Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / Путешествия < Вы здесь
Европейские китайцы
Дата публикации:  22 Декабря 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Есть такое выражение: "китайцы Европы". Это о голландцах. О странности этой нации на фоне остальных народов западной части континента. (Мы, восточные его жители, думаю, вполне можем к данному мнению присоединиться - только для этого надо приехать в NL, то бишь, в the Netherlands, Нидерланды, и провести тут пару лет в наблюдениях.) В самом деле, у большинства европейцев в головах существуют устойчиво-расплывчатые образы "типичных представителей" большинства европейских же наций: француз - жуир, закусывающий багет лягушачьими ногами под "Шато-Неф" (о француженках просто нету слов - одни междометия); англичанин - овсянка, холодная ирония, футбольный вандализм, котелок, рыжие усы; немец - туповатый гений-механик, обожающий войну и кружевные занавески. В общем, представления вполне ксенофобские, смягченные необходимостью все же как-то друг с другом общаться. А вот образа типичного голландца, как показали полевые исследования, проведенные автором в разных странах, НЕ СУЩЕСТВУЕТ. Исключения составляют Бельгия и самый запад Германии: бельгийцы голландцев представляют в их истинном виде (как внешне, так и по содержанию); немцы - как недоделанных немцев. Да в приморских областях Испании, где голландцы часто проводят отпуска, знакомы с их курортной ипостасью.

Такой информационный провал связан, видимо, отчасти с относительно слабой потребностью голландцев в культурной экспансии, отчасти с размерами страны, отчасти с тем, что внешнее (пусть и заочное) впечатление от Нидерландов напрочь парализует способность к анализу у 90% иностранцев: оперной пышности декорация, которой является страна, как-то мешает подумать о фигурантах спектакля. У добравшихся же сюда в поисках ощущений туристов голова моментально идет кругом - успевать бы ею вертеть, восхищаться мельницами и прикуривать косяки один от другого.

Для пристального взгляда требуется время.

Молчи, скрывайся и┘ будешь голландцем

"Китайцами Европы" обитателей Нидерландов называют, видимо, из-за этой самой неуловимости образа и вообще скрытности, коей они большие мастера. Что касается последнего качества, то первое впечатление от жителей страны ("искренние, сердечные люди") - не более чем иллюзия. Это товар, лежащий на витрине. Ритуалы вежливости - один из наиболее милых голландских инструментариев. Удивительная коммуникабельность местных - явление того же порядка, что и дружелюбие хорошего продавца: самая торговая нация Европы в совершенстве освоила искусство быть приятной. Голландец внутри - холоден и расчетлив; каждое слово его продумано; он всегда знает, чего хочет; он задает четкие вопросы и намеревается получить четкие ответы - в рамках тех понятий, с которыми знаком; попытки заразить его своей логикой (уж тем более - чувствами) кончаются ничем - уверенность в истинности собственного строя мыслей носит черты диагноза. Это правило, из которого есть исключения - но они встречаются, главным образом, в маргинальных слоях населения. "Нормальный" же голландский оппонент может и согласиться с вами - но не с мнением как таковым, а с тем, что вы имеете на него полное право. Однако голландская неколебимость дает сбои в сфере бизнеса и вообще трудовых отношений: если речь заходит о деньгах - самом главном здешнем наркотике - перспектива хорошей прибыли нередко сообщает жителям NL удивительную психическую гибкость. Они становятся совершенно другими людьми и именно в эти моменты делаются чем-то похожи на нас, живущих в мире инстинктов. (Шутка.)

Голландцы ориентированы на существование в системе конкретных обстоятельств - потому следов метафизической интоксикации, столь привычной в России, в NL сложно сыскать даже на факультетах философии. Любое "странное" занятие (написание стихов, малопонятных картин, наконец, то же философствование) общество принимает без улыбки, только если автор сумел вписаться в социум на его правилах и обрасти подтверждениями таланта: кафедрой в университете, выставками, книгами, положительными отзывами прессы о своей деятельности. Голландию следует признать витриной западного общества не только по внешним признакам, но и по причине полной и окончательной победы буржуазности над остальными фундаментальными идеями. (По слухам, в Швейцарии объятия сжаты еще плотней, но - сложно в это верить.)

