Русский Журнал / Вне рубрик / Знаки времени
www.russ.ru/ist_sovr/time_signs/20001123.html

Другой фашизм
Знак девятнадцатый. Вердикт французского суда о закрытии французским пользователям доступа к Yahoo!-аукционам, торгующим фашистской символикой

Линор Горалик

Дата публикации:  23 Ноября 2000

...В любых своих разновидностях фашизм противопоставляет институтам и ценностям демократии так называемый новый порядок и предельно жесткие средства его утверждения. ...Переходящая в геноцид ксенофобия по отношению к чужим национальным и социальным группам, к враждебным ему ценностям цивилизации - непременные элементы идеологии и политики. Фашистские режимы и движения фашистского типа широко используют демагогию, популизм... Многие черты фашизма присущи различным социальным и национальным движениям правого и левого толка... В условиях слабости демократических институтов сохраняется возможность развития движений фашистского типа и превращения фашизма в серьезную угрозу.

Универсальная энциклопедия "Кирилл и Мефодий"

Эпиграф мой - это, конечно, фишка-мормышка. Однако потому и существует мормышка, что она до боли похожа на мушку. Мы к нему еще вернемся. Сразу скажу: меня не интересуют: а) интернет-свободы; б) сеть как анархическая вольница; в) что скажет СОРМ - и еще целый ряд вещей, связанных с правом каждого из нас выйти в Сеть и идти по ней на хрен. В данном материале я попытаюсь говорить только о тех аспектах данного явления, которые касаются других, более древних и менее виртуальных, свобод.

Для начала факты: две антифашистских организации - "Международная лига борьбы с расизмом и антисемитизмом" (LICRA) и "Союз еврейских студентов Франции" (UEJF) - около десяти месяцев назад обратились в Парижский суд с требованием запретить виртуальным аукционам компании Yahoo! представлять французам товары, носящие нацистскую символику. Впоследствии к ним присоединилась еще одна организация - "Движение против расизма и за равенство всех людей" (MRAP).

Требование истцов основывалось на существующем во Франции законе, запрещающем демонстрацию и продажу предметов, "возбуждающих национальную рознь". Через три месяца судья Жан-Жак Гомес предложил Yahoo! перекрыть доступ к соответствующим аукционам для французских пользователей. Следующие семь месяцев Гомес совещался с техническими экспертами по поводу осуществимости такого блокирования. Позавчера, получив утвердительный ответ от экспертов, судья вынес вердикт, принуждающий Yahoo! к соответствующей фильтрации посетителей аукционов.

Теперь, собственно, комментарии: мы что здесь все одурели???

То есть дайте мне переформулировать все это замечательное дело внятно: американская компания Yahoo! публикует на американском севере нацистскую символику; французский судья на основе французского закона решает, что граждане его государства должны быть лишены права на эту символику смотреть.

Французский страус - старший брат всемирного страуса. Ибо первым гордо сунул голову в песок, предоставив, соответственно, в распоряжение окружающих ничем не прикрытый зад. Было бы странно ожидать, что в нашем-то садике его в этот зад не отымеют. Ну что ж...

Абсурдность вердикта - с точки зрения практической - совершенно очевидна. По той же логике любая лавка мира, торгующая нацистской символикой, должна привесить на дверь жестяную табличку, откровенно символизирующую это самое "равенство всех людей": "Собакам и французам вход воспрещен!". За что, спросите, собак-то? Не знаю - ради красного, видимо, словца.

По той же самой логике, опять-таки, французам не стоит ходить в исторические музеи: знаете, от греха подальше. Не водят же сумасшедших смотреть стриптиз: а ну как кто-нибудь слабовольный возбудится, да и кинется лапать девушку со столбом?

Видимо, знает судья Гомес что-то такое, нам неведомое, о своем народе, из-за чего боится показать ему кусочек свастики: а ну как народ немедленно возбудится, построится в колонны и пойдет громить еврейских студентов, глухо, хором декламируя "Майн Кампф"? Кто же тогда останется в лавочке - воспитывать детей в духе терпимости и демократии?

