Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / Путешествия < Вы здесь
Подмосковные каникулы
Выпуск 2. Литературное Подмосковье

Дата публикации:  18 Августа 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Переделкино | Шахматово | Мелихово | Таруса

Переделкино

На протяжении нескольких десятилетий Переделкино остается писательской Меккой Подмосковья. Поселок писательских дач и Дом творчества построили в середине 30-х годов: по замыслу М.Горького здесь должны были жить писатели, создавать свои произведения, встречаться и их обсуждать. Поселок помнит такие имена, как А.Серафимович, И.Бабель, И.Эренбург, Б.Пильняк, Вс.Иванов, Л.Кассиль, Б.Пастернак, И.Ильф, Е.Петров, В.Каверин, А.Фадеев, К.Симонов, начиная с 60-х годов здесь жили Е.Евтушенко, А.Вознесенский, Б.Окуджава, Б.Ахмадулина, А.Рыбаков. Сейчас Переделкино стало одним из престижных дачных мест Подмосковья. Рядом со старыми домами писателей возводятся огромные виллы с трехметровыми заборами и видеокамерами. Несмотря на это поселок сохранил свое очарование, по вечерам на дачах собираются соседи, обсуждая последние литературные новости.

Дом творчества писателей

На первый взгляд, здесь царит тишина и покой, но внутри этого маленького мира бушуют подводные течения. Обитателями сегодняшнего дома творчества являются престарелые члены Союза писателей, авторы бестселлеров, поэтессы, подлавливающие обитателей дома, чтобы прочитать им что-нибудь из детского, и молодящиеся писательницы женских романов. Здесь можно встретить драматурга М.Рощина, сценариста А.Мендадзе, актера и режиссера М.Казакова со всей семьей. В столовой идут яростные обсуждения последних творений вышеперечисленных персонажей, а по вечерам писатели группками собираются в беседках или номерах, рассказывая последние новости Дома творчества. Внутри писательской братии постоянно идет борьба, до сих пор можно видеть, как никому не известный прозаик выкрикивает из окна своей жене: "Душа моя, сходи на станцию за "Литературкой". Там должны написать о моем последнем романе". Вокруг тотчас проносится неодобрительный шепот, и можно считать, что тема для бесед сегодняшнего вечера уже выбрана. Сейчас остановиться в Доме творчества может каждый. Так что, если вы решите, что настало время для написания вашего произведения, - поезжайте в Переделкино. Обстановка располагает.

Пока никчемному поселку
Даруешь злато и багрец,
Что к твоему добавит слову
Тетради узник и беглец?

Вот разве что: у нас в селенье,
Хоть улицы весьма важней,
Проулок имени Сирени
Перечит именам вождей.

Мы - из Мичуринца, где листья
В дым обращает садовод.
Нам Переделкино - столица,
Там ярче и хмельней народ.

(Б.Ахмадулина, "Поездка в город").

Дом-музей Б.Пастернака

Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Б.Пастернак, "Зимняя ночь"

Складывается такое впечатление, что этот дом пытается закрыться от посетителя, не допустить до своей тайны. Здесь очень пустынно и тихо, скромная обстановка и цветы на постели, где умер Б.Пастернак, большой кабинет. Именно в этих стенах создавался "Доктор Живаго", написана одна из лучших серий стихотворений, которая так и называется "Переделкино". На просторной террасе собирались Анна Ахматова, Марина Цветаева, Ираклий Андронников и Корней Чуковский, Святослав Рихтер. В десяти минутах ходьбы от дома расположено старое кладбище, где находится могила Пастернака. Говорят, что по ночам сюда приходят поклонники поэта и со свечой в руках читают его стихи.

Как бронзовой золой жаровень,
Жуками сыплет сонный сад.
Со мной, с моей свечою вровень
Миры расцветшие висят.

И, как в неслыханную веру,
Я в эту ночь перехожу,
Где тополь обветшало-серый
Завесил лунную межу.

Где пруд - как явленная тайна,
Где шепчет яблони прибой,
Где сад висит постройкой свайной
И держит небо пред собой.

(Б.Пастернак).