Голландца должно быть много

Приехавший же в Нидерланды впервые - поражается прежде всего размерам голландцев. Они (голландцы и размеры) огромны. Это самая высокая нация в мире. Средний рост мужчин - 195 см, женщин - 185. Много раз я слышал, что голландцы также и самый красивый народ. (На вкус и цвет товарищей, как говорится, нет: при всем восторге местными стройными ногами и тугими джинсовыми попами автор этих строк все же наиболее расслабленно чувствует себя в компании русскодумающих девушек.) И женщины и мужчины часто имеют удлиненные лица, угловатые (если не квадратные) челюсти, светлые волосы, длинные руки-ноги, прямую осанку и взгляд, полный силы. Голландца/голландку почти всегда можно узнать в толпе - хоть в Твери, хоть на Маврикии - по вышеописанным признакам и по излучаемому чувству превосходства. Есть, конечно, и неклишированные физические типы: полные голландцы, например, похожи на полных немцев и скандинавов... да и вообще... - излишний вес затрудняет удобство национальной идентификации и журналистской мысли - так что... гм... свернем с этой буксующей темы. А впрочем, пока нет: голландцы африканских, арабских или смешанных кровей (таких немало) могут быть распознаны за границей, пожалуй, только по языку.

Впечатление "Диснейленда для взрослых", которое Голландия производит на вновь прибывшего, верно очень во многом. Страна-аттракцион радует не только красотой и продуманностью каждой детали, но и тем, что все это работает, крутится, бодро жужжит, едва ли не на глазах становясь еще ярче, дешевле и вкусней. Неверно только впечатление от голландцев, как от беззаботных людей. О том, сколько усилий вложено в каналы, дороги, тюльпанные поля и миллион сортов сыра, боязно размышлять. Но придется - работа есть работа.

Голландский бог

Итак. В Нидерландах до сих пор чувствуется дух кальвинизма - наиболее радикального варианта христианства протестантского образца. Характер нации если и не сформирован идеями кальвинизма, то уж содержит их в себе как сильнейшую составляющую. Жан Кальвин (1509-1564) был реформатором церкви ранга Лютера. Не углубляясь в теологические вопросы, скажу, что в приверженцах его взглядов сильно выражены/воспитаны комплекс неполноценности и интенция обуздывать природное"зло в себе" посредством тяжелого труда и отказа от мирских удовольствий. Скорбная, почти монашеская бытовая дисциплина и казарменная простота духовной жизни в комбинации с меланхолическим климатом сделали голландцев теми, кто они есть. Разумеется, не всех - в областях страны, где сильнее были католические идеи, люди и посейчас несколько более расслаблены.

Кальвин же, помимо чисто идеологических новшеств, изменил жизнь церкви еще и созданием невеселой системы взаимоотношений: надзор за членами религиозных общин был взаимно-строжайшим и они карались за малейшую провинность. Методы "промывания мозгов" и технологии остракизма использовались жесткие. Классических кальвинистов в нынешних понятиях вполне можно обозначить как "тоталитарную секту". Хан ван дер Хорст, автор книги "Низкое небо" (Han van der Horst, "De lage hemel", Scriptum, 1996), приравнивает эту модель манипуляций людьми к той, что возникла в России в результате большевистской революции. С течением времени влияние кальвинизма ослабевало, оставляя по себе въевшиеся в мозг идеи и условные рефлексы.

Вообще, уровень религиозности голландцев с 60-х годов XX века (времени "молодежного бунта" и начала "эры благосостояния") быстро падает. Можно сказать, что большинство современных жителей Нидерландов - неверующие. Но в воздухе по-прежнему носится стародавнее кальвинистское "упорство и труд - все перетрут". (Положенное, правда, на ритм хип-хопа.) Осмелюсь предположить, что если бы не этот своего рода садомазохизм, свойственный последователям Кальвина, не было бы сейчас ни райского сада ниже уровня моря, ни сыра "Гауда".

