|
||
/ Вне рубрик / Путешествия < Вы здесь |
Прогулки по Калифорнии Дата публикации: 28 Августа 2000 получить по E-mail версия для печати Голден Гэйт парк Когда иностранцы спрашивают, чем отличается Америка от других мест на Земле, я обычно привожу в пример не небоскребы, дороги, особое устройство городов и т.д., а наш, сан-францисский, до последней веточки уникальный памятник американской цивилизации √ Голден Гэйт парк. Я нигде не встречал и никогда не слыхал, не читал ни о чем подобном. Парки - сравнительно новый элемент городской жизни, они появились в Европе в XVIII веке. Жителю тогдашнего Парижа не было нужды "выезжать на природу" -Елисейские поля действительно были полями; по территории нынешних лондонских вокзалов гуляли коровы и овцы. Парки появились на гребне увлечения идеями Ж.Ж.Руссо о благотворном влиянии природы на человеческую натуру. Но не просто "природы", а одомашненной, подчиненной планам и замыслам человека. Итак, сначала во дворцах, поместьях, потом - для улучшения нравов простолюдинов √ и в городах появились парки. Петергофский, Павловский, Летний сад, Кусково довольно близко передают эту идею. В европейском парке природа облагораживает человека, а он в свой черед улучшает и украшает ее статуями, газонами, дорожками - оснащает пейзаж признаками городского устройства. Парки старых американских городов - Нью-Йорка, Бостона - в этом смысле отличаются от европейских только размахом. Для создателя Голден Гэйт парка Джона Макларена эти идеи были анафемой! Хотя главный садовник города эмигрировал в Америку из Шотландии, он, по-видимому, глубоко проникся идеями автора "Уолдена", Генри Торо, по мнению которого только первозданная природа в состоянии излечить человека от болезней цивилизации. И потому, когда в 1887 году город решил обзавестись парком, Макларен приступил к осуществлению мечты. Для этой цели ему выделили тысячу акров... дюн, на которых никогда ничего не росло. (Кстати, дюнами тогда была покрыта вся территория нынешних Sunset и Richmond districts.) Первая попытка остановить движущиеся пески посадкой калифорнийских трав окончилась неудачей. Тогда Макларен выписал из Нормандии семена трав, с помощью которых французы издавна боролись с дюнами, и, покрывая свежими побегами участок за участком, закрепил почву. После чего послал садовников в разные страны мира за семенами деревьев. Много лет спустя он хвалился, что в Голден Гэйт парке есть растения из всех уголков Земли, кроме Боливии. Таким образом, городской парк одновременно стал самым большим в мире ботаническим садом - гигантским музеем (четыре мили!) растительного мира! По сей день он, на мой взгляд, лучший музей города и один из величайших музеев на американском континенте. И не просто музей, а революционный - где принципом стало "По газонам ходить!". Естественно, жители города, которым льстила репутация "тихоокеанского Парижа", хотели, чтобы в Сан-Франциско все было как у "приличных людей". Макларен постоянно отбивался от попыток превратить Голдэн Гэйт парк в американскую разновидность Тюильри или Тиволи. Просвещенные граждане дарили парку статуи, бюсты, амфоры - он немедленно обсаживал подарки свежими саженцами, да так густо, что через год их можно было увидеть только заблудившись в чащобе! Когда мэрия разработала проект трамвайной линии, связывающей Sunset и Richmond, он выразил удивление, что город хочет разрушить парк. "Но там ничего еще не растет!" - возразили члены горсовета. "Еще как растет, - ответил Макларен, - придите и сами убедитесь". Назначили повторную инспекцию через два дня. "Пришли и убедились" - ошибочка вышла: вся земля, которую предполагалось отдать под транспорт, цветет буйной многокрасочной растительностью! Трамвай пришлось отменить. Инспекторы не знали, что накануне, вернувшись из мэрии, Макларен собрал 200 садовников, которые, работая день и ночь, срочно превратили пустошь в луга и рощи! Отдав небольшую часть прилегающей к улицам территории под "правильный" парк с эстрадой для оркестра, променадом, музеем, японским садиком, в оставшейся - Главный Садовник продолжал воплощать свое представление о роли природы в городской жизни. Если в европейском парке планировка, устройство имитируют город: дорожки - улицы, лужайки - площади и т.