Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / Путешествия < Вы здесь
В поисках Египта-3
Окончание

Дата публикации:  12 Августа 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Пирамиды продолжились для меня на следующий день, и продолжение это было неожиданным. Уже в первый день я обратил внимание на странные городские кварталы, в которых не видно людей, машин, магазинов, играющих детей, сохнущего белья и телеантенн. Одноэтажные дома и особнячки. Вид у них как бы заброшенный, но здания не разрушенные. От прочего города кварталы эти отгорожены каменной стеной. Ворота в стенах закрыты. Но ведь там, за стеной - город. Перекрестки, улочки, переулочки. Купола мечетей, правда, не очень большие.

- Что это? - спросил я утром, когда автобус повез нас от отеля к центру города.

- Восточные кладбища, - сказал гид.

Ну да, конечно. Кладбища. Но только - не восточные. Египетские. Город Мертвых. Надписи над входом в дома, которые можно было разглядеть из автобуса, - имена обитателей домов. То есть покойника в Каире (не каждого, конечно) переносили в специально построенный для него - мертвого - дом, и мавзолей этот надо полагать, соответственно обустраивался (в Интернете я потом прочитал про одного каирского профессора, который провел в свое будущее посмертное жилище телефон - мало ли, вдруг понадобиться). Вот он, передо мной, буднично и обыкновенно, из окна автобуса - египетский погребальный обряд, совершавшийся тысячелетиями, тот самый, что породил пирамиды. Даже утратив собственный язык - уже почти тысячу лет здесь говорят по-арабски, письменную же культуру собственно Египта египтянам вернули европейские ученые в XIX веке, потратив на расшифровку иероглифов не одно столетие, - так вот, даже утратив собственный язык, египтяне остались египтянами.

Но и это замечание, относительно языка, как оказалось, требует некоторых уточнений. И они последовали тут же - второй день в Каире начинался для меня с экскурсии в коптские церкви Каира.

...Неожиданно тихий, почти безлюдный уголок в историческом центре Каира. Нежаркое утреннее солнце. Политый асфальт и каменные лестницы. Гид ведет нас по узким чистым улочкам-коридорам, образующим лабиринт в каменном теле одного из самых древних городских кварталов. Проход заканчивается двором-галереей с розовым мраморным полом, с двумя узкими клумбами, из которых растут высокие кусты и встают два ствола высоченных пальм. Двор окружают белые стены с восточными фонарями и темно-коричневыми деревянными резными дверями - за ними собственно церковь. Отойти в сторону, чтобы вместить в видоискатель здание храма целиком, невозможно. Некуда отойти. Здание церкви утоплено в кварталах. Мы входим. По первому впечатление - католический храм: ряды скамеек, кафедра, витражи в окнах. Но - алтарь с иконостасом. И на стенах - иконы, и иконы православные. Письмо не вполне каноническое, но сюжеты те же: Богоматерь, Чудо Георгия о змие и другие. Это один из храмов коптской церкви. Церкви самостоятельной. С собственным патриархатом и иерархией, со своим строем богослужения.

Честно говоря, к этой экскурсии я поначалу отнесся без энтузиазма - в Египет я приехал смотреть египетское, а православные храмы я могу посмотреть и дома. Про само существование коптов я узнал сравнительно недавно, когда в России появился перевод "Александрийского квартета" Даррела, сюжет которого развивался на фоне скрытой борьбы коптской общины за место в египетской государственной элите. И в моем представлении о Египте существование коптов казалось явлением глубоко периферийным, почти маргинальным.

И вот, как только я оказался в этой церкви, мне пришлось срочно залатывать дыры в образовании. Итак: "копт" в переводе с арабского означает "египтянин". В нынешнем значении: - египтянин, исповедующий христианство. Мы в храме VII (!!) века. То есть христиане здесь появились раньше мусульман.

Но самым поразительным для меня оказалось язык богослужения - египетский. Точнее, одна из его разновидностей, сохранившаяся, разумеется, не в полном объеме. По мнению специалистов, коптский церковный язык содержит примерно пятую часть словарного запаса древних египтян. Но и этого вполне достаточно. На коптском языке существует огромная богословская литература, жития и даже - поэзия. Запись текстов осуществляется при помощи греческого алфавита. "Коптов мало, - сказал гид, - где-то процентов 15, не больше". Но 15 процентов от 70 миллионов населения Египта - это около десяти миллионов. Не так уж и мало. Два Израиля.

Гид подвел нас к колонне, под которую вела лестница: "Посмотрите вниз". Мы посмотрели. По нами пустота. "Там катакомбы. Эту церковь, храм Богоматери, называют еще Подвешенной. Под ней на глубину сорок метров опускаются помещения, в которых коптская община при необходимости пряталась от врагов". - "Ну а сейчас?" - "Нет, нет, - сказал гид, - у нас веротерпимость. Все конфессии равноправны". ("Да. Конечно. Но только на уровне официальных деклараций, - прокомментировал мне потом это высказывает русский гид в Хургаде. - На бытовом уровне равноправия нет. Исламисты очень агрессивны по отношению к христианам".)

