Russian Journal winkoimacdos
2.03.99
Содержание
www.russ.ru www.russ.ru
архивпоискотзыв

Культурный Гид

Сергей Кузнецов

под общей редакцией Сергея Кузнецова
kuznet@russ.ru

В связи с фильмом "Кундун" - тема очередного опроса: "Запад и Восток":

Я принадлежу к западной культуре, и она для меня много важнее восточной
Я принадлежу к западной культуре, но для меня много важнее восточная
Я принадлежу к западной культуре, и обе культуры для меня равно важны
Я принадлежу к восточной культуре, и она для меня много важнее западной
Я принадлежу к восточной культуре, но для меня много важнее западная
Я принадлежу к восточной культуре, и обе культуры для меня равно важны
Нет ни западной, ни восточной культур - есть только отдельные люди

Разумеется, приветствуются дополнительные соображения и частные мнения:

Имя

E-mail


Кино


Кундун

Фильм "Кундун" считается одним из самых сокрушительных коммерческих провалов прошлого года. Стоивший студии Disney 36 млн., он собрал всего 5,5. Это, конечно, не показатель качества (в том же списке - "Китайская шкатулка" Вонга и один из самых удачных фильмов сезона - "Бэйб 2") - просто хитрый лис Скорсезе в очередной раз обманул голливуских боссов, заставив их вложить почти сорок миллионов в проект, который по определению не может принести прибыли (разве что с Китаем поссорить). Вот и в Москве премьера фильма прошла незамеченной в тени новогодних праздников и фестиваля "Лики Любви" - хорошо хоть Киноцентр раз в неделю показывает этот фильм.

В самом деле - кто будет смотреть трехчасовой фильм, в котором нет ни роковых страстей, ни ненависти, ни страха? Да и откуда им там быть, если главный герой фильма - юный Далай-лама, которому и положено бороться с привязанностями и страстями (я понимаю, что слово "бороться" не слишком удачное, поскольку отдает теми же страстями)? Если добавить ко всему этому еще и то, что в фильме не участвует ни одной звезды (да и вообще ни одного белого человека), то станет ясно, что высокобюджетный фильм "Кундун" максимально приближается к идеалу авангардного кино - не то фильмы Уорхолла-Морриси, не то "Догма -95".

Можно сказать, что именно этим фильм и интересен прежде всего - Скорсезе удалось показать, что и вне рамок "action" или "romance" можно снять фильм, который будет держать от начала до конца.

В отличие от "Маленького Будды" Бертолуччи, "Кундун" не разъясняет тупым белым людям сущность буддизма; в отличие от "Семи лет в Тибете" (действие которых происходит в то же время и в том же месте и, частично, с теми же героями) - не концентрируется на проблеме Востока и Запада. Скорсезе просто рассказывает историю маленького мальчика, оказавшегося реинкарнацией Далай-ламы, поселившегося в Лхасе и оказавшегося во главе Тибета в самый, наверное, тяжелый для его народа период - китайской оккупации. Как и Жан-Жак Анно, Скорсезе показывает оккупацию как кошмарный сон героя - но вместо клипового монтажа, напоминающего не то "Пулю в голову", не то "Охотника на оленей", дает один бесконечно длинный план Далай-ламы, сидящего посреди мертвых тел, заполняющих все пространство экрана.

Конечно, как всякий фильм, снятый о Востоке на Западе, "Кундун" провоцирует на дискуссию о том, могут ли западные режиссеры вообще снять что-то путное о принципиально иной культуре, не сбиваясь при этом на фальшь и погоню за экзотикой. Интереснее всего, что в этих дискуссиях обычно принимают участие как раз представители той самой западной цивилизации, которая по ходу дискуссии обвиняется в том, что не может понять своих восточных собратьев. Представителей Востока, как всегда, забывают спросить.

Говорят, что "Кундун" Далай-ламе понравился. Мне - тоже.

5 марта, 21:00. Киноцентр, Малый зал. "Кундун"

Арт


Российский стиль

Любители невольного концептуализма приглашаются на выставку "Российский стиль", которая проходит в павильоне "Культура" ВВЦ (она же - ВДНХ). Выставка посвящена столетию утверждения стиля модерн в России, однако экспозиция состоит из работ современных художников, дизайнеров и стилистов (в том числе экспонируются костюмы к "Сибирскому цирюльнику").

