Русский Журнал / Вне рубрик / Знаки времени
www.russ.ru/ist_sovr/time_signs/20001011.html

Пусть бы все там разорвало - лишь бы не было войны
Знак двенадцатый. Освещение войны на Ближнем Востоке израильскими СМИ

Линор Горалик

Дата публикации:  11 Октября 2000

С неба звездочка упала
Прямо милому в штаны.
Пусть бы все там разорвало -
Лишь бы не было войны.

Частушка 60-х

Война: вооруженная борьба между народами.

Толковый словарь русского языка

Михаил Эпштейн не так давно решал проблему того, какую букву должно присвоить в качестве символа текущему столетию. Вчера, теплым тель-авивским вечером, в ходе просмотра программы новостей, меня осенило: букву Э. Век Э, Век Развитого Эвфемизма.

Как мы все понимаем, слово "эвфемизм" является эвфемизмом, означающим сокрытие правды за мягкими, приемлемыми названиями. Например: "Ясир Арафат предложил Кофи Анану переместить свой афро-европейский, пассивно используемый в половых актах задний проход в область постоянного проживания выдающегося лидера ООН и повременить давать свои производимые из фекалий рекомендации касательно ведения мирного процесса на Ближнем Востоке тем, кто живет в регионе и страдает от разрывов в области ягодиц в борьбе за свободу и независимость собственного народа". Все политкорректно. Все понятно. Эвфемизм победил.

На эти размышления меня навели события последних дней. Жить в Израиле в эти дни легко и приятно. Как и где угодно в мирное время.

Я хочу, чтобы всем, кто этого не понимает, стало совершенно ясно: войны на Ближнем Востоке нет. Я специально выписала из прессы последних дней определения того, что есть. Вот: вооруженный конфликт, стычки, беспорядки на религиозной почве, бомбардировки некоторых объектов, опять стычки, конфронтация, рост напряженности, вооруженные столкновения. Все это - нормально. Не надо сеять панику http://lenta.ru/mideast/2000/10/09/clashes/. Войны нет.

Правда, израильские запасники (то есть все дееспособные граждане мужского пола старше двадцати одного - ибо те, кто младше двадцати одного и старше восемнадцати, просто находятся в действующей армии) получили "код 8" - распоряжение о готовности нарисоваться на базы в течение четырех часов, если поступит соответствующий приказ. Но это, безусловно, не призыв. Призыв без войны не нужен. Еще с обеих сторон есть раненые и убитые, а также заложники и пропавшие без вести. Но война, наверное, - это когда таких тысячи. А сейчас еще и двух сотен не набралось. Так что это, безусловно, не война. Да, еще Хусейн собирает армию на борьбу с Израилем и предлагает палестинцам вооруженную поддержку. Но войной тут, конечно, не пахнет - это беспорядки на религиозной почве. Мирные, можно сказать, попытки решить конфликт. А в ответ Штаты и Англия бомбят Ирак - но это не война, а, насколько я понимаю, столкновения взрывчатых веществ с наземными объектами. Войной же тут даже не пахнет.

Вчера вечером, то есть на исходе Судного дня, пошла я к друзьям. Пожарили картошку. Включили телевизор. Смотрим новости. Никакой войны. Весь Судный день два народа стреляли друг в друга, ходили на демонстрации, рвались линчевать, разрушали религиозные святыни - словом, дружески выясняли отношения. Дикторы так весь вечер и говорили: если, говорили, мы такими мирными методами ни к чему не придем, начнется, чего доброго, война. Сидишь, радуешься - хорошо, нет войны, не началась пока. Вот, говорит диктор, раввин, 37 лет, отец восьмерых детей, узнал, что разрушена могила Иосифа. Оделся понезаметнее - пейсы там за уши заложил, талес прикрыл пиджаком - и пошел, соответственно, на могилу. Был убит. Нормально, раввин туда, раввин сюда. Главное - еще не война. Рестораны вот работают, досмотрим новости - пойдем суши есть.

Еще диктор говорит - прилетели тут всякие доброжелатели, хотят "содействовать решению конфликта". Молодцы, хорошо. Вот Барак даже ультиматум продлил по такому поводу (кто считает, что в этом словосочетании есть какое-то логическое противоречие, тот не разбирается в Ближнем Востоке ни фига). А Арафат, понимаете, выразил по этому поводу скептицизм. А не кинул в Барака камнем. А Барак в ответ на его скептицизм усмехнулся - и тоже ведь не схватился за пулемет, не стал строчить направо-налево. Поговорили, как цивилизованные люди. Решили конфликт словами, как их мамы учили. И правильно: это вам не война, нечего оружием бряцать. Тем более, тут столько миротворцев, что весь этот еврейско-арабский конфликт начинает напоминать русскую драку: "Ой, держите меня, мужики, держите меня!". Конечно, тебя держат. У тебя в одной руке зажигалка, а в другой - нефтяной бассейн. Что ж тебя, на поруки отпускать? Так ты, чего доброго, затеешь войну. А войны у нас нет. Не надо нам ее.

Вот еще диктор говорит - трое израильских солдат похищены, к ним не подпускают Красный крест и отказываются сообщить, в каком они состоянии. Неприятная, но вполне нормальная для мирного времени мера. И реагируют все как в мирное время: не брать же заложников в ответ и не расстреливать по одному каждые полчаса, пока не будет достигнуто полное взаимопонимание. Это же не война. Поэтому предлагаются менялки: мы вам трех солдат, вы нам по 43,3 арабских заключенных за каждого. А Израиль им в ответ: фигушки. А те: ну и не надо. Миру мир.

...Слово "война" относится к категории слов, само произнесение которых никогда и никому не проходит даром. Сказать "началась война" √ значит, открыть дверь в то черное, страшное, тревожное, что лежит в сознании каждого из нас и поднимается, как души погибших из преисподней, по этому слову. Сказать "началась война" √ значит, взять на себя ответственность за панику. Сказать "началась война" √ значит, признаться, что дело дошло до войны; значит, быть вынужденным вести себя как в войну, понимать ситуацию как войну и отдавать себе отчет, что позволил ситуации скатиться к войне. Поэтому - никакой войны в Израиле нет. И не будет. Будет, в худшем случае, религиозный конфликт с применением ракет класса "земля-земля". Несущих, я так понимаю, мощный идеологический заряд.

Поэтому когда следующее - очень правое - израильское правительство спросит: "Что вы делали вечером Судного дня 2000 года?", - я честно скажу: "Ела картошку, смотрела телевизор".

А че? Войны-то не было.