Следующий храм, куда нас повел гид, располагался на соседних улочках. По пути к нему на стене я увидел изображение Иосифа и Марии с младенцем на ослике, исполненное из неоновых трубок. Надо полагать, светятся по ночам. Под изображением не хватало только такой же надписи "Кафе "У Исифа". Однако церковь, в которую мы пришли, еще более древняя - IV век. Церковь Абу Серге. Это имя христианского мученика, казенного римлянами. В специальной витрине хранятся его мощи, поясняющий текст написан по-арабски. Христианской святыней этот храм считается еще по одной причине - под церковью сохранилась пещера, в которой когда-то скрывался Иосиф (Джозеф, как сказал гид) с Марией и Иисусом. Есть легенда, что когда младенец Иисус положил ручку на землю, то из камня в этом месте пробился источник. Он дает воду до сих пор. Мы подошли к лесенке в полу, ведущей вниз в пещеру, - она оказалась закрытой железной решеткой. Там сейчас ремонт, объяснил гид, и мы наклонились, чтобы заглянуть в пещеру, - действительно, вход в пещеру завален каким-то строительным материалом. Пол мокрый - то ли проблемы с водопроводом, то ли - тот самый источник.

Из этого старинного каирского квартала в качестве сувенира для коллеги в Москве я привез листочек папируса с изображением бегства Святого семейства. В экзотичном на первый взгляд сочетании сюжета и материала есть своя египетская органика - первые переводы Библии на коптский язык (сахидский диалект) записывались на папирусе.

* * *

Нет, конечно, было бы замечательно путешествовать по Египту, сообразуясь, так сказать, с характером культуры. Ну, скажем, на верблюде, часами слушая шорох песка под его копытами и с благоговейным холодком внутри наблюдая, как взбухают на горизонте зубцы пирамид, как поднимаются они над тобой, закрывая небо...

Я же путешествовал в комфортабельном автобусе. Тоже неплохо. Справа - голый берег Красного моря, слева - пески и камни Аравийской пустыни. Только вот сосредоточиться на этих видах оказалось непросто - по просьбам отдыхающих в автобусе включили подвешенные к потолку телевизоры - мелькающим на экране кинорожам из "Полицейской академии" и гнусавому голосу, переводившему дебильные их диалоги, и было как бы предназначено декорировать и озвучивать первозданный пейзаж за окном. И мне пришлось срочно затыкать уши наушниками своего плеера, из которых ударили тугие ритмы мусульманского рока и голос Рашида Таха, на фоне визга, воя и свиста фанов. Вот этой яростной музыке я и был вынужден доверить - куда денешься! - проносящийся за окном пейзаж, в котором музыка акцентировала, например, тугие хлысты железной арматуры, точащие из земли, черноту разрытых у моря котлованов, горящее под солнцем море сквозь железобетонные скелеты будущих отелей и бугристую мускулатуру обнаженного до пояса араба с лопатой, закладывающего будущую жизнь на безжизненной земле... Ну и так далее.

Таким был мой путь к пирамидам...

Нет, ничего. Не жалуюсь. Хорошо даже.

В конце концов, и Бунин сто лет назад не верблюдах путешествовал ("на остановке поезда стоят недолго, только успеешь с прилавка ухватить апельсин и пачку папирос, как уже захлопали дверцы поезда..." ). Не будем Бога гневить - зачем-то же Он привел нас к цивилизации.

Типовая экскурсия? Туристский ширпотреб?.. Кому как.

Пустыня, пирамиды, небо, Нил, коптские церкви, изысканная, и при этом - величественная, строго и властно выстраивающая тебя изнутри мечеть Мухаммеда Али - все это настоящее. И всему этому миру дела нет до нас и наших комплексов. Хотите - смотрите и проживайте увиденное, хотите - нет. Ему все равно. Он - есть. А увидишь ты его или нет - это уже твои проблемы.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Григорий Каганов, Гарвард: трехсотлетие Петербурга-4 /11.08/
Самая симпатичная разновидность американского музея - бывший особняк семьи, завещанный родному городу вместе с коллекциями: "Фрик", "Филипс", "Дамбартон Оукс", "Уоллес" и др. Когда идешь от Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостонский музей искусств, то не можешь понять, что имеют в виду соотечественники, утверждающие, будто в США "нет культуры".
Григорий Каганов, Гарвард: трехсотлетие Петербурга-3 /23.07/
Самые непосещаемые отделы американских музеев - это отделы старой американской живописи. А зря. Ведь само-то их старое искусство отличается замечательной здоровостью и никаких комплексов не обнаруживает.
Сергей Костырко, В поисках Египта-2 /17.07/
Похоже, бессмысленный ритуал с фотокамерой - единственный, что остался современному паломнику. Просто пирамиды слишком большие, чтоб вместить их сразу.
Григорий Каганов, Гарвард: трехсотлетие Петербурга-2 /14.07/
Утверждение новой общероссийской столицы - сперва Москвы, потом Петербурга - никак не обходилось без грубого насилия и без гибели множества людей, большинство которых ни в чем не было повинно. Один вампир стоил другого. А кто из них больше "испил кровушки", неизвестно... Так что вернемся лучше в уютный Гарвард.
Надежда Кожевникова, Jean /08.07/
Что советские граждане могли узнать о реальной жизни в стране, запертые в посольских резервациях? Только в Гаити, одной из беднейших стран в мире, мы оказались избавлены от опеки родного государства. Главное было - продержаться. В людях заложено больше ресурсов, чем они сами полагают, находясь в привычных условиях.
предыдущая в начало следующая
Сергей Костырко
Сергей
КОСТЫРКО
sk@russ.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100




Рассылка раздела 'Путешествия' на Subscribe.ru