Наиболее примечательно здесь - сочетание рамки с содержанием. ВВЦ - он же ВДНХ - образец сталинского Большого Стиля, словно антиквариат паутиной, оплетено нынче нововведениями постсоветского образца - киосками, кафе, рекламными щитами. И в самом его сердце - павильоне "Культура" - таится предшественник Большого Стиля, русский модерн. Который при ближайшем рассмотрении оказывается новоделом. Время замыкается в кольцо.

На дубу - утка, в утке - яйцо, в яйце - игла. А на кончике иглы - тот самый дуб.

ВВЦ, павильон "Культура", "Российский стиль"

Музыка


А Козел на саксе...

4 марта в Центральном Доме Литераторов (ул. Большая Никитская, д.53, м. Баррикадная) компания Boheme Music представляет концерт-презентацию возрожденного "Арсенала" во главе с Алексеем Козловым. Бывший легендой едва ли не во времена стиляжничества, Козлов крепко-накрепко вписал себя в историю советской музыкальной контркультуры - джаза и рока. Сегодня он возрождает свой "Арсенал" (в новом составе с новой программой, в которую, впрочем, включены некоторые старые хиты) - и зрителям и слушателям предоставляется возможность проверить, насколько исполняемая им музыка способна пережить тот контекст, в котором она исполнялась впервые.

Слово Алексею Козлову:

...Недавно исполнилось двадцать пять лет со дня первой репетиции "Арсенала" - она состоялась 12 ноября 1973 года. Но первые его подпольно-публичные концерты начались в январе 1974 г. В частности, скандально известное выступление 6-го января в Центральном Доме Литераторов, на творческом вечере писателя Василия Аксенова.

Тогда нелегальное исполнение оперы "Jesus Christ Superstar" приравнивалось у нас к идеологической диверсии, а ЦДЛ был цитаделью идеологии, ведь советские писатели считались "инженерами человеческих душ". И вот один из таких "инженеров" протащил на сцену Дома Литераторов никому пока не известный, новый коллектив своего приятеля, то есть меня. Помимо неприемлемой для властей музыки, на этом вечере имело место еще одно пугающее обстоятельство - скопление неизвестно как просочившихся в Дом хиппарей, наводивших тогда ужас на добропорядочное советское население. На том концерте "Арсенал" и "засветился", приобретя свою будущую популярность как в глазах московской молодежи, так и в сознании властей. Травля началась сразу же. Поэтому сейчас мы не зря выбрали ЦДЛ для концерта-презентации нового "Арсенала" 4-го марта 1999 года.

Ностальгия по временам, когда ты еще не жил - странная вещь, недаром ее осмеивает в "Поколении Икс" Коупленд. Нелепо мечтать о временах запрета, о поколении мальчиков и девочек, неожиданно открывших для себя новый мир - и на всю жизнь. Род приходит, и род уходит.

Но, Боже мой, как я им завидую!

4 марта, 19:00, ЦДЛ, ул. Большая Никитская, д. 53, м. Баррикадная, "Арсенал"

Предварительный заказ билетов по телефонам 247-9895, 247-6287.

Те, кто по каким-либо причинам не смогут/не захотят пойти в ЦДЛ, могут в тот же день посетить в ЦДХ музыкальное действо "День журавля" с участием группы "Wa-On" (ансамбля японской музыки при Московской консерватории) и группы исполнителей на ударных инструментах под управлением Марка Пекарского.

4 марта, 19:00, Центр искусств "Столица", ЦДХ (Крымский вал, 10), "День журавля"

В Москву в очередной раз приезжает "АукцЫон". Несмотря на то, что питерцы регулярно сообщают, что не на одном, так на другом концерте были спеты новые песни, я уже больше не решаюсь что-либо обещать поклонникам. Частично потому, что сам не знаю, частично потому, что люди, связанные с группой, говоря на эту тему, конспирируются так, как будто по меньшей мере печатают Солженицына при советской власти или распространяют ЛСД при власти постсоветской. В частности, мне была сказана следующая фраза:

- Я не знаю, будут ли новые песни, но я прошу не ссылаться на меня, когда ты будешь об этом писать.

