Russian Journal winkoimacdos
14.10.98
Содержание
www.russ.ru www.russ.ru
архивпоискотзыв

Культурный Гид

Сергей Кузнецов

под общей редакцией Сергея Кузнецова
kuznet@russ.ru

Предуведомление

"Культурный Гид" - новый проект Русского Журнала, возникший на месте "Монокля" и "Пегаса Light", закрывшихся в связи с внутренней исчерпанностью (подробности смотри здесь и здесь). В "КГ" мне хотелось бы добиться большей информативной насыщенности, чем это было возможно в предыдущих проектах, сохраняя, по возможности, те плюсы, которые в них были - прежде всего интерактивность.

Подобно "Моноклю", "Культурный Гид" будет выходить по вторникам и состоять из нескольких разделов: в первом будут различные опросы читателей и их обсуждение, во втором - анонсы культурных событий грядущей недели, а в третьем - рецензии на события недели прошедшей. Надеюсь, что каждый читатель найдет себе что-нибудь по вкусу. Отзывы, дополнения и письма, как всегда, приветствуются.


Итак, после долгого перерыва я снова с вами, дорогие читатели. Вопреки подозрениям, перерыв был связан вовсе не с потрясшим страну (и мир) кризисом, а с моим несколько затянувшимся отпуском, которым я поспешил от кризиса загородится. Потому откомментировать кризис в процессе его зарождения мне не удалось, и в качестве компенсации я предлагаю специальный опрос, ему посвященный:

Как, по-вашему, сказался кризис на культурной насыщенности вашей жизни?

Я стал меньше работать, и освободилось время для культурного досуга
У меня (была) депрессия, и мне было не до того
Приходится столько работать, что на всякую ерунду просто времени не хватает
На насыщенности моей культурной жизни кризис никак не сказался
Я живу не в России, и ваш кризис меня не особо затрагивает

Другие ответы:

Имя

E-mail


Кино

Красный смех гуляет по стране

В "Кодаке-Киномире" продолжается показ последнего фильма Стивена Спилберга "Спасти рядового Райана". Мои постоянные читатели наверное уже догадались, что я вряд ли отношусь к поклонникам этого фильма. Он, впрочем, в высшей степени симптоматичен: по натурализму и жестокости "Рядовой Райан" оставляет далеко позади самые кровавые независимые картины. После него стало окончательно ясно, что насилие из феномена контркультуры превратилось в арсенал приемов Общества Спектакля. Добавьте немного гуманистической морали - и показывайте, что хотите.

"Он пугает, а мне не страшно", - написал Толстой, имея в виду другое произведение об ужасах войны - "Красный смех" Леонида Андреева. На самом деле это не про Спилберга, ибо нас даже не пугают. Времена "Челюстей" и "Дуэли" давно прошли.

"Кодак-киномир"

Было двенадцать разбойников

В Доме Ханжонкова показывают новый фильм Отара Иоселиани "Разбойники. Глава VII". Два года назад его показывали в Венеции и Риге, но с выходом на большой экран он несколько подзадержался - возможно, Иоселиани что-то в нем изменил. В свое время режиссер так объяснял замысел картины:

- Когда я увидел, как Ростропович играет у Берлинской стены, я сразу понял, что раз такой опытный коммерсант оказался здесь, значит и мне надо снять что-то современное, смешное и, разумеется, коммерчески-успешное.

Получившийся в результате фильм структурно повторил "Фаворитов луны" на материале грузинской истории (средневековой, сталинской и современной). К сожалению, гражданская война и разрушение старого Тбилиси изменили Иоселиани, подвигнув его на несвойственный ему ранее пафос и примитивную риторику, в результате чего "Разбойники" производят грустное впечатление конъюнктурного фильма, опоздавшего лет на пять.

"Дом Ханжонкова"

Литература

Сегодня (в среду, 14 октября) в библиотеке им. А.П.Чехова (Страстной бульвар, 18, возле метро "Чеховская" в 18.00 Сергей Летов примет участие в презентации новой книги Вардана Ваджрапетяна "Число Зверя", посвященной Холокосту. Книга не содержит ничего, кроме цифры 6 000 000 - числа еврейских мучеников Холокоста.