Но это все, так сказать, практические аспекты; пусть. Гораздо интереснее социальная сторона дела, общечеловеческий смысл вынесенного судом вердикта, - тот самый аспект, который в моих глазах делает данное решение "знаком времени".

На протяжении пяти тысяч лет человечество училось бороться с эпидемиями: чума там, оспа, холера, проказа, ветрянка. Удивительное дело: естественно-альтернативная медицина - в виде окружения чумного района кордоном из солдат и костров и привешивания больным колокольчиков, к чему еще не отсохло, дабы здоровые знали, от кого шарахаться, - не дала никаких положительных результатов. Пришлось отставить метод насильственного карантина и заняться вещами менее простыми, но более результативными: изучением, лечением, вакцинацией. Выбор этот был непростым, учитывая тяжкую судьбу его первых сторонников, однако именно благодаря ему все мы пока более-менее живы. И даже, как Галич пел, зубы есть у некоторых из нас.

Каким же образом французский судья ожидает избежать рецидива эпидемии "коричневой чумы" путем расстановки виртуальных кордонов? И пир для запершихся где-нибудь подальше и утопивших весело умы - всегда, как мы знаем, заканчивался плохо. И Красная Смерть проникала в роскошные замки, повергая в конвульсии трусливых гостей. Да и со стороны здорового населения всегда находились бравые матросы, привлеченные за чумной кордон огнями чадящих уличных костров. Для того чтобы чумой не болели, надо, чтобы ее не было. Для того чтобы ее не было, надо учиться ее лечить. Для того чтобы ее лечить, надо изучать ее лицом к лицу.

Ведь ясно же, что в 45-м году тех, кто сейчас носит свастику на рукаве, не было в помине. Да что там - родители их в 45-м году играли "в куклы" пустыми гильзами на сырых полах дрезденских бомбоубежищ. Откуда они, неонацисты, взялись - после оградительного кордона нюрнбергских судов, после веревок (правда, без колокольчика) на шее Эйхмана и Заукеля, и Кальтенбруннера? Почему, черт побери, не работает столь распространенная в Средние века методика борьбы с эпидемиями? Потому что, видимо, еще не раз и не два надо Европе вымереть на две трети, чтобы она сделала окончательный вывод о нерезультативности прятания башки в закон.

Я хочу, чтобы нацистская символика продавалась на каждом углу... Пожалуйста, не выдирайте эту фразу из контекста, дайте мне ее закончить. Я хочу, чтобы нацистская символика продавалась на каждом углу, где продается коммунистическая литература и справочники по черной магии, и божки вудуистов, и порнография, и книги Кена Кизи. Я хочу, чтобы подошедший к этому углу подросток смотрел на все предоставленное разнообразие одинаково равнодушным взглядом и шел жаждать чего-нибудь запретного. (Давайте, например, Болмата запретим. Все выигрывают.) Я хочу, чтобы антифашистская пропаганда никогда не превратилась в борьбу с невидимым врагом, - поскольку нет врага сильнее врага невидимого и поскольку практически всегда отказ признавать реальность есть знак ужаса и бессилия перед ней. Если мы тут все такие демократы и свободолюбы и детей своих мы воспитываем демократами и свободолюбами, и собственные наши демократические и свободолюбивые убеждения нам органичны - чего же нам бояться? Пусть не то что кортики ржавые на Yahoo! продают - пусть на площадях агитируют. Свобода ценностей, свобода слова, свобода совести. А если ситуация у нас такая, что мы взрослому человеку боимся показать парадную форму штандартенфюрера СС, выставленную дряхлым стариком на заморский аукцион, - так фашизм, господа, победил. В том числе - вынудив нас пользоваться для борьбы с ним его же методами.

Я предлагаю всем вернуться в начало страницы и хорошо перечитать эпиграф. И попробовать дать оценку вердикту судьи Гомеса.

Между прочим, акции Yahoo! после этого вердикта упали на 2%. Предлагаю всем, кому не лень, умственное упражнение: явилось ли причиной этого падения сокращение числа потенциальных покупателей, или международная общественность выразила Yahoo! свое "фе" по поводу профашистской пропаганды?