В таком случае пишут: "Осведомленный источник, близкий к группе "АукцЫон" и пожелавший остаться неизвестным, сообщил, что не располагает информацией по данному вопросу".

Впрочем, уважим волю музыкантов - если я люблю их музыку, мне, вероятно, надо принимать их правила игры. И потому - ни слова о новых песнях. Может, их и нет вовсе.

Суббота, 6 марта, "Драйв" (Раменки, д. 5), 20:00

Воскресенье, 7 марта, "Табула раса" (Бережковская наб., 28)

ТВ-фильмы

Анонсировать фильмы наступающей недели - неблагодарное занятие. Их, честно говоря, слишком много. Для поклонников классики есть "Встретимся в Сент-Луисе" (вторник, 2 марта, ОРТ, 00:20) поставленный Винсенте Минелли, отцом нежно любимой в России Лайзы, и "Римские каникулы" с Грегори Пеком и Одри Хепберн (воскресенье, 7 марта, ТВ-центр, 20:30). Для любителей классики другого рода - "Деменция 13" Френсиса Форда Копполы, снятый им еще под крылом Роджера Кормана (они снимали на одной и той же площадке - Коппола работал, когда Корман ее освобождал, подлаживаясь под его расписание. К сожалению, что снимал в это время Корман, мне неизвестно). Плюс к тому - два фильма Карлоса Сауры по ТВ-Центру. Отрецензировать я решил "Осторожно, двери закрываются" (воскресенье, 7 марта, РТР, 21:00; не иначе как подарок для милых дам) - но особенно рекомендую после его просмотра переключить на ТВ-6 и посмотреть "Я застрелила Энди Уорхола" - независимый хит 1996 года с Лили Тейлор.

Два в одном

Каждый из нас хоть раз да задумывался - что было бы, если б он чуть задержался или, напротив, чуть поспешил: машина бы не сбила, вор бы не вырвал сумочку, мы бы успели вовремя туда, куда опоздали, и не повстречали бы тех, с кем встретились в реальной жизни. Кино и литература охотно эксплуатируют наш интерес: нет недостатка в сюжетах, рассказывающих альтернативные версии одной и той же истории. Кому-то требуется для этого машина времени - а кто-то обходится и без технических приспособлений.

Именно так и поступил известный актер Питер Хоуит в своем режиссерском дебюте "Осторожно, двери закрываются". От множества подобных фильмов его отличает только то, что две альтернативные версии жизни Элен изложены не последовательно, а параллельно. В самых первых кадрах мы видим, как девушка входит в вагон - и одновременно остается стоять на платформе, глядя вслед уходящему поезду. Так же раздваивается ее жизнь: мы видим, как Элен сидит в баре и переживает измену своего бой-френда - и в то же время вместе с тем же бой-френдом радостно выпивает у той же барной стойки.

Подобный сюжет всегда провоцирует зрителя на размышления о судьбе и предопределенности - или, напротив, о произвольности и случайности человеческой жизни. В данном случае создателям фильма удается избежать однозначности: пересечения двух жизненных линий немногочисленны и часто носят демонстративно необязательный характер, как в только что упомянутой сцене в баре. Но вместе с тем в обеих версиях героиня беременеет, в результате несчастного случая попадает в больницу и теряет ребенка. Можно, конечно, сказать, что зачатие, рождение и смерть - деяния, недоступные человеческой воле и, значит, предопределенные заранее. Однако думается, что Хоуит первым бы удивился столь глубокой интерпретации его фильма.

Привлекательность "Осторожно, двери закрываются!" в другом: в течение полутора часов зритель любуется Гуинет Пэлтроу и следит за перипетиями двух равно мелодраматических версий жизни ее героини. Каждая из них, взятая в отдельности, может показаться затянутой и скучной, но, перекрываясь друг с другом, они создают необходимое сюжетное напряжение. К середине фильма понимаешь, что эффектный трюк с раздваивающимся сюжетом нужен авторам только для того, чтобы поинтереснее рассказывать обычные истории о любви, разлуках и встречах. Это, конечно, немного разочаровывает зрителя-интеллектуала, но зато привлекает потенциального любителя мыльных опер, боящегося признаться в своей слабости себе самому. Одним словом - это совсем не "Двойная жизнь Вероники".