Дом-музей К.И.Чуковского

Очень добрый музей. Другое определение к нему подобрать сложно. Он уютный и теплый, заходишь как будто в гости, где тебе все рады. Если вы решите туда зайти, то попросите одного из работников музея по имени Паша провести экскурсию. Он расскажет о жизни Чуковского и его семьи, о гостях этого дома - А.Ахматовой, А.Твардовском, А.Солженицыне, поведает все тайны и прочитает множество стихов. В завершении можно посмотреть фильм "Чукоккола", где Чуковский рассказывает о своем произведении. Здесь взрослые становятся немножечко детьми, а дети вслед за экскурсоводом читают знакомые всем строки.

Рядом с домом стоит небольшое бревенчатое здание, где находится детская библиотека, основанная еще при жизни К.И.Чуковским.

Дом-музей Б.Окуджавы

Музей был создан всего три года назад, но стал очень популярным среди москвичей. Уютный дом, хранящий воспоминания о своем владельце. Коллекция колокольчиков, которые ему дарили его друзья, пишущая машинка, множество книг. Летними вечерами на поляне около дома проходят бардовские вечера, зимой устраиваются литературные чтения. Удивительное состояние охватывает при посещении дома - он обитаем. Это не музей, а подмосковная дача, постоянно ожидающая гостей.

Шахматово

Ярким солнцем, синей далью
В летний полдень любоваться -
Непонятною печалью
Дали солнечной терзаться...
А.Блок, 1900

Имение в Шахматове в 1874 году приобрел дед Александра Блока А.Н.Бекетов. Впервые сюда его привезла мать в 1881 году, когда ему было всего шесть месяцев от роду. С тех пор он приезжал сюда каждое лето. Шахматовские окрестности вдохновили Блока на написание сборников "Стихи о Прекрасной Даме", "Нечаянная радость", "На поле Куликовом", драмы "Король на площади" и многого другого. Здесь же он пережил свое главное любовное увлечение - роман с дочерью Д.И.Менделеева, чье имение находилось по соседству, в селе Тараканово. Все начиналось с любительского спектакля, где они исполняли главные роли... Венчание состоялось неподалеку от Шахматова, в сельской церкви.

В 20-х годах дом разграбили, а затем подожгли. Сейчас в Таракановском музейном комплексе и в Шахматове ежегодно проходят праздники поэзии, где собираются почитатели творчества Блока. Вокруг все так же тянуться нескончаемые поля, все тот же лес, все тот же пруд в Тараканове. Все та же тишина и покой.

Мы встречались с тобой на закате.
Ты веслом рассекала залив.
Я любил твое белое платье,
Утонченность мечты разлюбив.

Были странны безмолвные встречи.
Впереди - на песчаной косе -
Загорались вечерние свечи.
Кто-то думал о бледной красе.

Приближений, сближений, сгораний -
Не приемлет лазурная тишь...
Мы встречались в вечернем тумане,
Где у берега рябь и камыш.

Ни тоски, ни любви, ни обмана.
Все померкло, прошло, отошло...
Очертания белого стана.
И твое золотое весло.

(А.Блок).

Мелихово

Мелихово А.П.Чехов купил у театрального художника Н.П.Сорохтина в 1892 году. Дом был немного странный - оформленный старым хозяином элементами театральных декораций. Когда Чехов приезжал в Мелихово, то на флагштоке поднимался красный флажок, чтобы крестьяне знали, что можно прийти за советом и медицинской помощью. Чехов покупал дом не только для себя, но и для многочисленных друзей, которые часто гостили у писателя. Специально для них он построил маленький флигель, который так ему полюбился, что хозяин сам перебрался в него.

Это одно из редких мест, которое сохранилось практически в том же виде, каким было при жизни хозяина. Все та же мебель, скрипучие полы, фарфоровая посуда, рабочий стол писателя. Стоит пройтись по окрестностям. Рядом с домом фруктовый сад. В селе Мелихово на месте деревянной церкви XVIII века выстроен новый маленький храм. После посещения музея и прогулки по окрестностям рука сама потянется к томику Чехова:

"Село Уклеево лежало в овраге, так что с шоссе и со станции железной дороги видны были только колокольня и трубы ситценабивных фабрик. Когда прохожие спрашивали, какое это село, то им говорили:

- Это то самое, где дьячок на похоронах всю икру съел.

