Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / Путешествия < Вы здесь
Путин в Полтаве-2
Изумрудный берег вместо родины пиарщика Гоголя (окончание; начало)

Дата публикации:  17 Сентября 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

И все-таки он не приехал. Ни в Полтаву, ни на Сорочинскую ярмарку. Зря, конечно, но это его дело.

Соответствующие службы даже обследовали подземные ходы в центральной части Полтавы (кстати, подземелья XVII - начала XVIII века - это еще одна эксклюзивная достопримечательность города) - на наличие отсутствия каких бы то ни было злоумышленных "фейерверков" - все чисто. Вместо Полтавщины, Сорочинской ярмарки и имения Гоголей-Яновских - Тирренское море, Изумрудный берег и вилла "Чертоза" ("Тихая обитель"). Сложно вообразить, кто более интересный собеседник - президент Украины Леонид Кучма и полтавский губернатор Александр Удовиченко либо же итальянский премьер Сильвио Берлускони, но Путин в последних числах августа отправился именно к последнему.

Сорочинская ярмарка не осиротела. Завсегдатаи подобных мероприятий, московские тележурналисты, божились, что ничего подобного нигде на всем постсоветском пространстве больше не видели. Гениальный пиарщик Гоголь не просто сделал рекламу торговому мероприятию (повесть "Сорочинская ярмарка" как раз открывает "Вечера на хуторе близ Диканьки"), но и увековечил место своего рождения. Ведь родился-то он вовсе не в Васильевке, родительском имении, а в Великих Сорочинцах, в доме доктора Трохимовского (мать его была слаба здоровьем, предыдущие беременности заканчивались неудачно). Через дорогу от дома - уникальный Спасо-Преображенский Собор, выстроенный в начале XVIII века в стиле украинского казацкого барокко далеким родственником Гоголей, гетманом Левобережной Украины Даниилом Апостолом, в этом же соборе погребенном. Там Гоголя и покрестили.

Да, это правда, исследователи не ошиблись: тексты "Вечеров на хуторе близ Диканьки" выстроены именно как commedia dell'arte (комедия масок), поэтому легко поддаются ироническому буффонадному переосмыслению - неотъемлемой составляющей Сорочинской ярмарки с 1966 года является действо с участием героев одноименной гоголевской повести (простоватого Черевика, супруги его Хиври, дочери Параски, жениха Грыцька, черта, цыгана), а также самого Гоголя и персонажей из других его текстов (Солохи, словоохотливого дьячка, "парубков", "дивчат", "молодыць"). В этом году, ощущая, видимо, прилив патриотических чувств и логику развития украинской государственнической идеи, Грыцько и Параска просили благословения на брак у самого Тараса Бульбы. Он благословил.

Однако Гоголь более тонок, нежели его интерпретаторы: ведь главный персонаж "Сорочинской ярмарки" - это вовсе не характерные малороссийские типы, а Красная свитка - кафтан, в котором один весьма влиятельный в своих кругах бес был изгнан из пекла. Есть подозрение, что некоторые высокоповажные в украинском государстве персоны решили не приезжать в Великие Сорочинцы, дабы не напрашиваться на сравнение с Красной свиткой. Ведь такое уже в Полтаве было.

Некоторое время тому назад полтавский пивзавод, чья уникальность в эпоху самостоятельности (недавно его прикупили "донецкие") заключалась в непастеризованном пиве, пытаясь играть на полтавских брендах, выпустил темное пиво "Диканськ╗ вечори". А получилось - почти как с мылом "По Ленинским местам". На этикетке такой разудалый кузнец Вакула хлестал батогом черта, в конфигурации лица, если так можно сказать, которого угадывалась некая весьма высокопоставленная особа. То ли художник, рисовавший этикетку, что называется, "оттянулся", то ли натурщика для образа черта выбрал в теленовостях, но подобное соединение властного дискурса и рекламного брендинга имело колоссальный маркетинговый успех: оказалось, народу уж очень приятно пить пиво, на котором кузнец Вакула расправляется то ли с нечистой силой, то ли с украинской властью. Такой вот синдром пивной "бездержавности". Понятно, черт, особенно с узнаваемой физиономией, - не лучший транспорт для поездок в Петербург за черевичками для подруги: пивзавод заставили поменять этикетку.

Но вот на Сорочинской ярмарке каждый мог выбрать то, что соответствовало бы его социальным потребностям, представлениям о бытии, профессиональным интересам и кастово-варновой принадлежности.

Исключительно для окрестных жителей - грандиозная распродажа "колониальных товаров", а также качели, карусели и комнаты ужасов. Для бизнесменов, промышленников и приватизаторов жизни - представительство большого числа украинских индустриальных гигантов вроде запорожской "Мотор-С╗ч╗", семинары по какой-то бизнес-чепухе и т.п. Кстати, как говорят сведущие люди, общий торговый оборот ярмарки - до четырех миллионов "зеленых" всего за пять дней.