В соответствии с этой формулой сложилась и судьба картины: впервые показанная на престижном фестивале независимого кино Сандэнс, "Осторожно, двери закрываются!" не снискала особых восторгов критиков и киноманов, собравшихся в Парк-сити, но, выйдя через несколько месяцев в большой кинопрокат, покорила сердца американского и российского зрителя: в Америке касса была превосходной, а в России Гуинет Пэлтроу была названа лучшей зарубежной актрисой года.

Вчера

Володя "Фыва", известный нашему читателю киноман из Новосибирска, пишет о культурной жизни за пределами Московской Окружной Дороги.


B Hoвосибирске с приходом весны бьет ключом культурная киножизнь! В нашем киноклубе идут ретроспективы раннего Аллена, неизвестных Мурнау и Пабста. Открылся первый кинотеатр с Долби, где идет муть вроде Джо-Блэка. Но главное: несмотря на отмену "Носферату" c музыкой Гедике, к нам впервые года за три привезли новое модное кино на кинопленке! Эгоян и Махмальбаф!!!

Махмальбафа показали "Миг невинности" и "Габбех". Видимо, это все, что в РФ купили из иранского кино для широкого показа. Мне и моим приятелям очень понравилось. Публика перед просмотром "Мига" интересовалась, при шахе был сделан фильм или нет. Дядя, который это спросил, был пьян и на середине ушел. Вообще, все пришли на "Ставки сделаны" Шаброля, а Махмальбафа показали из-за вечной неразберихи. В конце фильма все аплодировали (впервые такое вижу за много лет) и говорили об экзотичности тамошних нравов.

К сожалению, почти все современное кино приходит в Новосибирск после многих интерпретаций западных и столичных критиков, поэтому немного иногда теряется чувство новизны.

Если же честно говорить, то положение с кино у нас хуже некуда. Публика, конечно, ходит какая-то, да ей нужны "Заводной апельсин" или "Гибель богов", а ретроспективу Дж. Дина или раннего Висконти никто особо не возжелал. Фильмы новые Москва нам впервые года за три прислала, кассеты записываем в Москве через всех, кто туда ездит, видеозапись же около метро Китай-город переехала неизвестно куда, так что теперь не знаем, как и быть. В европейской части, думаю, таких проблем поменьше.

У меня, как у иногороднего, есть вопрос к москвичам - почему так мало людей ходят в "Иллюзион"? Когда я там был года два назад, на Форде и Хичкоке было человека четыре (в Новосибирске пришло бы больше), и лишь на "Осенней сонате" - 40 (то же было б и у нас). Что, пресловутое бурление культжизни в столице - миф? Или все ходят в "Музей Кино" из-за удобств? Много ли людей смотрят там сейчас Одзу, интересно...


Читатели, у которых есть версии об угасании "Иллюзиона", могут ответить по указанному выше адресу сами (я так и сделал). Где брать смотреть видео, я уже писал - вот еще раз ссылка.

Все по-прежнему приглашаются делиться впечатлениями о культурно значимых событиях:



Имя

E-mail



Интерактив

Результаты голосования по насилию:

насилие в природе любого человека: 37

в насилии виновата репрессированная сексуальность: 8

причина насилия - в отсутствии веры в Бога: 8

причина насилия - первичная травма рождения: 3

в насилии виноваты масс-медиа: 1

причина насилия - слабость государственных органов контроля: 0

Ну, интернет-комьюнити никогда не отличалось любовью к государственным органам контроля, это понятно. Но вот уверенности в том, что насилие - в природе любого человека, я не ожидал:

Ну это же очевидно! :)) Человек, мне кажется, жесток по своей природе, социализация же лишь пытается вытравить это из него. Хотя, конечно, могут быть другие мнения :) (tipich)

Буллиед тернед булли. Это - главный признак. И бог может быть, и сексуальность не подавлена. Желание реванша - повторяется, как признак - чаще всего. Сначала салабон, потом черпак, потом дед. (Маша из Австралии)

d_e прислал отличную ссылку на статью в журнале "Природа" об агрессии по Лоренцу. Кстати, его книжка "Так называемое зло" по-русски называется "Агрессия". В статье, в частности, проводится в неявном виде различие между агрессией и насилием. Настоятельно рекомендуется, несмотря на отсутствие метафизических горизонтов, ссылок на Батая, де Сада и Станислава Грофа:

