Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / Путешествия < Вы здесь
Курортные радости мизантропа
Предуведомление

Дата публикации:  23 Января 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

На "мизантропа" - имею право.

Во-первых, возраст.

Во вторых, профессия: литературный критик. В своем цеху я не в первых рядах, но, увы, и не в "массовке", я, так сказать, - в "групповке". То есть обязан проявлять (или имитировать) некую активность. А литературные нравы - это вам не пиратское братство. Тут и у травоядного клыки зачешутся. Ну а ежели ты еще и брюзга на натуре, много сил потративший на маскировку, то... Сколько еще придуриваться образованным, терпимым и гуманным?

Я не про литературу. Бог с ней. Про литературу я брюзжу в других местах.

Я здесь - про жизнь, я - про самое сокровенное, мизантропическое. Про отвращение к людям вообще.

Сам-то хорош, скажут. А я и не говорю, что нравлюсь себе. Отнюдь. Уже давно бреюсь исключительно наощупь, чтоб рожи этой в зеркале не видеть вообще.

...В обычное время я живу более или менее спокойно. Работой занят или какой-нибудь очередной семейной разборкой. На простор мое мизантропичесое нутро выхлестывает на отдыхе. Желательно, где-нибудь подальше.

В позапрошлом году, например, специально, для этого отбыл в Турцию. Хорошее место. Нет, правда. Об этом я уже написал. Но сейчас я пишу про международно-курортную составную тамошней жизни. А это уже не про Турцию, это - про нас.

Музыка

Принято считать, что на отдыхе должно быть много радости, веселья, неги и проч. В частности, музыки. Не знаю, как сами турки переносят музыку, но для отдыхающих им ничего не жалко. Исходят турки из того, что: а) хорошая музыка - это громкая музыка, б) хорошего должно быть много. И потому музыка будет для вас с десяти утра до двенадцати ночи с двумя полуторачасовыми перерывами. Ощущение, что ты на родине, под Звенигородом, на турбазе авиамоторного техникума. Но я сильно подозреваю, что дело тут не в турках, - просто хозяева идут, так сказать, навстречу пожеланиям трудящихся.

Пик этой радости - по вечерам, когда сад вашего трехзвездочного отеля арендуют под местную свадьбу и сквозь тщательно закупоренные окна и ватные тампоны в ушах проламываются, сливаясь и скрежеща, сладкоголосый Иглесиас из полуторатонных усилителей ночной дискотеки, - обозначим его Арагвой, ну а Курой (которая сливается, "обнявшись будто две сестры"...) будет турецкий с османским драйвом рев зурны, поддержанный прочими ритуальными дудками и барабанами, и соответственно, оснащенный более чем конкурентоспособными усилителями.

Кряжистые немцы, отвалившись в плетеных креслах на открытых террасах, жмурятся от удовольствия и тасуют карты - ну кайф!

Юмор

Он здесь, скажем так, неожиданный. В открытом баре каждый вечер театрально-музыкальные шоу. На сцене местные массовики-затейники (по-заграничному - аниматоры). Ребята молодые, музыкальные, пластичные, с актерским даром и как бы даже - артистизмом. Когда я спросил у них, так чего ж вы? с такими-то данными?.. они ответили, а вы сами попробуйте, чтобы было понятно и смешно всем - и немцам, и русским, и голландцам, и англичанам и проч.

А что здесь, на курорте, понятно и смешно? Ну, скажем, в шоу "Лучшая пара отеля" - на сцену приглашают турецкую, английскую, русскую и голландскую семейные пары. Очередное состязание: жене, молодой или не очень молодой женщине, подвешивают на пояс сковородку, а мужчине - половник, да-да, именно так, чтоб он болтался впереди между ног, после чего мужчина и женщина должны стать друг к другу лицом и, двигая бедрами, произвести в отведенное время наибольшее количество ударов половника о сковородку. Называется "готовить яичницу". При мне этим занимались пожилой благообразный, так сказать, "европейского вида" голландец со своей престарелой женой. Как там "сбивали яйца" англичане и русские, я не досмотрел, под грохот сковородки и утробное ржание отдыхающих я сбегал по лестнице в сад, испугался, что травану прямо в баре.

