|
||
/ Вне рубрик / Путешествия < Вы здесь |
Кандид едет в Данию Письмо пятое Дата публикации: 25 Сентября 2000 получить по E-mail версия для печати Кандид - Леониду, из Копенгагена Я обещал тебе, друг мой, рассказать о том, как я ездил в Эльсинор. Предметом моего повествования будут три примечательные места - станция Эльсинор, замок Эльсинор и город Эльсинор. Начну с города, хотя, разумеется, дабы попасть туда, я не миновал и соответствующую станцию. Но о ней я расскажу позже. Город Эльсинор похож на другие небольшие города Зеландии, которые я объехал. Так что описывая его, я опишу типичный зеландский городок. В любом таком городке, включая совсем уж маленькие, непременно есть две улицы, которые стоило бы считать главными. Одна из них начинается у станции железной дороги и представляет собой шоссе, по которому идут автобусы. В уважающем себя городе, например, в Хиллерод, есть даже автобус с городским маршрутом. Отправляясь от автостанции у вокзала, этот автобус делает круг по городу и возвращается к вокзалу. Ходит он с раннего утра и до шести вечера. Таким образом, те хиллеродцы, кто трудится в соседних городках или в Копенгагене, не должны тратить даже лишних полчаса, дабы добраться до поезда или автобуса. Вторая главная улица - это уже не вполне улица, а пешеходная зона, то есть комбинация улиц и небольших площадей перед ратушей или церковью. Пешеходная зона, как мне показалось, непременно есть в любом поселении, называющем себя городом. Здесь магазины, рестораны, кафе, нередко найдется и фонтан, всегда есть скамейки. Народу довольно много - люди гуляют, пьют пиво и кофе, подростки на ходу едят пиццу, японцы фотографируют, молодые датские семьи, путешествующие с совсем малыми детьми, катят перед собой коляски. В июле на вымощенной плитами мостовой пешеходной зоны Эльсинора перед каждым из магазинов на стойках, вешалках и в специальных корзинах стояли, лежали, висели добротные куртки, туфли, сумки, кастрюли, зонтики, так что можно было одеться, обуться и отчасти даже обставить квартиру, заходя в магазин лишь для оплаты товара. Признаюсь, что я был впечатлен таким доверием к людям. Ведь если бы кто вознамерился снять со стойки пояс-кошелек из натуральной кожи (вещь отнюдь не самая дешевая) и тут же положить его к себе в рюкзак, то ничто бы этому не препятствовало. Это же не супермаркет, а улица, полная гуляющих; тут дети, коляски, собачки, лотки с овощами и фруктами - никаких видеокамер и контрольных устройств. Я некоторое время рылся в корзине с зонтиками (мой старый зонт накануне сломался), выбрал себе подешевле и поудобнее, неторопливо вошел внутрь большого магазина, где у меня любезно взяли деньги - и в этот момент понял, что отныне я вполне кандидный датчанин. Замок Эльсинор расположен в некотором отдалении от города, и из пешеходной зоны его башни не видны. Зато когда выходишь на берег моря, то сразу оказываешься несколько подавлен его мрачноватым величием. Под гигантскими цветущими липами неторопливо двинулся я к первым воротам, далее - обошел все рвы и мостики, осмотрел замкнутые стенами каменные мешки внутренних дворов, поднялся, куда можно было, чтобы еще раз ощутить присутствие моря, после чего направился к кассе за билетом. И тут из двух чудовищного размера экскурсионных автобусов навстречу мне высыпала толпа увешанных камерами подданных Страны восходящего солнца. Я понял, что лучшее, что я могу сделать, чтобы сохранить впечатление об Эльсиноре - месте как будто бы и знакомом, ибо все мы время от времени видели его воплощенным в картонных декорациях, - это проделать тот же путь в обратном направлении. Так что я видел Эльсинор несколько кандидно - и это было прекрасно. На обратном пути зашел я в прибрежный греческий ресторанчик, обещавший мне тот вид обслуживания, который у нас называется "шведский стол", а в Дании - "буфет". Что это лучший, поскольку самый дешевый и одновременно самый вкусный способ пообедать, я понял еще прежде, когда торговец на блошином рынке посоветовал мне зайти в турецкий ресторан поблизости (почему-то он назывался "Бродвей"). Но в Копенгагене, да и в иных местах пиццерии были на каждом углу, а вот "буфет" я, наконец, нашел именно в Эльсиноре. Эльсинорский ресторанчик с "буфетом" был совсем маленький, но уютный и с безупречным обслуживанием. Вдоль двух стен углом располагались контейнеры, в них - брынза, сыры, оливки, фасоль, помидоры, маринованные овощи - блюда только вегетарианские. А кофе был просто отменный. В отличном расположении духа я дошел до станции и отправился в Копенгаген, в очередной раз душой отдыхая в поезде, который тебе уже однажды описал. Станцию