"Единство" по-голландски

Еще одно ключевое явление, необходимое для понимания голландцев, - saamhorigheid. Перевести это иначе как "соборность" я не могу, хотя знаменитый словарь под ред. профессора Миронова дает три совершенно четких варианта: "солидарность, спаянность, коллективизм". Дух национального единства в здешнем населении действительно очень крепок. Истоки его надо искать там же, откуда происходит способность и вкус местных жителей к компромиссу (если речь идет о достижении взаимовыгодных и ясных целей) - чтобы выживать на этом клочке земли, поддерживать его в надводном состоянии и расширяться, нужно было сотрудничать. Любопытный факт: в течение столетий отсутствовало какое-либо государственное регулирование гидротехнических работ - все происходило силами населения данной конкретной местности (от принятия решений до реализации проектов с последующими их апгрэйдами). Взаимопомощь была осознана как инструмент и стала традицией, но теперь она имеет многосторонний и отрегулированный на национальном уровне характер. В Голландии происходит натуральный "социализм с человеческим лицом": с перераспределением богатств в пользу малоимущих и, соответственно, высокими налогами. Богатые и зажиточные стонут, но не очень-то - справедливо считая, что лучше содержать бедных, чем провоцировать социальные взрывы. Оборотные стороны "общества всеобщего равновесия" + кальвинистской привычки к соглядатайству - традиция так называемого "социального контроля" и распространенная практика стукачества: сонм внимательных глаз (от соседей до местной госбезопасности) смотрит за тем, чтобы каждый оставался "в рамках". Быть особенным, выделяться (opvallen) - "нехорошо", это называется словом gek (псих), это асоциально и непонятно массам. Результатом культа обыденности стало, например, нерождение сколько-нибудь любопытных голландских литературы и философии. (Помню, как хохотал я над страницей из Бориса Хазанова, цитировавшего в "Мифе Россия" какого-то беглого здешнего интеллектуала: "Уж лучше ностальгия, чем Нидерланды".) Плоды же более прикладных видов творчества (архитектуры, живописи, дизайна, изобретательства, медицины) - выше всяких похвал. Вы спросите: "А как же панки, конопля и проституция???" Во-первых, "рамки" - понятие в нынешней Голландии растяжимое, а во-вторых, скажу поподробнее и об этом, но позже.

Деньги √ товар √ деньги

Невероятное, фантастическое, легендарное скупердяйство голландцев (результат многовекового влияния того же самого кальвинизма) в последние десятилетия если не принимает очертания мифа, то по крайней мере сильно отступает под натиском идеологии общества потребления. Одним из моторов последнего, является, как известно, навязывание гражданам "системы ложных ценностей" с целью убедить в необходимости покупки того, что задумано продать. Духовные устои Нидерландов, где выбрасывание денег на ветер традиционно осуждалось, уже лет 40 пошатывает. На каждом конкретном индивидууме это сказывается в форме своеобразных поведенческих щелчков (те, кому довелось провести много времени в среде голландцев, не дадут соврать): с одной стороны, человек ведет потоком вдумчивые, невероятно нудные разговоры о том, что надо зарабатывать, копить (знаменитый глагол sparen), с вытаращенными глазами сообщает, что тут сегодня литр молока на 30 центов дешевле, чем там (!!!); с другой - чуть ли не по нескольку раз в день подвергается жестоким приступам мотовства, спуская гульдены на товары и услуги, без которых прекрасно можно обойтись. Как-то вдруг я понял, что дико раздражен отсутствием на улицах людей в поношенной одежде. Таскаемым шмоткам от силы полгода. Их и шьют-то часто едва ли не на живую нитку - все равно скоро выбрасывать. Личность в дотла стертых джинсах - нонсенс и раритет, хиппи какой-нибудь недорезанный, честь ему и хвала. Попадаются, конечно, вековые кожаные куртки и старички в плащах времен детанта, но тоже мало.

Еще к вопросу о деньгах: при том, что почти каждый отдельно взятый голландец не приходит в восторг от иностранцев, Нидерланды тратят огромные суммы на гуманитарные проекты за рубежом (занимая в ряду самых "дающих" стран второе место после Швеции), принимают беженцев (которые висят балластом на местной системе социальной защиты в лучшем случае несколько лет - пока не проходит первый этап интеграции). Симпатия к "малым сим", однако, редко в ком бывает движением сердца - почти всегда это продукт рацио, результат воспитания в принципах взаимопомощи. Как бы то ни было, множество людей получило в NL возможность начать жизнь с нуля. Да и самим голландцам, у которых, скажем, сгорел незастрахованный дом, или кому влом работать, перспектива умирания под забором не грозит. По улицам раскатывают в самоходных электротележках инвалиды; безработным предлагают веер курсов профобучения; знакомый русский иммигрант кроет правительство последними словами за то, что "мало дает". Н-да... Все это здорово смещает пласты в голове - сегодня слово "бедность" означает невозможность поехать загорать на Майорку. Боже, храни королеву!