Экскурсанты

Экскурсии - это замечательно, но ездить на них нужно, если ты русский, то с немцами или англичанами, и наоборот, если ты англичанин или немец, то только с русскими. Главное на экскурсии - выключить звук. То, что ты увидишь, будет прекрасно. Беда в том, что у тебя не только глаза, но еще и уши. Потому как, если из бара, где прилюдно "сбивают яйца", сбежать еще можно, то из узенькой (для семерых) лодки, на которой вас везут по реке над синими омутами и шевелящимися водорослями, мимо черепашек на камнях, мимо уточек - из этой лодки вы уже никуда не денетесь. И будете корчиться под возбужденное клокотание остряка-добровольца, какого-нибудь хорошо откормленного боровичка, который при виде уточек обязательно заорет: "Эх, дома ружье забыл!"; а увидев черепах начнет "задорно" наседать на турка-экскурсовода: "А когда мы супчик из черепах будем варить?!" Молодой турок-экскурсовод смотрит со скрытым недоумением - их что, в России, там совсем не кормят? Остальные конфузливо отводят глаза. И только случайно затесавшийся на лодку - от своих отстал - голландец благодарно поднимет взгляд на этого русского, он, голландец, тоже радостно возбужден от красоты вокруг и готов с кем-то поделиться своим воодушевлением. А я устыжаюсь своей брезгливости - ну что делать человеку, если не может он по-другому выразить радость. Я даже позавидую голландцу, воспринимающему счастливое клокотание этого дурачка адекватно. У меня не получается. Но стыд мой длится не долго. Потом, когда всех нас переместят на палубу экскурсионного катера, глядя именно на этого борова, экскурсовод начнет всех упрашивать не крушить местную флору и фауну, потому как сейчас будет стоянка в бухте, где можно будет искупаться и посмотреть у берега на морских ежей, и у меня к господам огромная просьба - не трогать их. Бывает, что жалятся. Но не в этом даже дело. Они же вас не трогает. И вы их тоже не трогайте. Пусть себе живут. В голосе экскурсовода безнадежность - он точно знает, что именно вот этот боровок под детский визг его толстушки жены будет выковыривать из камней несчастное животное, торжественно транспортировать его на палубу, а затем снимать на видео. "ДетЯм показать" (ударение на Я), - с чувством законной правоты, отодвинет он укоризну экскурсовода. Сам снимется на фоне морского ежа. Ну а потом несчастное животное будет выброшено за борт, как недоеденное яблоко.

Во время обеда на палубе он будет жаловаться соседям по столику: "Да разве ж у них тут водка?! Разве ж она сравнится с нашей "Гжелкой"? Или "Туборг" их хваленый?.. Вот "Ярпиво" наше янтарное - вот это пиво!" И ни у кого за столом не повернется язык сказать: и чего ж ты, мужик, потащился сюда на такие муки? Сидел бы у себя на балконе в Москве или Саратове, глушил бы наш сухарничек, запивал бы ярославским янтарным, пиво, действительно, отличное. Зачем же так издеваться над собой?

Но нет, предложенный мотив дружно подхватывается. Под ненавистный "Туборг", салат и жаренную рыбу, с потрясающем пейзажами за бортом течет душевная беседа про то, где лучше отдыхать. "Ну вот, отдыхал я в Египте, а чего там хорошего? Ни-че-го! Пустыня вокруг, арабы, обслуга не вышколенная - Африка, одним словом..."

- А вот мы в Ирландии отдыхали, вот это - да! Это - что-то! Отель четыре звезды, весь - из коттеджиков. Персональный камин, дрова, специально напиленные, виски в минибаре, места для рыбалки с мосточков, удочки приготовленные. Класс! Но с Россией все равно не сравнить!

- А мы по Греции ездили, ну там Парфенон, Афина-паллада и проч., и музыка там у них приятная, и вино местное ничего, но знаете, чего хотелось больше всего? Селедочки нашей! Да с лучком! Да под водочку!!!

- А я вот когда я в Хорватии...

- А мы, когда в Испании были....