д., - то входя в американский - человек переступает границу суетливой повседневности, возвращается, если угодно, в воссозданный Эдем. Человек разрушает природу, человек ее воссоздает. Творческий акт - принципиален! В каких бы зарослях вы ни оказались, где-то неподалеку, под листом гигантского лопуха, в рододендроновой гуще, вы обнаружите рукотворный источник воды для поливки, окученные ветви деревьев - следы человеческого труда и участия. Макларен населил парк животными. От большой территории, где за оградами жили медведи-гризли, ослы-бурро, дикие лошади, до наших дней дожил только загон для буйволов. Современные города редко строятся "просто так". Как никакое другое искусство, архитектура способна выразить сложнейший комплекс культурных, нравственных и философских идей времени; при некоем навыке (и желании!) ее можно читать как научный трактат, роман. По насыщенности идеями, их оригинальности Голдэн Гэйт парк естественно сравнивать не с Версалем или Гайд-парком, а с другим, равным ему творением человеческого гения: площадью перед собором Св. Петра в Риме - распахнутым объятием колоннад, приглашающих войти из бренности в вечность. Grace Cathedral На вершине одного из сан-францисских холмов, Nob Hill, стоит большой собор в готическом стиле, Grace Cathedral. В истории города это третья церковь с тем же именем. Первую, небольшое деревянное строение времен Золотой лихорадки (1849) на перекрестке улиц Powell и Jackson, сменила в 1860-х деревянная же (на углу California и Stockton). Она сгорела в роковой день землетрясения 1906 года. Тогда огонь не пощадил ни бедные ирландские кварталы Mission Street, ни особняки на вершине Nob Hill. Среди прочих - роскошную резиденцию Крокеров, владельцев железных дорог, недвижимости, основателей знаменитого банка. Решив отстраиваться в другом месте, Крокеры пожертвовали церкви участок на вершине холма, где стоял их бывший дом. С этого момента начинается многострадальная история современного Grace Cathedral. Тогдашнему епископу виделся грандиозный однобашенный собор, увенчанный огромным золотым крестом, который, как маяк, светил бы входящим в залив кораблям. Проект такого храма создал англичанин Бодли. Увы, он умер в 1907 году, так и не приступив к осуществлению замысла. Его преемник, местный архитектор Льюис Хобарт, под влиянием вошедшего тогда в моду французского готического стиля создал новый проект, в который ввел черты и парижского собора Богоматери, и Шартра, и Амьенского собора, не позабыв об испанских и итальянских аналогах. Подобно оригинальным средневековым соборам, Grace Cathedral предполагалось строить из благородного камня. Одно смешение французского стиля с калифорнийским ландшафтом обещало неприятности; каждый, кто бывал на Nob Hill, мог убедиться, какие сложные задачи ставил перед строителями скалистый рельеф. Но охота пуще неволи, торопясь застолбить подаренную землю, в 1910 году торжественно заложили первый камень, ...