Сегодня же в сахаровском центре состоится вечер памяти поэта, прозаика и литературного критика Юрия Карабчиевского, трагически погибшего шесть лет назад. Начало - в 17-00.

Сахаровский центр, Земляной вал, стр 6

Театр

Петушок вспорхнул со спицы

Наиболее примечательным спектаклем наступившей недели на наш взгляд является "Золотой петушок", поставленный на сцене Московского ТЮЗа Камой Гинкасом. Сама по себе пушкинская сказка вызвала в последние годы особый интерес благодаря смелой и необычной интерпретации, предложенной Александром Эткиндом в его книге "Содом и Психея" (исследователь был склонен трактовать "Петушка" как рассказ о неудачной попытке слияния магической и светской власти - неудачной потому, что носители этой власти (царь Додон) должны отказаться от своего пола, пойдя на радикальную - наподобие скопческой - трансформацию тела, что символизируется в требовании скопца отдать ему девицу). Велик соблазн именно этим объяснить обращение одного из ведущих театральных режиссеров к жанру детской сказки (редкий случай в современной российской театральной практике!). Впрочем, верны ли наши предположения лучше всего убедиться сегодня, 14 октября в 11 утра.

Московский ТЮЗ

16 октября в 19.00 в Театре на Перовской состоится премьера пьесы Юрия Мамлеева "Свадьба с незнакомцем" (режиссер - Кирилл Панченко). Это первая театральная постановка в России драматургии скандально известного писателя, кумира интеллигенции 70-х - 80-х.

Адрес театра: ул. Перовская, д. 75 (метро Новогиреево, последний вагон из центра, выход налево). Телефоны для справок: 370 3800, 370 8688.

15 октября в 19.00 состоится прогон пьесы. Аккредитация для прессы - по указанным выше телефонам

Музыка

Немного счастья нам на счастье дай

Мир музыкальной моды причудливо делится по социальным слоям. И речь не идет о попсе в ее чистом виде (желающие могут отправиться в "Россию" на вечера Игоря Крутого), а о музыке разной степени культовости. Для кого-то все еще актуален БГ или Летов, для кого-то - "Мумий Тролль" или "Сплин". Но люди, захватившие стадионы, обложки журналов и первые строчки хит-парадов - это всегда люди вчерашнего дня. Будущее принадлежит тем, чьи кассеты еще не продаются, но которых уже вовсю слушают позавчерашние почитатели Ильи Лагутенко.

Исходя из этого, уже весной можно было смело назвать имя человека, которого будут в 1999 году слушать "правильные люди": это Псой Короленко, давший несколько концертов в Москве и Питере. Особую гордость испытывает автор этих строк: едва ли не первый текст о Короленко был напечатан в "Пегасе Light" Максимом Семеляком. И вот в конце недели Короленко собирается дать концерт в клубе "Золотая Лужа". Адрес - Лужнецкая наб., д. 2/4, ехать от м. Парк Культуры на 79 троллейбусе. Начало в 8 вечера, цена 30 рублей. Программа называется "Litanics & Laments of Northern Russia" ("Плачи и Причитания Русского Севера"). Более подробный рассказ о Псое Галактионовиче отложим до следующего выпуска. Интересующихся же его прозаическими экзерсисами уже сейчас можно отправить по адресу www.shtetl.boga.net.

Фирма "Moroz records" подготовила к выходу новый CD альбом группы "Центр" Василия Шумова, под названием "Центромания. Стадия Радио Совдеп". На альбоме звучат ремиксы известных песен, сделанные в стиле "техно". Вся музыка записывалась в студии "Lavausa" в Лос-Анджелесе с использованием компьютерных технологий. Альбом имеет одноименное название с web-сайтом "Radio Sovdep", основателем которого является В. Шумов.
Информация предоставлена art-группой "NewMediaMan".