И каждый вздыхает расчувственно: нет, Россия, это вам не какая-то там... В качестве "какой-то там" со знанием дела были названы еще Арабские Эмираты, Кипр, Крит и остров Мальта (это при том, что за столом нас всего-то оказалось шесть человек, точнее - пять, я не участвовал в беседе). Ностальгические стенания крепнут, их пробивает уже почти достоевской крепости надрыв: "Эх, в Суздаль бы! Зимой! Монастыри, церкви, погребок с медовухой! По-нашему, по-русски!.. Или на Волгу, под Углич куда-нибудь с палаткой, костерок ночью, ушица, утренние купания, а?.. Господи!!!" У меня, ошалевшего от этого ностальгического напора, даже крыша слегка поехала: кто они? - может, эмигранты какие, злой судьбой заброшенные на бусурманщину? Кто так терзает их? Кто подсовывает роскошные отели в Арабских Эмиратах или Испании вместо вожделенной палатки под Угличем? А может, какое тайное братство мазохистов? - уж очень простодушно, от души, выговорился один из этих страдальцев: "Сколько езжу, в каких только странах ни отдыхал, - каждый раз убеждался: отпуск нужно проводить только в России!.."

От тех, кто на экскурсиях тих и задумчив, тоже лучше держаться подальше. Часто бывает, что тихость их - это не душевное умиротворенность, а некоторая недоуменная остолбенелость: "Ну да, везут. Ну да - море. Вода, короче. Много. Небо сверху. Ну и что?!! Небо - оно и есть небо. Горы какие-то. Далеко. А ты сидишь как дурак (дура) и на все это пялишься. Это что, и есть культурный заграничный отдых? В телевизоре все это было по-другому как-то". И оскорбленно, с ненавистью почти, смотрит этот страдалец (страдалица) на экскурсовода, который что-то такое впаривает про Клеопатру и ее любовников. Во время стоянки послушно идет к борту любоваться гротами: "Ну да, гроты... дырки такие в камне... Но кто мне может объяснить, зачем я должна на это смотреть?!" И ведь действительно - не объяснишь.

Вот "тихий" увидел с борта рыбок в воде.

- Смотри! - с немотивированным, но искреннем возбуждением кричит он жене. - Смотри! Рыбы!

- Вижу. Маленькие какие.

Пауза. Рыбы плывут. Он, уже по инерции, чувствуя спадающее возбуждение:

- Вон-вон-вон пошли! Видишь!?

- Да вижу я... Вижу, - раздраженно отвечает жена. - Но маленькие они какие.

Далее тяжелое молчание.

- Может, вина возьмем в баре?

- Дорого у них тут. Я ж говорила, с собой надо брать... Пива возьми лучше.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Василий Костырко, Страннее, чем рай /09.10/
За 1000 километров от Москвы, что по российским масштабам совсем немного, наблюдается полная экономическая и духовная автаркия. Cами верхокамцы намекают на то, что земной рай находится именно здесь: "У нас не бывает ни наводнений, ни землетрясений и ни войн. Все спокойно".
Сергей Ромашко, Тяжелая поступь истории /07.10/
Человечество в двадцатом веке окончательно выпало в пространство фетишей и абстракций, враг стал незрим и недосягаем, а красота продается за большие деньги достойным людям. Что до остатков непосредственной реальности, то они превратились в умилительное зрелище, аттракцион, картинку, постановку.
Елена Говорова, В сторону Орана к "Празднику Барана" /31.07/
Примерно 130 лет Алжир был французской колонией. Добившись независимости в 1962-м, он пошел по собственному пути, и тут оказалось, что нужны ему иностранные специалисты, в том числе - советские.
Тамара Эйдельман, Как люди сражаются с обстоятельствами /26.07/
Ничего менее похожего на Иваново и на Ивановскую область, чем город Плес, нельзя вообразить. По берегам Волги есть много дивных мест, которые тоже могли бы привлекать туристов и развиваться, но удается это далеко не всем: к везению надо еще и труд приложить. В Плесе начинают понимать, что везеньем надо воспользоваться с умом. (отзывы)
Ревекка Фрумкина, Лучшие годы для Chateau Margaux /14.06/
За последние 20-30 лет специалисты по дегустации очень сильно формализовали свою терминологию. Если до этого описание вина было скорее лирикой, то сейчас это стало почти наукой.
предыдущая в начало следующая
Сергей Костырко
Сергей
КОСТЫРКО
sk@russ.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100




Рассылка раздела 'Путешествия' на Subscribe.ru