Эльсинор я в полной мере оценил в следующий свой приезд в этот город. Мне очень хотелось увидеть замок и парк Фреденсборг - летнюю резиденцию царствующей королевы, знаменитый, как говорилось в моем буклете, сочетанием английского и французского парков, а кроме того - аркадами из вьющихся роз. Туда проще всего было попасть через Эльсинор, где следовало пересесть на маленькую железнодорожную ветку Эльсинор - Хиллерод. Она так и называется - Малая Северная. Сойдя в Эльсиноре и найдя нужную мне платформу Малой Северной, я обнаружил, что до моего поезда еще минут сорок. Тем временем пошел моросящий дождь, и я решил войти в помещение и осмотреть саму станцию. Оказалось, что это даже не станция, а весьма солидный двухэтажный вокзал с рестораном, магазинами и даже эскалатором на второй этаж. И тут я впервые в Дании увидел очередь. Рядом с эскалатором довольно чинно стояли человек этак тридцать с грузовыми тележками. Поскольку я не понял, чего они, собственно, дожидались, я взошел на эскалатор и только тогда заметил рисунок, показывающий, что с тележками на эскалатор входить запрещается. Второй этаж сверкал металлом и электрическими табло. Там было много самого разного люда, в том числе и детишек. Через стеклянную стену на меня надвинулась белая громада парома - и только тогда я вспомнил, что Эльсинор от Швеции отделяет лишь узкий пролив. Народ, как я понял, с нетерпением ждал сигнала посадки. В это время раздвинулись двери грузового лифта, из которого одна за другой стали выкатываться тележки, уставленные ящиками. Не сами собой, конечно, но грузчика за тележкой нередко надо было еще и разглядеть. Я позволил себе нескромность и более внимательно присмотрелся к грузу - это были всего лишь ящики с пивом. "Неужто в Швеции нет пива?" - удивился я, но одумался, сообразив, что присутствую при, так сказать, общепринятой контрабанде. Видимо, в Швеции пиво много дороже. Предусмотрительные датчане, надо думать, имели и это в виду, сооружая грузовой лифт. Вообще датская предусмотрительность поражает. Зачем мусоропровод на каждой площадке запирается на ключ, который есть только у жильцов? Затем, чтобы посторонние люди, даже войдя в подъезд, не могли бросить в мусоропровод что вздумается. Зачем в гардеробной музея предлагаются детские прогулочные коляски? А вдруг вы пришли с ребенком, а он устал - не идти же вам обратно, правда? Зачем в аэропорту есть тележки двух типов: на первом этаже - большие, для багажа, а на втором - маленькие? Про первый этаж понятно, такие тележки есть в любом аэропорту мира. А вот такие маленькие, изящные и удобные тележки, какие ожидают пассажиров на втором этаже копенгагенского аэропорта, я не видел даже в гигантском аэропорту Амстердама, где подобная услуга была бы мне как нельзя более кстати - я летел с пересадкой и у меня было три незанятые часа. Вылетающий из Копенгагена пассажир в ожидании рейса непременно задерживается хотя бы на полчаса. Он может пойти перекусить, выпить кофе, обойти множество магазинов беспошлинной торговли, где, кстати, продаются вовсе не одни лишь дорогие и ненужные вещи, как в нашем аэропорту, но и предметы совершенно повседневные, вплоть до обычных ручек и записных книжек. И кому охота делать все это, толкая перед собой массивную багажную тележку, на которую не очень хочется класть светлый плащ? Другое дело - ничего не весящая тележка с полочками, куда я положил не только куртку, зонт и небольшую дорожную сумку, но даже сумку-визитку. Я полагаю, что если бы мне понадобилось положить туда носовой платок, он остался бы таким же чистым... Замок Фреденсборг и розовые аркады не буду тебе описывать - это надо видеть. Но и там мне был преподан урок датской предусмотрительности. На этот раз - в виде музейных тапочек. Неудобные "лапти", надеваемые в наших, да и в некоторых иных музеях, всегда либо малы, либо велики, а на хорошо натертых полах и лестницах они просто опасны. Здесь же я вынул из корзины два ярко-голубых пластиковых мешочка на тугих резинках. Их конструкция в точности повторяла одноразовый чепчик для душа, который выдают в обычной гостинице. Когда я покидал дворец, тапочки у меня забрал служитель. Из чего я заключил, что они тоже одноразовые. И в самом деле - ведь посетитель может прийти в сандалиях на босу ногу! Тебе на память я везу маленькую забавную вещицу, а кроме того - три датские монетки - в одну, две и пять крон. Все эти монеты имеют посреди диска дырки диаметром не менее 3 миллиметров. Догадаешься ли ты, зачем они? Итак, до встречи, мой дорогой! С неизменной преданностью - твой Кандид. поставить закладку написать отзыв
|
frum@rinet.ru |
|
||