где он и пролежал в грустном одиночестве последующие восемнадцать лет. Проект многократно дорабатывали, пока в 1928 году строительство не возобновилось. Но в 1931-м до Сан-Франциско докатился девятый вал Великой Депрессии, пожертвования иссякли - и строительство наполовину возведенного храма приостановилось на ближайшие 30 лет. Только в 1961 году - с отказом от "каменной версии" и переходом к более податливому для головоломного рельефа бетону - собор наконец приобретает вид, который открывается в наши дни умным и терпеливым подъехавшим к нему на старом трамвайчике и физически закаленным избравшим подъем по крутым улицам. Торжественное открытие Grace Cathedral состоялось в 1964 году. Строили его 36 лет. Недолго - если учесть, что в средние века возведение храма подобного размера занимало от полутора до двух столетий. Принимая же во внимание технический прогресс последних четырехсот лет - неправдоподобно медленно. Что еще раз подтверждает справедливость сталинского лозунга о решающей роли кадров (и, разумеется, Партии, которая, к счастью, до Nob Hill не добралась). Дело вкуса, но, на мой взгляд, самая интересная деталь собора - удачная копия дверей флорентийского Баптистерия работы Лоренцо Гиберти. Оригинал, панели с сюжетами из Ветхого Завета, - одна из вершин Ренессанса. Они заслуживают внимания и тех, кто еще не побывал во Флоренции, и тех, кто вотще пытался рассмотреть детали поверх голов сотен (если не тысяч) туристов, фотографирующих двери Баптистерия днем и ночью! Розу собора и несколько витражей в его восточной части создал современный мастер из Шартра Габриэль Луар. Что бросается в глаза (особенно если есть с чем сравнить) - так это работы бостонского витражиста мистера Конника, которому учеба во Франции явно не пошла впрок. Фрески Grace Cathedral имеют скорее историко-краеведческий интерес, чем художественный; незначительные антикварные подробности внутреннего убранства едва ли заслуживают внимания. Зато прогулка внутри собора, физическое осязание готической геометрии, струящегося сквозь полутьму света, эхо звуков могут дать представление о волшебном чувстве, вызываемом великими средневековыми соборами Франции, Германии, Испании. Своего рода разминка, нагуливание аппетита на оригиналы... Мудрость Мормона Доводилось ли вам бывать в Солт-Лейк-Сити? Славная столица мормонского штата Юта фигурирует в опросах общественного мнения как одно из лучших в Америке мест для благополучной спокойной семейной жизни. В этой лежащей на берегу гигантского соленого озера бочке меда однако содержится кро-о-о-хотная капелька дегтя: город и вправду навевает такой дух спокойствия и благополучия, что на исходе первого дня пребывания в нем я уже ни о чем другом не мечтал, как встретить подростка хотя бы с одной серьгой в носу или, если не повезет, пьяного, накуренного, в полуспадающих штанах, с орущим приемником на плечах потомка бывших рабов. Скука, господа, в образцовом семейном месте - образцовая. Кабы Бог наградил меня талантом, я непременно написал бы роман о том, какой могла быть "моя Америка", если бы пришлось открывать ее не в Сан-Франциско, а в Солт-Лейк-Сити. Как говорят в одном черноморском городе, "два мира - два шапира". Но все могло обернуться иначе... 15 февраля 1846 года из Нью-Йорка отчалил корабль "Бруклин". Ему предстояло долгое плавание до одного из мексиканских портов вдоль северного тихоокеанского побережья, через Магелланов пролив и Огненную Землю. Пассажирами корабля была группа мормонов во главе с неким Самуэлем Бреннаном. Они мечтали создать на западе независимую общину, где новая религия процветала бы вдали от назойливого, сующего нос во все щели американского закона. Но, к несчастью новых пилигримов, за время их путешествия Мексиканская война закончилась победой американцев, и "Бруклин" вошел в пролив Золотых Ворот буквально через несколько дней после водрузившего первый американский флаг над территорией Сан-Францисского залива фрегата "Портсмут". По преданию, завидев флаг, Бреннан вскричал: "И здесь уже эта проклятая тряпка!" Но провиант подходил к концу, и воленс-ноленс пришлось обосноваться под сенью "тряпки". Новопоселенцам место понравилось. Его расположение, плодородная земля, климат вызвали у Бреннана такой приступ энтузиазма, что он поехал на встречу с Брингэмом Янгом, главой мормонской церкви, чтобы лично убедить его в необходимости массовой мормонской миграции в Калифорнию. Янг слушал панегирики