Интерактив

Мания планирования, которой подвержены голландцы, поначалу шокирует, но со временем начинаешь видеть в этом и положительные стороны; заводишь, как взрослый, ежедневник и вписываешь в графу 12 september : "День рожд. Мартины. 18:30 - 21:30". Никаких походов за догоном и падения мордой в салат не предусмотрено - иначе Мартина сообщила бы об этом заранее. Приходить надлежит ровно на оговоренные 180 минут. Ну ничего - можно и дома поимпровизировать: к примеру, с 21:45 до 23:15. Как раз перед чисткой зубов. (Да, все время забываю сказать - к малочисленным "ненормальным" голландцам [то есть таким, с которыми можно взаимодействовать привычным образом] следует отнести славистов: они могут и в ночь не выгнать и полбанки выжрать. Еще студенты бывают такие же.)

Бросается в глаза, что при первом контакте с абсолютно незнакомым человеком коренной житель NL стремится немедленно классифицировать собеседника - причем с его же помощью. Иностранцам, например, с несколько абордажной прямотой задается стандартная серия вопросов: "Откуда Вы родом?", "Зачем приехали в Нидерланды?", "Долго ли Вы уже здесь?", "Чем занимаетесь?", "А когда назад???". При ответе "Живу я тут" обычно повисает неловкая пауза (впрочем, быстро и вежливо заминаемая). Все это превращает посещение званых мероприятий в сущее наказание: раз семь за вечер быть нанизанным на булавку - дело серьезное, да к этому вдобавок чувствуешь себя примерно как заевшая пластинка. А потом еще народ недоумевает: "Чево это русские так пьют?"... Но многое искупает момент, когда, встав на цыпочки, отвечаешь даме в ухо: "Я - разведчик. Давайте сотрудничать".

Они о нас и с нами

Вообще, жителям бывш. Советского Союза весьма подпортили репутацию местное телевидение и газеты. Сообщений позитивного толка с территории 1/6-й не бывает по определению. (Возможно, виной тому репортерская заповедь "хорошие новости не продаются" или затаенное удовольствие погавкать на слона.) В сознании голландцев здешние "русские" поэтому делятся на: а) мафиози, б) агентов КГБ, в) супругов голландцев/голландок, г) музыкантов и балетных танцоров, д) миксы предыдущих вариантов. Есть еще "русские журналисты", но это, разумеется, прикрытие, как мы все ;-) понимаем. Ввиду своего изрядного номадического стажа, могу твердо сказать - нас боятся. Взять, к примеру, автостоп: добрый человек решает подвезти голосующего, сажает в машину, но услышав акцент и спросив, не бельгиец ли, получает фразу "Я русский". После такого сообщения он слегка вцепляется в руль... Однако уже через 5 минут, видя, что все ok - стрельбы не будет, - успокаивается совершенно!!! Граждане, долой TV!!! - Только личные контакты!!! Информационный перекос послужил как-то раз поводом для примечательного разговора: зашедший починить трубу под раковиной водопроводчик, к счастью не задав вышеупомянутою обойму вопросов целиком (клиентов напрягать не принято), гремя ключами, вдруг произнес: "Слушай, а вот показывают, что там у вас вообще жить невозможно. Это что, правда???" Я растерялся от такого оборота и пробормотал, что, в общем, оно соответствует действительности, но это только ее часть. "Ага, - сказал он, - понятно". ТАК ЧТО НЕ ВСЕ ПОТЕРЯНО!!!

