Русский Журнал
Win Mac
Unix
Dos
30.01.1998

Владимир Бибихин. Мераб Мамардашвили. Лекции по античной философии.


Уважаемый читатель! Вы можете вступить в полемику с автором этой статьи, написать о ней , который будет опубликован на этой странице.

У автора рецензии полное отсутствие понимания смысла книг Мамардашвили...

28.2.2009 22:42
Александр
Таллин, Эстония.


ужас

15.9.2003 13:1
таня
х-м, р.


Пытался почитать и заснул в туалете.После этого текста вообще не спал неделю.Пью таблетки для сна!!!

23.4.2003 8:38
Бадик
Уренгой, Крыжополь.


Такая несусветная ХРЕНЬ что читать невозможно.Для кого она написана не понятно.Чтоб вы здохли!!!

23.4.2003 8:35
Чукаев Станислав
Самара, Индия.


Боже мой какая это хуйня. Я всю ночь не спал из-за этого козла.

30.10.2002 8:18
Бурносов К Э


Как всегда великолепный текст Владимира Бибихина на сей раз мешает понять, что же в самом деле написано в "Лекциях по Античной Философии" Мераба Мамардашвили.
Ровно никакого "ожидания неслыханных благ", которые на нас посыплются, когда нам развяжут руки, в работах Мераба Мамардашвили не сыскать.
Философствование Мераба Мамардашвили, как всякое подлинное философствование (отчасти и шаманящее как всякое истинное философствование, в том числе и самого Владимира Бибихина)
подсветило российское бытие с весьма непривычного ракурса.
Непривычного именно для традиции российского самопознания. Мамардашвили говорит вот что: философские рефлектирующие суждения внутри российской интеллектуальной
традиции не получаются. "только там где есть бытие можно, что-то высказать". А вот бытия то и нет. Есть "ситуация сцеплений, сцепились поезда, российские нравы; никто ничего не совершал; никто не хотел ни добра ни зла, но что-то свершал..." И осмысленные суждения не получаются, мышление
с нехорошей неизбежностью сваливается в дурную бесконечность.
О чем бы ни рассуждал Мамардашвили: о Прусте, Канте или Гераклите он все время удерживает в поле зрения вот это: возможность суждения, а возможность эта появляется только одновременно с сильно развитыми формами, острая нехватка этих форм в российском питательном бульоне и не позволяет перекачать этот бульон в российское бытие.
Мамардашвили вовсе не случайно обращается к грекам, Канту и Декарту, то есть туда, где ясность самоценна. Он пытается, размышляя о России, черпать ясность и почтение к отточенной
форме именно там где их можно почерпнуть.
И уж вовсе неуместною глядится концовка работы В. Бибихина,
я даже привкуса "перекладывания решений на других" не ощутил в философствовании Мераба Мамардашвили.
Ни у кого другого в русской интеллектуальной традиции Вы не разыщете такого пафоса "самостояния" и ответственности как
у этого русско-грузинского Картезианца.
Дело не в том что Бибихин ругает Мамардашвили. Кто-то из
великих философов сказал, что предпочел бы, чтобы его толковал его злейший враг, сведущий в философии, нежели лучший друг-невежда. Дело в другом. Мамардашвили мыслит вовсе не о том, что подпало под критику В. Бибихина.
Эдуард Бормашенко

25.1.2001 20:0
Бормашенко Эдуард
Ариэль, Израиль.




В начало страницы
Русский Журнал. 30.01.1998. Владимир Бибихин.
Мераб Мамардашвили. Лекции по античной философии.
http://www.russ.ru/journal/chtenie/98-01-30/bibih.htm
Пишите нам: russ@russ.ru