Russian Journal winkoimacdos
18.08.1997
Содержание
www.russ.ru www.russ.ru
Критика архивпоискотзыв

Новая хронология

Дмитрий Стахов

Что есть История? Предание: "Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, пред переселением в Вавилон"? Сухой факт: "Наступление началось в 4.30 утра после сорокаминутной артподготовки"? Комплекс общественных наук, по преимуществу гуманитарных (анализ текстов, лингвистика и пр.), но в последнее время все чаще и чаще включающий в себя и науки точные (спектральный анализ, математика)? Или же История - это эмоциональный, проникнутый личным отношением рассказ об имевшем место событии: "Господи! И тут я впервые узнал - Маша мне изменяет с каждым встречным!"?

Вопрос не праздный, тем более сейчас, когда многие ищут в Истории не ответов на вопросы "кто мы?", "зачем?", "откуда?", не спрашивают ее "кто виноват?" и, следовательно, "Почему все-таки Маша мне изменяет?". Они хотят получить ответы на другие, не менее животрепещущие вопросы типа "куда мы идем?" и "что делать?". Действительно, их усилиями История постепенно становится - если уже не стала! - футурологией. В ней прошлое наполняется ассоциациями и параллелями с настоящим и обращается в будущее. Ее персонажи переносятся в сегодня, меняют котурны на ботинки "Доктор Мартенс", тунику на турецкую подделку под "Ливайс". Правда, как ни крути, при всей мотивационной общности человечества люди прошлого и думали, и чувствовали иначе. Но это так, превратности метода...

Вот и академик, доктор наук, профессор, завкафедрой МГУ Анатолий Фоменко нашел в Истории свой путь. Вернее - он повернул Историю таким боком, каким ее повернуть никогда не удосуживались. Никто. Нигде. История в пытливых руках академика лишь пискнула, раздавленная мощью математики. Справедливости ради надо признать, что Анатолий Фоменко искал в Истории свой путь долгие годы. Начав с ней заниматься еще в застой (вероятно, скромным аспирантом, в свободные минуты между подготовкой автореферата кандидатской и продумыванием меню для банкета), приобретя регалии и звания, он решил-таки выпустить четыре тома своих исторических прозрений. Решил - и выпустил, что, в общем-то, в очередной раз подтверждает пока еще непривычный тезис: Россия - свободная страна.

Строго говоря, поворот Истории Анатолием Фоменко есть не что иное, как принципиальная, крайне решительная и не оставляющая противнику никаких шансов разборка академика со Временем. Схлопывание или пожирание Пространства - дело, несомненно, более трудное. Если не сказать - трудоемкое. Тут как минимум могут попросить продемонстрировать результат. Но Время, особенно в ХХ веке, после Альберта Эйнштейна, потеряло свой ореол. Время, как и все остальное, стало относительным. Время стало такой же обыденной штукой, как фильтры для воды и шампунь от перхоти. Но в том, что академик первым обратил пытливый взор на Время Истории и, распластав его, препарировал, чтобы потом небрежно выбросить вон, сопроводив свои действия решительным: "Все время Время нам врало!", - его несомненная заслуга.

Дабы не утомлять мелочными подробностями, выделим зерно, суть метода: при анализе дат солнечных затмений Анатолий Фоменко обратил внимание на то, что затмения, о которых древние летописцы просто обязаны были черкнуть пару строк на папирусе (глиняных табличках, пергаменте, собственной коже или коже наложницы), оказались не отмеченными, а вот случившиеся значительно позже - примерно на тысячу лет! - свое отражение нашли. И Анатолий Фоменко после некоторых вычислений сделал далеко идущий вывод. А именно: История в том ее виде, как учат в школе (институте, в популярной и не очень литературе, рассказывают научным языком или по типу: "Была такая маза, пацаны!"), ложна и старше реальной (в понимании Анатолия Фоменко) как минимум на тысячу лет. Античности не было, так как античность придумали зловредные летописцы в Средние века. Татаро-монгольского нашествия не было, так как не было самих татаро-монголов. Христос жил в XI веке от Рождества... Одним словом - Христос жил не две тысячи лет назад, а восемьсот, Хорезм находился в Костроме, Куликовская битва имела место в Москве, Кана Галилейская не что иное, как Канны на Французской ривьере, имя Батый происходит от доброго русского слова "батя", а Иван Грозный распадается на минимум трех меж собой не связанных людей, коими, однако, ловко манипулируют заговорщики, призванные в угоду неким темным силам не просто исказить и переиначить Историю, но и завести в тупик саму Россию.

Для человека, к такому повороту не готового, экзерсис академика может оказаться суровым испытанием. Следует допустить, что некоторые из читателей изданных Учебно-научным центром довузовского образования четырех томов в настоящий момент активно ищут свое собственное, неотъемлемое, личное время. Если уж начал присутствовать на разборках со Временем, то будь готов к тому, что Иисус Христос и не родился в яслях от матери-еврейки, а жил себе в Антиохии (которая, по мнению академика, одно и то же с городом Тир) под именем Исы Христофора и был убит, как и Спаситель, копьем. Почему? Странный вопрос! Да потому, что за убийством Исы последовало солнечное затмение, такое же, как и описанное в новозаветной литературе, но новозаветное не имеет строгого астрономически-математического подтверждения, а затмение 968 года - имеет! Вот и вся недолга! Раз - и нету Иисуса! Тут почти по Федору Михайловичу - если Иисуса нет, то и Хорезм в Костроме смотрится вполне ничего.