и осторожно возражал, что перечисленные Бреннаном достоинства новых земель могут стать объектом интересов не только мормонов, но и других людей. Конкуренция, конфликты... А общине еще долго становиться на ноги, поэтому Юта, с ее неплодородными почвами, суровым климатом, пустынями и горами, лучше соответствует целям создания "общества нового типа". На том и разошлись. Бреннан вернулся в Калифорнию, порвал с Янгом и объявил себя главой мормонской церкви. Среди других золотая лихорадка обогатила и небольшую мормонскую общину. Бреннан, основавший к тому времени первую калифорнийскую газету California Star, исправно собирал с паствы изрядные суммы в пользу церкви. В Юте прознали о растущем благополучии братьев из Калифорнии, и Янг потребовал от Бреннана причитающейся "Божьей доли". Бреннан отказался. Отношения обострились. Янг несколько раз посылал на переговоры со строптивым сан-францисканцем хорошо вооруженных "карающих ангелов" церкви, но тех регулярно на полпути, в пустыне, встречала не менее экипированная команда "ангелов" Бреннана. Тем временем город на берегу залива рос и богател. Бренные дела мира сего: газета, вложения, перевложения капиталов, золотоносные и пустые жилы - постоянно отвлекали Бреннана от устремлений к высшей правде, и через несколько лет он вышел из мормонской церкви. Все как будто шло хорошо... Но задача, непосильная для Янга и его "ангелов", оказалась по плечу зеленому змию. Бреннан круто запил, уехал в Мексику, где и умер в одиночестве и жестокой бедности. ...Когда я думаю, что могло бы случиться, если бы инициатива Бреннана не натолкнулась на мудрость Янга, мне хочется, чтобы Brannan Street переименовали в улицу "Слава Богу!". Японский сад и вилла Монталво В часе езды на юг от Сан-Франциско, в городе Саратоге, есть японский сад Hakone Gardens. Тем, кто любит этот род искусства, я настоятельно советую посмотреть его. Основанный в 1916 году Оливером и Изабеллой Стайн, взращенный несколькими поколениями японских и американских садовников, Сад Хаконе был призван стать подобием одноименного сада в Киото, древней столице Японии. И по садовой архитектуре, и по идее он разительно отличается от сан-францисского японского сада в Голден Гэйт парке. В первую очередь - разнообразием бамбуковых аллей и рощиц. Зеленые, золотистые, черные, квадратные, с изогнутыми коленцами - эти замечательные деревья создают особый ландшафт. В конце аллеи скрученных в узлы особых пород японских деревьев на вершине холма Созерцания Луны возвышается павильон. Построенный без единого гвоздя, с раздвижными стенами и террасой, с которой открывается панорама на пруд и сказочной красоты японские клены вокруг, он содержит уникальные образцы бамбука и (так себе) изделия из этого универсального, на все пригодного дерева. И, конечно, цветы. Право описывать их имеют только поэты. В окрестностях Саратоги, в 10-15 минутах езды от Hakone Gardens, стоит Villa Montalvo. По-своему интересная интерпретация "типичной" итальянской виллы эпохи Возрождения в окружении двух парков: изумительной красоты декоративного и, а-ля Голден Гэйт парк, культивированно "дикого", - она справедливо считается одной из достопримечательностей Центральной Калифорнии. Однако большинство людей приезжают сюда не ради парков и архитектуры. Вилла Монталво знаменита изысканнейшими концертными программами. Каждый год на сцене открытого театра выступают лучшие в мире исполнители джаза, классической музыки, блюза, госпел, эстрады. Даже по меркам богатой музыкальной жизни Bay Area - программы действительно выдающиеся! Билеты недешевые, но и не дороже, чем в других концертных центрах. С программой сезона можно ознакомиться, позвонив по телефону (408) 961-5858 или связавшись по интернету: www.villamontalvo.org. Журнал "Мир Путешествий", Roman Travel, Сан-Францископоставить закладку написать отзыв
|
MrkPech@aol.com URL |
|
||