Как-то на поминках у фабриканта Костюкова старик дьячок увидел среди закусок зернистую икру и стал есть ее с жадностью; его толкали, дергали за рукав, но он словно окоченел от наслаждения: ничего не чувствовал и только ел. Съел всю икру, а в банке было фунта четыре. И прошло уж много времени с тех пор, дьячок давно умер, а про икру все помнили. Жизнь ли была так бедна здесь, или люди не умели подметить ничего, кроме этого неважного события, происшедшего десять лет назад, а только про село Уклеево ничего другого не рассказывали" (А.П.Чехов, "В овраге").

Таруса

Древний город Таруса (основан в 1246 году) находится недалеко от границы Московской и Калужской области. Существует легенда о происхождении названия города. Когда-то киевский князь Святослав, с дружиной проплывая на ладьях, спросил, что за народ обитает по берегам реки. Ему ответили: "То Русь". С этого момента город стал именоваться Торуса. С этим городом и его живописными окрестностями связаны имена М.Цветаевой, К.Паустовского, В.Д.Поленова. В городе находятся дом-музей М.Цветаевой, краеведческий музей, рассказывающий об истории города, обо всех известных обитателях этого края. Часть экспозиции этого музея посвящена К.Паустовскому. Недалеко от Тарусы - дом-музей В.Д.Поленова.

Сюда непременно стоит приехать любителям творчества М.Цветаевой, чтобы увидеть мир, частью которого она была. Здесь оживают воспоминания о ее детстве, семье, раннем творчестве. Для поэтессы Таруса была одним из тех редких мест, к которым ее тянуло, которые были для нее родными и с которыми она сливалась в своем творчестве.

Из воспоминаний сестры Марины Цветаевой Валерии:

"Из нашей дружбы с Мариною в те дни помню такой случай. Как-то под вечер шли мы вдвоем из Тарусы от Добротворских к себе домой. Несли мы два толстых тома "Войны и мира" в крепких переплетах. Шли берегом, мимо кладбища. И захотелось Марине заночевать на кладбище! Дома беспокоиться о нас не стали бы, думая, что мы остались у Добротворских.

Я легко согласилась: было лето, тепло. Ушли мы подальше от дороги, зашли за кусты на краю кладбища, положили себе по тому "Войны и мира" под голову и залегли. Уже смеркалось. Люди шли по дороге, голоса нам слышны, но нас не видно. Лежим молча, смотрим, как меняют краски облака там, высоко над нами. Поднялся ветерок, стало беспокойно. Мы придвинулись друг к другу. Лежать неудобно - от жестких переплетов голове больно. Лежим, терпим. Говорить ни о чем не хочется. От реки потянуло сыростью, и стали мы зябнуть в летних своих платьях. Уснуть почти невозможно: так, маета одна? А все-таки, видно, устали мы и, сами того не заметив, уснули.

Летняя ночь коротка: вот уже и голоса слышны, солнце всходит, по реке плоты идут, плотогоны перекликаются. Белый туман от солнца тает, трава мокрым-мокра, с берез и кустов каплет, все кругом росой блестит. Лежать больше нет возможности, но идти в такую пору нам некуда. И стали мы бродить, на всю эту незнакомую нам утреннюю красоту любоваться. Цветов набрали полны руки, а от мокрой травы в башмаках вода, платье чуть не до пояса намокло, висит как клеенка, хлопает, шагать мешает.

Не рассуждая, сами не зная, что будет, повернули мы домой... А там видим: дом заперт, прислуга еще не вставала. Куда деваться? Залезли мы на сеновал над сараем, пригрелись и заснули, благо сухо да тихо... Когда проснулись и стукнула входная дверь без ключа, сама судьба помогла нам незаметно пробраться в дом, наверх, к своим постелям, и, как были, во всей "красе" свалились, заснули мы мертвым сном, проспав до самого завтрака, до 12 часов. Быстро переоделись, вышли к завтраку в обычном, приличном виде" (В.Цветаева, 60-е годы).