Искусство

Реклама - двигатель торговли

Впрочем, не только торговли, но и искусства. Неслучайно именно из недр самого капиталоемкого из всех искусств вынырнул Энди Уорхолл - славный Папа поп-арта, наложивший отпечаток на весь арт последней трети века. Если же мы вспомним целую армию режиссеров, начинавших с создания рекламных роликов (от Жене и Каро до - простите - Юрия Грымова), то картина влияния рекламы на искусство окончательно проясниться. Поэтому нет ничего удивительного, что фирма Martini проводит выставку "История создания образа" в Музее Личных коллекций, имея, к тому же, в виду, что Мартини по мере сил способствует развитию искусств, например, регулярно выступая спонсором различных кинофестивалей. Наиболее интересно в этой истории, однако, то, что к проведению выставки ее организаторы подошли серьезно: полгорода обклеены афишами и рекламными постерами с красавицей, имитирующей какую-то восточную статую, и надписью "Мартини". Многие принимают этот плакат за рекламу напитка и торговой марки, тогда как речь идет о рекламе выставки. В конце концов, это логично - выставка о рекламе должна хорошо рекламироваться. Не пропустите - открытие 16 октября.

А заодно - если вы еще этого не сделали - зайдите в соседнее здание на выставку Сезанна и его русских поклонников.

Музей Личных коллекций

ТВ:сериалы

Там, где-то там

Трудно не заметить появления на канале ОРТ долгожданного конспирологического сериала "Секретные материалы" (X-files). Теперь не только зрители REN-TV смогут проследить за расследованиями легендарных Мадлера и Скалли, ставших героями самого успешного телепроекта девяностых. В отличие от "Твин Пикс" это настоящий сериал, который может длиться бесконечно - один сезон, два, три, пять... "Правда где-то там", - гласит рекламный слоган. И это верно: весь сюжет "Материалов" по сути представляет собой бесконечное путешествие двух секретных агентов от начала к концу сальериевского афоризма: "там" означает не на Земле и не выше - а вне всего, за пределами, доступными нашему разуму.

(суббота, ночь, ОРТ)

ТВ: фильмы

Огромный такой секрет

В воскресенье ОРТ показывает "Секреты Лос-Анджелеса". Один из самых нашумевших фильмов прошлого года, собравший в Северной Америке почти все призы кинокритиков (каковых дается огромное количество - едва ли не во всех крупных городах), обычно оставляет европейцев равнодушным. То есть, да, неплохое кино, но не более того. Обычный детектив, разве что с легким киноманским шиком: по ходу дела герои раскрывают преступную сеть, поставившую на поток превращение проституток в двойников кинозвезд с помощью пластических операций. Кинозвезды никому, кроме киноманов, неизвестны, потому что действие происходит в пятидесятые годы, а средний европеец не очень-то хорошо знает американское кино полувековой давности. Американцы знают его, естественно, лучше и отдельно отмечают мастерскую реконструкцию давно ушедшей эпохи. Одним словом, есть два способа получить удовольствие от просмотра этого фильма:

ОРТ, воскресенье, 22-00


Медный гость

В прошедший четверг в кинотеатре "Пушкинский" состоялась премьера фильма "Смертельное оружие-4". Это событие не заслуживало бы подробного разговора, если бы премьере как таковой не предшествовало открытие памятника... Мэлу Гибсону. Памятник - медная фигура в человеческий рост - был установлен прямо на ступенях лестницы, ведущей ко входу в кинотеатр. Во время двадцатиминутного конферанса со статуи торжественно сняли покрывало - и зрители могли созерцать творение двух необъявленных питерских художников, отвлекаясь только на вопросы викторины ("Какое воинское звание было у Риггза? А цвет его глаз вы помните?"). После того, как победитель викторины был определен, ведущий провозгласил "А теперь все пойдемте смотреть этот замечательный фильм!" - и все пошли. И памятник вместе со всеми. Только в этот момент стало ясно, что никакой статуи не было в помине - а был затянутый в медную фольгу человек (неужто сам Гибсон?), в течение получаса талантливо изображавший памятник.

