Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / Путешествия < Вы здесь
Тэзе. Просто Тэзе
Дата публикации:  12 Сентября 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Лень мне было туда ехать. Тягомотина в посольстве, документы, сборы, билеты, дорога... Месяц вдали от родного дома, TV и PC. Как всякий тяжелый на подъем человек, я семь раз отмерил, перед тем как отрезать все пути к отступлению и решить: еду. И поехал.

Поехал я в Тэзе. Едва ли многие знают, что это такое, так ведь и я знал совсем немного. Знал, что есть такое местечко на юго-востоке Франции, недалеко от Лиона. Что там находится христианская экуменическая община, что туда съезжаются паломники, в основном молодежь, со всего света. Слышал, что там хорошо.

При этом я настраивался на более или менее суровую монастырскую жизнь, строгий устав и так далее. Первое впечатление по приезде: огромный пионерский лагерь, "Артек" мирового масштаба. Множество молодых людей, не слишком похожих на паломников. Поначалу стало даже как-то неприятно: неужели все приезжают сюда просто потусоваться? Благо, возможность такая есть: иллюзии по поводу суровости монастырской жизни рассеялись довольно скоро. При том, что, разумеется, существуют определенные правила и ограничения, никто не собирается добиваться от тысяч молодых людей постоянных покоя, молитвы и созерцания. У "OYAK'а", местного кафе, каждый вечер собираются огромные очереди за пивом и вином. Международные гуляния с песнями и плясками опять наводят на мысль, что очень многих привело сюда только желание хорошо отдохнуть и найти себе девушку с Гаити или парня из Италии. Но потом, на следующий день, эти же люди приходят на общие молитвы в огромную Церковь Примирения, что в центре Тэзе. Приходят - в том числе неверующие, в том числе люди, встретив которых на улице, меньше всего ожидаешь увидеть в церкви. Но здесь жертвы экстремального пирсинга и носители радикальных ирокезов выглядят совершенно органично. Так же, как органично сочетаются католические, протестантские и православные обряды, символика и молитвы на разных языках.

Я долго не мог понять, как так получается. Никто ведь не заставляет меня, других молодых людей идти на молитвы, участвовать в разборе библейских текстов, помогать с работой. Сейчас я понял, в чем дело: община Тэзе держится на доверии и свободе. Никто никого не заставляет молиться или работать, никто ничего никому не навязывает. Человек волен делать то, что хочет. Но его приглашают пойти на молитву или на работу - и, как правило, он идет. Просто ему доверяют и просят помочь и не подвести.

На этом основано Тэзе. Во время второй мировой брат Роже, ныне 86-летний настоятель общины, принимал в своем доме в деревушке Тэзе беженцев, в том числе евреев. Здесь к нему присоединились несколько братьев, и постепенно образовалась монастырская община, в которой сейчас около ста братьев, католиков и протестантов из двадцати стран мира. С каждым годом их число растет: некоторые молодые люди приезжают в Тэзе и остаются там надолго, а иные - навсегда. Большинство же паломников приезжают на неделю, от воскресения до воскресения. Существуют и так называемые "рабочие группы" или "группы приема". Участники этих групп приезжают, как правило, на 4-6 недель и работают. Работа может быть любая. Я, например, был переводчиком, мусорщиком, грузчиком, канцелярской крысой и координатором на кухне (помощь в организации обеда для сотен голодных паломников).

Кстати, об обеде. Возникает логичный вопрос: как прокормить и расселить всех приезжающих, как организовать прием? Здесь мы подходим к удивительному факту: община Тэзе живет исключительно за свой счет. Не принимаются ни пожертвования, ни подарки, ни даже наследства, оставшиеся кому-либо из членов общины. Продаются керамика, иконы, витражи, картины и другие изделия самих братьев, книги о Тэзе, сувениры и многое другое. В основном на эти средства община и существует, денег немного, но достаточно для того, чтобы принимать десятки тысяч паломников, помогать новым людям прийти в Тэзе. Например, многим людям из не особо богатых стран община частично или целиком оплачивает дорогу до Тэзе и обратно. Всю работу по организации жизни в общине, приема, порядка, питания и так далее выполняют сами братья и члены рабочих групп. Понятно, что для этого необходима некоторая систематизация и подобие бюрократического аппарата. Но вся эта система держится не на деньгах, страхе перед начальством или самолюбии. Все повязаны, бывает, неделю один человек работает под руководством другого, а следующую - наоборот. Или кто-то работает на кухне и знает, что если он схалтурит, то без еды останутся его же друзья. Община - единый круг, и внутри ее действует нечто вроде круговой поруки. Это невозможно без атмосферы взаимного доверия, и эту атмосферу братьям и паломникам удается поддерживать год за годом. В Тэзе многие люди рассказывают, что их отношение к окружающим совершенно изменилось: они не боятся открыться людям из других стран, с которыми знакомы пару дней или часов, и не боятся выслушать их.

В Тэзе приезжают со всего света, от Перу до Филиппин и от Австралии до Норвегии, но проблем с communication не возникает никаких. И нет никаких языковых барьеров, и забываются политические события и расовые предрассудки. Поначалу испытываешь шок от такого множества людей, причем часто из стран, представителей которых ты никогда не ожидал увидеть живьем, а чуть позже уже становится грустно, что скоро придется прощаться с лучшими друзьями из Кот д'Ивуара и Республики Чад. Конечно, от столь многонациональной тусовки в голове возникает бардак, et quand je l'ecris, it's really difficult for me... Scusi... Шутки шутками, но языковая путаница действительно очень сильная. В какой-то момент я поймал себя на том, что разговариваю сам с собой на смеси французского и английского с вкраплениями итальянского и польского, а по-русски начал разговаривать с заметным акцентом. Здесь "чужие" языки и культуры уже не кажутся чужими.