Владенья наши царственно-богаты,
Их красоты не рассказать стиху:
В них ручейки, деревья, поле, скаты
И вишни прошлогодние во мху.

Мы обе - феи, добрые соседки,
Владенья наши делит темный лес.
Лежим в траве и смотрим, как сквозь ветки
Белеет облачко вдали небес.

(М.Цветаева, "Наши царства", 1909-1910).

Из воспоминаний дочери Марины Цветаевой Ариадны:

"В Тарусу надо ехать летом, цветаевский пейзаж - летний. Дом в Тарусе снесли. У меня остались старые открытки. Вот маленькая старая площадь перед собором, красивая, людная. Теперь этого уже нет, так как собор наполовину снесли. В нем сейчас музей картин.

Таруса - городок художников, и туда возили много картин. Там были имения известных художников, Поленова например, было имение Немировича-Данченко, его дочь, Александра Захаровна Туржанская, - мамина приятельница.

А наш дом развалился, он был деревянный, и ему было сто пятьдесят лет, его растаскали, теперь там дом отдыха и на месте нашего дома танцевальная площадка. Остались только дома "хлыстовок" и дом, описанный в рассказе "Жених" (В.Лосская, "Марина Цветаева в жизни").

Ах, золотые деньки!
Где уголки потайные,
Где вы, луга заливные
Синей Оки?

Старые липы в цвету,
К взрослому миру презренье
И на жаровне варенье
В старом саду.

К богу идут облака:
Лентой холмы огибая,
Тихая и голубая
Плещет Ока.

Детство верни нам, верни
Все разноцветные бусы, -
Маленькой, милой Тарусы
Летние дни.

(М.Цветаева, 1911).

О Тарусе писал и К.Паустовский:

"Я живу в одном таком маленьком городе на Оке. Он так мал, что все его улицы выходят или к реке с ее плавными и торжественными поворотами, или в поля, где ветер качает хлеба, или в леса, где по весне буйно цветет между берез и сосен черемуха.

Городок этот вплотную входит в сельскую жизнь. Гул тракторов по окрестным полям сливается с пронзительными требовательными гудками окских буксиров. Обширные огороды окружают городок буйной зеленью, цветением картошки, запахом помидорных листьев. С берега Оки во все стороны открываются сияющие дали, близкие и далекие планы лесов - от светлых и серебрящихся под солнцем до загадочных и темных, сохранивших в своей глубине журчанье ручьев и шумящие кроны столетних дубов и сосен.

Но городок хорош не только этим. Он хорош своими людьми - талантливыми и неожиданными, трудолюбивыми и острыми на язык. Я просто перечислю нескольких жителей этого городка, и станет ясно, что слова о захолустье не выдерживают критики" (К.Паустовский, "Письма из Тарусы").


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Ревекка Фрумкина, Кандид едет в Данию /17.08/
Мне всегда хотелось понять, что такое маленькая, благоустроенная европейская страна. Именно маленькая, благоустроенная и не очень популярная среди туристов.
Марк Печерский, Париж, Conciergerie /15.08/
В разные эпохи вид Conciergerie вызывал в сознании людей зависть, страх, изумление.
Екатерина Деминцева, Подмосковные каникулы /11.08/
Юсупов кормит цианистым пирожным; Павел I валит деревья; Пушкин возводит усадьбу, а Тютчев строит дом для Бабы-Яги; студенты занимают подмосковные поместья; дворцовые привидения; в гостях у Пиковой дамы.
Марк Печерский, Интернет: что в нем есть, чего в нем нет /10.08/
Если не требовать от Интернета невозможного и не полагаться на него как на отмычку ко всем дверям, он может быть полезен путешественнику и туристу.
Марк Печерский, Парижские кафе /10.08/
На протяжении последних столетий в каждой из европейских стран установился свой особый тип заведения, куда люди приходят в свободное время.
предыдущая в начало следующая
Екатерина Деминцева
Екатерина
ДЕМИНЦЕВА
katia_d@russ.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100




Рассылка раздела 'Путешествия' на Subscribe.ru