Отношения внутри голландских любовных/супружеских пар покрыты для меня мраком. Что до русско-нидерландских семей, то наблюдения за ними показали следующее: 1) в ситуациях "голландский муж, русская жена" чаще всего имеет место "холодная стабильность": первоначальные попытки взаимопонимания сменяются попытками же удовлетворения от того, что есть; мужчина тем временем выполняет предписанную сценарием роль добытчика/защитника; женщина неспешно ввинчивается в грунт - такие семьи существуют обычно от 3 до 5 лет и распадаются, как только загадочная славянка оказывается юридически и культурно готова к свободному полету; 2) в ситуациях (невероятно редких) "русский муж, голландская жена" семья либо распадается через год-другой, либо не распадается никогда (последние случаи и вовсе единичны). Самостоятельные русские мужчины, живущие в NL, предпочитают более или менее соотечественниц; импортированные же голландками - оказываются в ситуации непростой: вдруг сваливается на голову полная социальная беспомощность и зависимость от прекрасной половины; невозможность партнера (чисто техническая) брать на себя ответственность за семью довольно быстро отрезвляет голландок - мало кто из них оказывается в силах тащить на себе мужа в течение нескольких лет, пока тот освоится в стране. Мужчины, как известно, от природы менее адаптивны; преодолеть экстремальную ситуацию э-/иммиграции им, соответственно, сложнее - тем более, что под словом "любовь" и в Голландии понимают совсем не то, что в России. "Перепутанные" социально-половые роли и эмоционально-культурное несовпадение ставят первоначальные благие намерения под вопрос.

Еще одно наблюдение: голландцы культивируют в "близких отношениях"... гм... я бы сказал рациональную искренность: секреты друг от друга не имеют право на жизнь, конфликты должны разрешаться не по старому русско-мексиканскому обычаю (с воплями ненависти, переходящими в страсть), а выговорены, разложены по полкам и приняты к сведению в целях дальнейшего избежания. И вообще - олимпийский огонь бенгальскому в NL не конкурент.

Да, вопросы однополой любви тут у нас не освещаются (прожектор сломался) - так что милости просим на www.gay.nl и www.lesbian.nl.

Ритуал и этикет

Жизнь в Нидерландах полна строгих правил: так, лучше воздерживаться от телефонных звонков с 6 до 7 пополудни - это время ужина (avondmaal), ритуала сугубо интимного, семейного, почти всегда проходящего при свечах. Иностранцу, неопытному в здешних тонкостях, промах, конечно, извинят, но осадок неприятный останется. Не падайте в обморок от вопроса: "А во сколько у вас у русских принято ужинать?" - скажите: "У нас в этом вопросе демократия!" - все будут довольны и произнесут "гы".

Любопытна также привычка голландцев к абсолютно четкому разграничению времени суток: 06:00-12:00 - "утро", 12:00-18:00 - "день", 18:00-00:00 - "вечер", 00:00-06:00 - "ночь". То есть если на дворе 18:01, то говорить "Добрый день!" уже нельзя, зато "Доброму вечеру!" - зеленый свет на ближайшие шесть часов.

Вообще, механистичность голландской жизни и ее участников после первых восторгов "правильностью" начинает угнетать хаотично мыслящего россиянина - когда понимаешь, что разум во многом заменяет голландцам чувства. Мало с кем выходит поболтать, не выстраивая тщательные смысловые периоды, но по-весеннему перескакивая с творчества писателя Борхеса на широту мысли и узость талии Светки Ван дер Грааф, которая уже с час как должна быть здесь, а мобильник опять, видно, забыла в розетке...

А сейчас будет метафора.

В массе своей современные голландцы поведенческой запрограммированностью напоминают компьютерные файлы: соответственно, экзешник вряд ли превратится в, скажем, .txt, каковые качественные скачки еще возможны в России - ввиду царящего там леонардо-винчизма. Совокупность же голландцев как почти идеально взаимодействующих файлов, превращает страну в шикарный мультимедийный продукт: чудно работающий, неестественно красивый, с точки зрения постороннего, и довольно жестокий для каждого конкретного файла - в том смысле, что существовать возможно только в предписанном социумом/навязанном себе с его помощью тоннеле. Постоянные же упорные разговоры в прессе и частной жизни на тему "мы живем в свободном обществе" ("Мы - страна анархистов!!!" - даже такое приходилось слышать) наводят на мысль о глубоко спрятанной истерике по причине как раз таки малых возможностей маневра и в некотором смысле его боязни. Радикальные заявления подобного рода можно объяснить желанием сублимировать, если не выходит реализовать. Эту идею подтверждает и непрерывно эксплуатируемый в голландской рекламе "образ свободы" - привлекательный и удобный для усвоения, ничего общего с реальной свободой (общественно опасным приключением быть собой) не имеющий. Если рекламисты так упорно ставят на один и тот же прием - значит, он срабатывает.