Однако следует признать, что - даже при самом благожелательном отношении к академику Фоменко! - для его теории существуют непреодолимые барьеры. Скажем, опираясь в своей критике Истории на Радзивилловскую летопись, справедливо находя в ней натяжки и просто несуразицы, и делая справедливый вывод о том, что История - пардон, история! - может быть подлачена и прилизана в угоду властям предержащим, академик забывает, что помимо этой летописи существуют еще многие источники, на которых пытливый историк сможет построить свою теорию. Скажем - другие летописи, а также западноевропейские, восточноевропейские и восточные хроники, актовые материалы, берестяные грамоты, сфрагистические материалы, материалы эпиграфические, археологические, исторической географии, церкви, книгописания, литературы и, наконец, искусства. Получается ситуация, когда академик судит об Истории примерно так, как судит о слоне слепец, обнимающий слоновью ногу. Иными словами, стоит лишь отнестись к трудам Анатолия Фоменко всерьез, как его исторические конструкции разваливаются, погребая под собой автора. Причем развал начинается с якобы мелочей. Например - Ладожское озеро никогда не находилось под Псковом (так у Фоменко), а еврейское письмо никогда не было иероглифическим хотя бы потому, что письмо евреев было и остается алфавитным, в отличие, скажем, от письма японцев. То есть - теория академика, несмотря на поддержку кандидатов наук, аспирантов и тьмы апологетов, теорией быть не может. Тем более - теорией Истории. Так что же это, о всемогущее Время, что?!

Ответ напрашивается сам собой: труд Анатолия Фоменко "Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима" (в соавторстве с Глебом Носовским), а также самостоятельный труд "Новая хронология: античность в Средние века" суть конспекты сразу нескольких блестящих в потенции романов. Причем романов настолько постмодернистских, что великий и страшный Владимир Сорокин вкупе с Пелевиным, Буйдой, Шаровым, Бородыней и другими мастерами пера тут отдыхают. Первейшим и важнейшим моментом всех романов-конспектов служит ЗАГОВОР. То ли заговор переписчиков летописей в XVI веке, перед которыми узурпаторы принадлежащего (мнение Анатолия Фоменко) рюриковичам-батыевичам-казакам-ордынцам-георгиямпобедоносовичам трона Романовы ставят задачу - историю переделать, переписать заново так, чтобы никто не усомнился в законности их, романовских, прав. В XVII веке, когда Романовы начинают соединяться династическими узами с немецкими князьями и принцами, к решению этой задачи подключаются всякие Шмидты и Мюллеры, специально засланные в Россию ненавидящей немчурой, чтобы намертво привязать Россию к Германии, к миру западному... Или это заговор средневековых монахов и затворников, которым для вящего управления миром и странами требуется апелляция к давнему прошлому, и тогда прошлое создается путем весьма трудоемким, но совершенно литературным: вся античность, все комедии, трагедии, философия, поэзия - вместе с бытом, войнами и даже усладами в обществе гетер - "пишется", сочиняется, а потом уже написанное втюхивается тупому и необразованному, а главное - не приобщенному к тайне большинству. Согласитесь - какая вера в Слово! Какой совершеннейший идеализм и какие в нем сила и всепобеждающая страсть!

Пронизанные заговорщицким духом сюжеты выстраиваются в длинный ряд словно для того, чтобы некий, не рожденный еще смертной женщиной литератор-олимпиец выбрал из них тот, который, будучи воплощенным, поразит всех и вся. Например, сюжет о пребывании царя Петра Алексеевича в Кенигсберге и о том, как немцы подсовывают царю, мечтающему обмануться, пресловутую Радзивилловскую летопись. Или сюжет о казачьих войсках, возникших, оказывается, еще в X веке, о том, как казачки воевали, нападали, защищались, а потом в их среде объявился Батый-Батька-Батя, простой русский хлопец, который не поладил с князьями Суздальскими-Владимирскими-Киевскими и прочими, пошел на них войной и всех их победил. В сюжет этот, кстати, вполне вписывается и модный сейчас экскурс в область языкознания, выясняющий происхождение самого слова "казак" и приводящий к удивительному открытию: раз "казак" в переводе с тюркских языков значит "гусь белый" или "лебедь белый", а также потому, что гусь - любимый и распространенный символ у немцев, то нет сомнений в историческом родстве казаков с германцами! Причем логика столь сокрушающе чиста, что и знаменитый персонаж из "Двенадцати стульев" (вот она, перекличка жанров, времен, стилей, столь любимая постмодернизмом!), настойчиво спрашивавший жену: "Мусик! Где же гусик?", становится по правилу силлогизма и казаком, и, соответственно, германцем. Здесь и сюжет романа о поисках Бога, основанный на версии о религиозном расколе XV века, в результате которого христианство, возникшее, если кто забыл, всего-то за четыре века до того, распадается на православие, латинство и мусульманство. Здесь и уже упоминавшийся сюжет о том, что знаменитая битва на Куликовом поле произошла в Москве и что решались в ней исключительно внутренние дела Московского государства. Это, конечно же, и сюжет о Тимуре, о метаниях профессора Герасимова, которого заставили придать реконструированному облику колченогого монголоидные черты в угоду официальным историческим воззрениям, хотя на самом деле Тимур был нашенским (не замай!), да к тому же еще и Александром Македонским, коего не было вовсе, как и всей античности, разумеется. Здесь и еще один сюжет, который является подлинной сердцевиной, средоточием творческих сил, питающих феноменальные по затратам ресурсов работы академика Анатолия Фоменко, его коллег и соавторов.