Кроме хорового пения в "OYAK'e", тэзешники используют разные возможности познакомиться с другими культурами или представить свою. Так, каждую субботу (в воскресенье большинство уезжает) проходит Форум, на котором все желающие представляют на сцене свои страны и исполняют всячески национальные песни и пляски. Разумеется, наибольшим успехом пользуются африканцы, которые, помимо всего прочего, упорно перепевают церковные песнопения на свой лад, в рэгги или в рэпе. Честное слово, было большой неожиданностью услышать на улице какой-то рэп и различить слова молитвы "Богородице Дево, радуйся...".

Существуют еще так называемые workshops - тематические встречи, на которых обсуждаются разные темы, читается нечто вроде лекций. Там регулярно происходят знакомства с какой-нибудь новой страной. С этим связан один забавный, типично тэзешный случай. Ко мне подходит небольшого роста африканец с листом ватмана и спрашивает, умею ли я рисовать. Я честно отвечаю, что нет, никак и никогда, но указываю на стоящего рядом Костю, художника из Новосибирска, и говорю, что он умеет. Выясняется, что парень из Замбии и ему срочно нужна карта его родины для завтрашнего рассказа на тематической встрече. Костя согласился помочь, а я отправился вместе с ним в качестве переводчика. И наблюдая, как он тщательно переносит изображение этой самой Замбии с крошечной карты в атласе на лист ватмана, я задумался над обыденным безумием ситуации и понял, что это настоящее Тэзе. Парень из Новосибирска в глухой французской деревушке рисует карту Замбии. И это нормально.

Вы, наверное, заметили, что в этой статье очень много местоимений первого лица единственного числа. Но очень сложно писать о Тэзе по-другому, потому что в Тэзе, говоря о нем, всегда хочется делиться чем-то своим, веря, что это кому-то интересно. Так со мной делились разные люди, и чтобы немного передать многоголосицу общины, я приведу здесь несколько их фраз о Тэзе.

Лука из Италии: "Здесь я понял, что, оказывается, все люди на самом деле братья".

Ахмад из Республики Чад: "Никогда не думал, что встречусь с русским. Кроме того, здесь можно забыть обо всем на свете: ни телевизора, ничего".

Жорж из Ливана: "Здесь чувствуешь свежесть души".

Полячка, имя которой я забыл: "Тэзе как чистый источник, из которого все могут черпать воду и везти домой".

Матеус из Германии: "Здесь разрушаются все стереотипы о нациях" (Очень меткое замечание, я сам, например, до визита в Тэзе никогда бы не подумал, что едва ли не наибольшее количество людей, настроенных со мной на одну волну, найду среди немцев. А один мой друг из Италии признался, что до Тэзе его основной ассоциацией со словом "Россия" была мысль о том, что все русские во сне храпят. - А.Б.)

Костя из Новосибирска: "Это нереальное место. О таком мире между конфессиями можно только мечтать".

Брат Пьетро и брат Доминикэн, монахи-францисканцы из Италии, приехавшие в Тэзе автостопом и тем же способом уехавшие: "Место дружбы, братства и веры".

Брат Лео из Тэзе: "Радость. Радость и счастье".

От себя могу еще добавить, что я знал очень многие вещи из тех, о которых говорилось в Тэзе. О важности доверия, веры, надежды, любви, прощения. Я знал ключевые слова. Но визит в Тэзе стал для меня подобием университетской практики после теоретического курса, практики, необходимой, наверное, каждому.

Адрес Тэзе в Сети: www.taize.fr


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Ревекка Фрумкина, Кандид едет в Данию /12.09/
Письмо четвертое. "Не лишился ли Кандид остатков рассудка от столь новых впечатлений бытия?" - подумаешь ты, прочитав эти строки. И в самом деле - неужто такая необязательная малость, как доска для сыра, может быть предметом желаний?
Ревекка Фрумкина, Кандид едет в Данию /05.09/
Письмо третье. Друг мой, я и не предполагал, что Копенгаген - такой большой, а главное - такой разнообразный город.
Марк Печерский, Прогулки по Калифорнии /28.08/
Когда иностранцы спрашивают, чем отличается Америка от других мест на Земле, я привожу в пример сан-францисский, до последней веточки уникальный памятник американской цивилизации - Голден Гэйт парк. В часе езды на юг от Сан-Франциско, в городе Саратоге, есть японский сад Hakone Gardens, разительно отличающийся от японского сада в Голден Гэйт парке.
Ревекка Фрумкина, Кандид едет в Данию /22.08/
Письмо второе. Друг мой, я и не мог себе представить, что сумею так быстро приспособиться к жизни в стране, языка, быта и нравов которой не знаю.
Екатерина Деминцева, Подмосковные каникулы /18.08/
Писательские дачи и Дома творчества; где лучше пишется роман; нам Переделкино - столица, там ярче и хмельней народ; цветаевское детство и юность Блока
предыдущая в начало следующая
Андрей Борзенко
Андрей
БОРЗЕНКО
anvlabor@russ.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100




Рассылка раздела 'Путешествия' на Subscribe.ru