Кроме того - демонстрация полутонных свиней с разноцветными узорами на собственной шкуре, 800-киллограмовой коровы, коней, страусов, перепелов и прочей живности - почти как в фильме "Кубанские казаки". А также волы - легендарные украинские серые волы немыслимых размеров, чье поголовье было полностью утрачено, и только сейчас с огромным трудом восстанавливается - буквально поштучно.

Но самое главное зрелище на Сорочинской ярмарке - для знатоков традиционной культуры и ценителей автохтонной экзотики: фольклорная музыка (одних только исполнителей более тысячи человек!) и народные промыслы - невероятной красоты вышивка, глиняная керамика, роспись по дереву и всему остальному. Это, конечно, надо видеть - Путин, Кучма, Черномырдин и много кто еще лишили себя совершенно эксклюзивного созерцания. А вот Виктор Ющенко приехал. Недоброжелатели говорят: это, мол, у него PR такой хитроумный, но едва ли дело в PR: народная культура, гончарство, резьба по дереву - это как раз то, в чем Ющенко знает толк (помимо пчеловодства и в отличие от PR).

Сразу несколько уникальных, с трехсот-четырехсотлетней историей украинских промыслов стали заложниками киевского мэра Александра Омельченко. Оказалось, их главная проблема - вовсе не отсутствие покупательского спроса (как раз наоборот!), не потеря традиций (пока еще), не нежелание молодежи идти в народное ремесло, а банальное отсутствие каналов сбыта: в той же Полтаве несколько лет назад местная власть почему-то позволила единственный сувенирный магазин с неплохой, надо сказать, рентабельностью, переоборудовать под безликий якобы "бутик" - апофеоз провинциального жлобства (хотя ничего специфически провинциального тут нет). "Последним бастионом" народных художников чуть ли не со всей Восточной Украины оставался магазин "Укра©нський Сувен╗р" на площади Толстого в Киеве. Недавно и его закрыли на "реконструкцию" (читай: перепродадут под супермаркет или порносалон).

Самое удивительное, что прошло время, когда добрая половина выпускников школ, даже сельских, хотела стать киллерами, менеджерами или проститутками: теперь немало и таких, кто готов заниматься народными ремеслами. На Полтавщине всемирную известность имеют гончарный промысел в Опошне, а также вышивки и ковроткачество Решетиловки (эти до сих пор гордятся сколько-то сот квадратным эксклюзивным ковром в здании посольства СССР в США), в соседней Днепропетровской области - яркая, почти спектральных цветов роспись по дереву из села Петрикивки.

Советская власть, как это ни странно, очень даже заботилась о развитии народных промыслов: открывала соответствующие ПТУ, магазины, обеспечивала, как теперь говорится, "информационное сопровождение", "фильтруя" при этом "политнекорректные" элементы орнамента (прежде всего свастику) и религиозную тематику (тот же владимирский Палех - это изначально иконописная школа, перешедшая при социализме на выпуск экзотических брошек и шкатулок).

Теперь же "большие" художественные производства оказались растащенными на мелкие приватные мастерские. С одной стороны, это открывает некоторую свободу творчества, но с другой - той же опошнянской керамике необходим полноценный обжиг, который в домашних условиях невозможен. При советской власти рублей так за 30 можно было купить уникальную авторскую работу - какого-нибудь опошнянского глиняного льва или барана. А вот сейчас керамику сложной проработки практически не найти.

Зато в последнее десятилетие, когда народные промыслы "загибаются", расцветает их интеллектуальное и научное осмысление. Самый популярный в Опошне человек - Олесь Пошивайло, создавший и "раскрутивший" до мирового уровня известности Музей-заповедник украинского гончарства. Книжный бестселлер Сорочинской ярмарки-2003 - метафизически груженая книга Игоря Пошивайло "Феноменолог╗я гончарства", из которой, помимо прочего, становится известно о магических свойствах глины и глиняной посуды, а также о том, что полтавское гончарство - это осколки древнего арийского жреческого культа в честь бога Шивы.

По украинским меркам Полтавщина - это почти Кувейт: по дороге из Полтавы до Великих Сорочинцев (чуть менее ста километров) можно насчитать никак не меньше трех десятков нефтяных вышек. Местные жители утверждают, что много кто из руководства Украины имеет тут "свою" вышку - в смысле металлической конструкции над скважиной, но местные жители почему-то хотят, чтобы было в смысле высшей меры.

В Полтаве постоянно происходит что-то интересное: не успела в Великих Сорочинцах закрыться ярмарка, как разнообразные украинские деятели съехались в Полтаву на 100-летие открытия памятника основоположнику новой украинской литературы, автору "малороссийской Енеиды" Ивану Котляревскому. 100 лет назад это событие стало вехой в процессе формирования украинского национального движения. Сейчас - унылым митингом местных и киевских "просвитян" в поддержку Виктора Ющенко.