Нащупать сей сюжет не так-то просто, но любой, кто возьмется за чтение многотомных сочинений академика, рано или поздно на него выйдет. Это сюжет о евреях. Согласен - банально, надоело, не все в России евреи, среди евреев много и неевреев, еврей это скорее не национальность, а способ видения и делания, вживания в окружающее и выживания в нем. Согласен - о евреях говорят слишком много, но ничего поделать не могу: главный персонаж самого главного романа-конспекта - евреи! Академик подступает к этому роману так, как белый медведь к лунке с тюленем: закрыв лапой нос и глаза. Как бы на ощупь, но с сознанием правоты. Он забрасывает пробный шар: крестовые походы! О лукавство! Оказывается, Анатолий Фоменко для своих сюжетов без зазрения совести использует источники, которые для исторических конструкций он, не моргнув глазом, объявляет фальшивками. Так, крестовые походы, по его мнению - и по мнению хронистов Средних веков! - преследовали в качестве одной из целей борьбу христиан в союзе с их временными противниками мусульманами (монголами у Фоменко) против извечных врагов и тех, и других: иудеев. Походя академик выводит слово "мусульманин" от названия города Мосул в Малой Азии, где якобы в XIV веке (!) жили христиане-несториане, и породившие религию, которую ныне исповедуют добрых два миллиарда человек, провоцируя и в этом сюжете возможности для сшибки лингвистических потоков: трудно даже предположить, что Анатолий Фоменко не знает происхождения арабского слова "muslim" и другого арабского же слова "islam". Он прекрасно все знает, а совершает такой маневр исключительно ради еще более полного вовлечения читателя в сюжетные линии своего выдающегося романа-конспекта, в котором постепенно проясняется и главный ход. Не было никакого Древнего Израиля, не было никакой истории евреев, не было и самих евреев. Не было ничего! Израиль располагался со своими двенадцатью коленами на Балканском полуострове; фараон был на самом деле не фараоном, а византийским императором Константином; бежали преследуемые не через Красное (Чермное) море, а через Черное; евреи - это отпавшие от христианства и примкнувшие к врагам рода человеческого бандиты, Иерусалим не Иерусалим, а Константинополь, да и история евреев придумана для затуманивания ясного сознания читающего книги академика Анатолия Фоменко, и вообще - оставьте вы меня в покое, понятно? Не мешайте возделывать свой сад, растить свои плоды и вкладывать их в руки тому, в ком нет лукавства. Уф!

Прибавить практически нечего. Конечно, многое еще осталось за скобками, но разве возможно в рецензии на четырехтомник показать на четырех-пяти страницах все своеобразие оригинала? Таких рецензентов уж нет. Посему позволю себе продемонстрировать образец стиля и аргументации автора взятой наугад цитатой.

Итак, цитата: "По-видимому, "Фракия" и "Франция" слова одного и того же корня (одно произошло от другого). Ясно, что средневековые историки могли путать "фраков" - жителей Фракии - и "франков", что приводило к существенной географической перелокации событий. В результате этой путаницы Константин Великий - Алексей I Комнин, - перенесший столицу Империи во Фракию (в Константинополь), был смешан историками с "франкским" (франко-германским) королем XIII века Фридрихом II Гогенштауфеном, и в результате получился образ Карла Великого в фантомной Империи каролингов..." Когда я процитировал это одному скромному профессиональному историку, историк долго и пристально смотрел на меня. Потом вздохнул. Потом, ни слова не сказав, пошел прочь. Я его окликнул. Он отмахнулся и, лавируя меж машинами, рискуя жизнью и здоровьем пересек в запрещенном месте оживленную автомагистраль и пропал в чахлых посадках полосы отчуждения. Жалко человека...

Ну а тираж "Новых хронологий" 5000 экземпляров; продавцы книжных магазинов настойчиво советуют купить эти книги и обижаются, если сразу не бежишь в кассу. Мы присоединяемся. Пусть будет и такое.


www.russ.ru Содержание РЖ Архив Форумы Антологии Книга на завтра Пушкин Объявления
Бессрочная ссылка Новости электронных библиотек Монокль Пегас Light
© Русский Журнал, 1998 russ@russ.ru
www.russ.ru www.russ.ru