяди из Министерства образования решили снизить нагрузку по литературе в выпускных классах до двух часов в неделю. Один из экспертов "Эксперта" вообще предлагает осовременить программу по русской литературе, выбросив из нее "Обломова". А будь моя воля, я бы сделала "обломоведение" основным предметом в средней школе. Это же непревзойденная энциклопедия русской не жизни, которая всех нас со страшной силой одолевает.

Может, хоть детей бы спасли...

Новосибирск