И вот уже на празднование 60-летия освобождения Полтавы от немецких захватчиков едут друзья по жизни, на прошлой неделе почти синхронно выдавшие по книжке и ставшие служителями музы Каллиопы (эпическими писателями то есть), Кучма и Черномырдин. И следующим летом - на юбилей освобождения от шведских захватчиков (295 лет Полтавской битвы) еще раз приедут, немного погодя - 830 лет со времени упоминания Полтавы в "Повести временных лет" по Ипатьевскому списку - тоже кто-то хороший приедет, и так бесконечно.

И все-таки в год 300-летия от основания Санкт-Петербурга питерская тема не могла не коснуться "Малого Петербурга": вместо Путина из "северной столицы" в Полтаву в конце августа приехал новый тренер для местной футбольной команды "Ворскла-Нафтогаз" Олег Долматов - тоже в некотором смысле "питерский чекист" (до полтавского контракта тренировал питерское "Динамо"). Задача перед ним стоит никак не шуточная: вывести полтавскую команду в кубок УЕФА.

А вот перед Владимиром Владимировичем Путиным задача стоит посерьезнее: увеличить, как сказано в президентском послании, в два раза российский ВВП. Если иметь в виду скорые президентские выборы, то это не самая сложная задача - прямо в первом туре. И если Путин-I так и не добрался ни до Полтавы, ни до Сорочинской ярмарки, то Путин-II такой возможностью воспользуется точно.

Ну не может "питерский чекист", кадровый разведчик, "человек судьбы", любимец политической фортуны упустить такую уникальную возможность: ведь Полтавщина, и особенно Сорочинская ярмарка - это, ко всему прочему, "незасвеченная" явка, место встречи, которое, как известно, лучше не менять. Когда через год украинские политики будут готовиться к собственным президентским выборам и искать тайных троп к российскому "гаранту", не лучше ли встретиться с ними - как бы ненароком и со всеми оптом?

И судьбы мира, континентальной Европы, евразийского пространства, постсоветского содружества и единого экономического пространства, а тем более украинско-российских отношений можно решать не только в Сардинии - с видом на Изумрудный берег, не только на Южном берегу Крыма, не только в Брюсселе, Москве, Вашингтоне и Лондоне, но и на Полтавщине - в интерьере чудных опошнянских горшков и решетиловских вышивок, на фоне самых "украинских" во всей Украине лесостепных полтавских пейзажей. Ведь не случайно же какой-то период времени, пока гетманом был Даниил Апостол, именно Великие Сорочинцы считались столицей Левобережной Украины. И родившийся здесь гений PR Гоголь - не такой уж и провинциал.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Михаил Голованов, Обыватель приходит в плавках /28.08/
Адлер преображается, избавляясь от уродливого наследия нищего прошлого. По всему побережью - лихорадочное строительство. В отличие от шумного Сочи, в Адлере москвичей немного. Со всей страны туда едут те, кому не по карману заграница, - реальный "средний класс". Местные предприниматели излучают плохо сдерживаемый оптимизм.
Сергей Костырко, В поисках Египта-3 /12.08/
Пустыня, пирамиды, небо, Нил, коптские церкви, изысканная, и при этом строго и властно выстраивающая тебя изнутри мечеть Мухаммеда Али - все это настоящее. И всему этому миру дела нет до нас и наших комплексов. Хотите - смотрите и проживайте увиденное, хотите - нет. Ему все равно. Он - есть. А увидишь ты его или нет - это уже твои проблемы.
Григорий Каганов, Гарвард: трехсотлетие Петербурга-4 /11.08/
Самая симпатичная разновидность американского музея - бывший особняк семьи, завещанный родному городу вместе с коллекциями: "Фрик", "Филипс", "Дамбартон Оукс", "Уоллес" и др. Когда идешь от Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостонский музей искусств, то не можешь понять, что имеют в виду соотечественники, утверждающие, будто в США "нет культуры".
Григорий Каганов, Гарвард: трехсотлетие Петербурга-3 /23.07/
Самые непосещаемые отделы американских музеев - это отделы старой американской живописи. А зря. Ведь само-то их старое искусство отличается замечательной здоровостью и никаких комплексов не обнаруживает.
Сергей Костырко, В поисках Египта-2 /17.07/
Похоже, бессмысленный ритуал с фотокамерой - единственный, что остался современному паломнику. Просто пирамиды слишком большие, чтоб вместить их сразу.
предыдущая в начало следующая
Андрей Н. Окара
Андрей Н.
ОКАРА
aon@mccinet.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100




Рассылка раздела 'Путешествия' на Subscribe.ru