Но не все так просто. Видимо, настает время озаботиться каким-то другим образом свободы.

Свобода и "нидерландская мечта"

В последние годы на рынке труда наметилась тенденция, которая вступает в противоречие с "тоннельной" моделью выстраивания жизни. (А именно труд и все, что с ним связано, - наипервейший местный приоритет.) Речь идет о так называемой "гибкости" (flexibiliteit). Легкость перекати-поля, случайные заработки, неуверенность в будущем - эти печальные атрибуты свободы (пусть относительной), которые раньше были уделом лишь "неудачников" (и их разновидности - иммигрантов), становятся угрозой душевному здоровью миллионов. (Население бывшего СССР уже вполне знакомо с этими штучками.) В Голландии данная ситуация не влечет за собой нищенства и т.п. - пределом падения практически здорового "среднего" человека может стать получение пособия по бедности (что в его системе ценностей почти равно моральной катастрофе). "Гибкость" предполагает не стабильные (на года и десятилетия или всю жизнь, как это было ранее) отношения между работодателем и наемным сотрудником, но краткосрочные трудовые соглашения. Относительно безболезненно этот способ жить осваивает пока только молодежь (да и то...). Надо знать голландцев, чтобы представить, насколько они зависимы от социального статуса, даваемого наличием работы. Труд - романтическое приключение и почетная обязанность кальвиниста - превратился в роскошь, которую в здешнем обществе надлежит рвать из чужого рта. Типичный случай "люкс-неприятности" (есть и такое голландское понятие).

Проблематичным становится планировать личное будущее в рамках "нидерландской мечты" (учеба - поступление на работу - покупка дома в кредит - заведение семьи и детей - выплата кредита - пенсия - похороны). Можно предположить, что голландцам как нации придется изменять identity в уже обозримом будущем: рынок труда объединенной Европы, видимо, запустит в действие новую для многих модель существования - гибкость не только в плане способности переключаться с одного рода деятельности на другой, но и чисто географическое слаломирование. (Кое-кто [главным образом, работники дигитальной и финансовой сфер] уже освоил прелести труда через интернет, купил хижину в теплых краях и шлет голландским родственникам солнечные открытки. Даже журнал стал недавно выходить - Wonen in Frankrijk ("Жить во Франции") - для желающих туда "выпасть". То ли еще будет.) Пока же население сопротивляется - и процесс идет с огромным скрипом. Возможно, эти сдвиги в ближайшие десятилетия свалят с катушек многих; возможно, они же увеличат процент редкого на сегодня типа голландцев: открытых для глубоких контактов, свободных от местечкового высокомерия, менее наивных, более заинтересованных в "альтернативных" народах. Последнее-то уж наверняка: "этнически чистых" людей в стране становится все меньше. ...Впрочем, может, все будет происходить как-то иначе: например, маклерская братия сбавит цены на недвижимость - и всем трулялятам сразу же станет веселей.

Страна терпимости

Пресловутую голландскую толерантность к наркотикам, гомосексуализму, проституции и прочим подобным "отклонениям" можно рассматривать в той же плоскости, что и создание в середине 80-х ленинградского рок-клуба: выпускание пара (если не сказать - естественных газов) под присмотром руководящей страной элиты. Такие социальные эксперименты - признак устойчивых, консервативных обществ (каким Голландия безусловно является, а наше отечество - было, и его лидеры даже начинали всерьез умнеть). Буржуазная демократия местного образца слишком комфортабельна для большинства населения, чтобы страна позволяла себе хотя бы намеки на революции. Народ по-своему счастлив. Это общество здорово и мудро в том смысле, что догадывается не полностью маргинализировать "пороки", а также грамотно прикармливает неизбежный процент урожденных бунтарей. (Не знаю, брать ли последнее слово в кавычки.) Мы живем в эпоху вакцинации - бюргерам (особенно юным) предоставляется возможность пощекотать себе нервы и перебеситься, не отходя от кассы.