У М.Веллера по этому поводу хорошо сказано (да простит меня он, если я его неверно понял :-)) Одна из ведущих человека черт - самовыражение. Не быть серым. Выделяться. Любыми средствами (чья-то (конечно, оригинальная!) прическа, мои (естественно, не попсовые) вкусы, "Rock'n'Roll придумали мальчики, чтобы им легче давали девочки"). В столовке завода, что напротив, дирекция обедает в отдельном углу столовой (огороженном!) по отдельному меню. Меню принципиально не отличается от простого, но и не пересекается. Выделяться! Если не за счет возвышения себя, то... правильно. Хотя в насилии есть составляющая не только от "низложения" соседа, а и от "теперь я крутой, теперь мужчина". А значит, я голосую за п.1 ("В природе любого человека"), частично вследствие п.3 ("репрессированная сексуальность"), п.2 ("масс-медиа") подсказывает только метод, п.6 (вера в Бога) и п.5 (госконтроль) только частично могут временно сдержать/перенести в другое русло. (Green)

Вопрос о масс-медиа не вызвал особого волнения. Только "фыва" решительно заступился за СМИ:

Масс-медиа провоцируют насилие не больше и не меньше, чем другие факторы. Если человек склонен к насилию, то его может сподвигнуть на то любая причина. Сейчас просто такое поветрие - обвинять искусство в резне, уже года через три все забудется или трансформируется в другие высказывания. Но сейчас отвратительно слушать по ТВ откровения душегуба, что разрубить девочку топором его-де подтолкнула дурная книжка или порочный фильм. Услышали ведь где-то, что так говорят, а потом оправдываются, мерзавцы. (фыва)

Один человек все же решился выступить против идеи природной склонности к насилию:

Причина насилия - в отсутствии врожденного отвращения к нему или соответствующего воспитания. Виновато только ближайшее окружение - круг общения, семья. (Владимир Шрага)

Завершить хочется лучшим, на мой взгляд, письмом:

Если понимать широко, то насилие - это то, на чем зиждятся основы нашей жизни, нашей цивилизации, социальных отношений. Любые взаимоотношения несут в себе заряд насилия. Спор - это насилие. Значит, и выяснение истины это насилие. Сама истина часто является насилием над разумом или устоявшимися мнениями. Старение это насилие. Считается, что особенно для женщин. О, женщины, вот кто неустанно поддерживает и провоцирует мужское насилие - по отношению к себе и по отношению к другим в особенности (любимый, будь сильным и агрессивным, тогда ты сможешь защитить меня, а я тебе все-все прощу). Прощение это не насилие, но оно ему часто способствует. Любовь - насилие над тем, кого любишь. Бизнес - ну, тут и объяснять не надо, сплошное насилие, конкурентная борьба, агрессивная рыночная политика, навязчивая реклама. Политика и возникала как упорядочивающая форма насилия. Искусство не насилие, но оно его поэтизирует и помогает адаптироваться к его присутствию в мире. Детство абсолютно насильственно, ибо дети злы, хотя и пугливы. Кругом царит насилие и страх. Все пугают. Попы концом света. Буржуи увольнением. Политики революцией. Публицисты духовным обнищанием. Близкие люди самоубийством. Только и слышно - вам будет больно! вам будет стыдно! страшно! голодно! холодно! одиноко! гореть в геенне!

А метро в час пик? Поубивал бы...

Человек Ненасильственный - немодный и подозрительный персонаж. Психиатр если не отправит его в лазарет, то основательно постарается прочистить мозги. Потому что у него низкая сопротивляемость, отсутствие честолюбия, нежелание делать карьеру, зарабатывать деньги, завоевывать женщину, неспособность кого-либо защищать. Но. Sic. Если мы имеем в виду Человека Ненасильственного как чистое явление, то он ненасильственен и по отношению к самому себе. Это значит, что он не сидит в углу и не оплакивает все перечисленное выше, свою загубленную жизнь и прочие сопутствующие казусы. Он способен на страдание и на сострадание. Он не бездеятелен. И... он не боится. (Дмитрий Кудрявцев)

Предыдущий выпуск Следующий выпуск

© Русский Журнал, 1998 russ@russ.ru
www.russ.ru www.russ.ru