Мне представляется верной широко распространенная точка зрения о том, что NL - "наиболее прогрессивная страна западного мира": голландское заворачивание в фантик "социальных аномалий" можно сравнить с результатом попадания инородного тела в ткани моллюска: отторгнуть невозможно - приходится делать из проблемы жемчужину. Побочный продукт этой коллизии - имидж Нидерландов как "общества вседозволенности" (выгодный, похоже, всем: самим голландцам, любящим комплименты нации; некоторым европейским политикам ("Кошмар! У них там марихуану в магазинах продают!!!"); взволнованным туристам, оставляющим деньги в магазинах, где, злобно хохоча, продают подлую марихуану.)

Дискриминация меньшинства большинством (как автор этих строк понимает демократию, точнее - один из ее постулатов) носит в Голландии очень мягкий характер и сопровождается литьем ведер бальзама на раны дискриминируемых: "Вы - неправильные, но вы тоже хорошие и вы имеете право на жизнь". Присоединюсь к этому с обеих сторон сразу - как гетерофил ("пажалста!") и как иммигрант ("спасиба!").

Роттердамский профессор социологии Ван Доорн в одной из своих работ ввел в оборот (более того - вынес в заголовок) конструкцию "толерантность как тактика" (J.A.A. van Doorn, "Tolerantie als taktiek", Intermediair, 20 december 1985), рассмотрев в исторической перспективе феномен голландской взаимотерпимости: "Иностранцы этого не понимают. Их оценки колеблются между восторгом от "великодушия" до ужаса перед тем, что принимается за "наивность" и "легкомыслие". Но они не знают историю Нидерландов - эту повесть о продолжающемся веками исключительно прагматичном обхождении городской знати и королевской семьи с республикански настроенным обществом, правителей - со строптивыми "простыми людьми", либералов - с ортодоксами и сектантами. ...Речь идет о явлении, получившем примечательное название "политики умиротворения": не о социальном мире, который смог бы решить какие угодно проблемы, а о просчитанном и "сделанном" перемирии, заключенном, во-первых, между правительством и обществом, во-вторых, - под наблюдением правительства - между противоборствующими группировками в самом обществе".

Видимо, нам, как ничего не понимающим иностранцам, остается сказать: "Ну гут... и пиво у вас хорошее!!!"

Кстати, если когда-либо дело и впрямь дойдет до отправки в дальний космос огромных экспедиций, где поколение должно сменяться поколением, думаю, в этих системах, озабоченных прежде всего собственным выживанием, существование будет удобным, скучным, цветастым и рациональным одновременно. Потому что планетарное начальство, безусловно, прислушается к советам психологов и укомплектует "стартовый экипаж" представителями нации, для которой есть только внешняя опасность. ("А уж друг с другом они всегда договорятся...")

Интересно, на кого бы мог пасть выбор?


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Марк Печерский, Краткий путеводитель по путеводителям /20.12/
Оммаж Бедекеру: современные оффлайновые путеводители от BLUE GUIDES до MOON HANDBOOKS.
Марк Печерский, Три города /20.12/
Барселона, Генуя и Франкфурт - европейские королева красоты, королева комфорта и король книг.
Екатерина Деминцева, Париж. Ноябрь, 2000 /30.11/
Французы становятся вегетарианцами или предпочитают кошерные рестораны; прежде чем прийти в клуб, необходимо взять несколько уроков танцев; русские модели и студенты, или кто такие русские в Париже в конце ХХ века.
Екатерина Деминцева, Париж. Ноябрь, 2000. /24.11/
Взгляд на Париж с высоты колеса обозрения; японские туристы захватили Эйфелеву башню; новая ветка метро и подземные музыканты; как получить работу в сенате; последние новости культурной жизни французской столицы.
Александр Чехов, Вдогонку Кандиду /27.10/
"...Мы с Ирой с удовольствием прочли Ваши "кандидные" впечатления о Дании. Дания слишком похожа на Швецию, то есть на нашу повседневность."
предыдущая в начало следующая
Сергей Маркелов
Сергей
МАРКЕЛОВ
eklmn@casema.net

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100




Рассылка раздела 'Путешествия' на Subscribe.ru