На первый взгляд подобный подход можно только приветствовать, поскольку вместо того, чтобы загромождать улицы столицы памятниками чужим амбициям и безвкусию, лучше перейти не создание одноразовых объектов, благополучно покидающих место воздвижения сразу после завершения соответствующего празднования. Представьте себе, что установленные на бульварах памятники Есенину и Высоцкому в один прекрасный миг встряхнутся и удалятся, один - под сень рязанских берез, а другой - не то в Париж, не то на Таганку. Короче, прочь с наших глаз.

Стоит, однако, представить себе, что подобная судьба постигает творения неистового Зураба Церетели, как гибсоновская акция предстает в своем подлинном - и довольно зловещем - свете. Петр Первый, шагающий по улицам города (пусть даже с рулевым колесом в руке) слишком напоминает своего тяжелозвонкого двойника с брегов Невы, чтобы мы и далее могли игнорировать национальные особенности русского отношения к статуям. Между тем еще со времен Р.Якобсона известно, что ожившая статуя не несет ничего хорошего - по крайней мере, в поэтике Пушкина, который, как известно, наше все. Исследователи совершенно справедливо указывают на связь в русской культуре мотива ожившей статуи с апокалипсическими настроениями. Иными словами, оживший Мэл Гибсон не предвещает нам ничего хорошего, хотя он не Петр Первый, не Коммандор и даже не Золотой Петушок. Применительно к нынешней ситуации это, вероятно, означает, что кризис будет усиливаться.

Анна Эйдис

Читатели продолжают присылать свои эстетические впечатления. Олег Пащенко делится своими впечатлениями о фестивале графического дизайна и компьютерной живописи "Графит":

(начало цитаты)

Почему же именно Дэвид Карсон? Я хочу сказать, почему Дэвид Карсон, явление, во многом обусловленное специфически североамериканским отношением к алфавиту, художник, вдохновленный небрежностью невадского жаркого воздуха, перемешивающего литеры пыльных вывесок с горячими сухими запятыми ящериц на обочине шоссе шестьдесят шесть? Что общего у безответственного нестарого американца, чьи упражнения в латинской типографике более всего напоминают нам, носителям строгой графической традиции, о нашем дерзком студенчестве, и у правильного московского дизайнера? Строгие идеальные линии московской школы, абсолютный перфекционизм в отношении к форме производимого нами графического ряда, - как это сочетается с шумом, разрушающимися фактурами и приблизительными, необязательными подробностями работ Карсона?

Глупо было бы задавать эти вопросы главным московским носителям современной нам русской графической культуры, потому что глупо было бы рассчитывать на членораздельный с их стороны ответ. Поза, в которой сегодня стоит большинство из взятых в рассмотрение московских художников, настолько убедительна и достаточна с нравственной точки зрения, что исключает любое обсуждение.

Иными словами, сегодня попросту бессмысленно обсуждать тенденцию с точки зрения конца тысячелетия, крушения постмодерна, или с любых прочих привычных точек зрения. Любая рефлексия по поводу того, с какой удивительной неизбежностью все лучшие московские художники одновременно становятся приверженцами одной и той же графической и вообще культурной идеи, неуместна, потому что с необходимостью подразумевает оперирование такими утратившими свою риторическую мощь понятиями, как ответственность или авторство.

Разумеется, можно предположить, что воплощенная для нас в Карсоне (или, скажем, в Tomato Project) идея настолько непобедима, что всякий хороший художник, будучи существом чувствительным и внимательным, а следовательно, уязвимым и слабым, почтет за лучшее избрать (по крайней мере, на время) участь солдата, умалиться до размеров частицы большого целого; другими словами, предполагается, что иногда в истории культуры, в том числе визуальной, наступают периоды, когда объективная тенденция заведомо сильнее каждого отдельно взятого ее представителя.

То есть, настает железный век, и единственный способ сохранить себя при пересечении границы второго и третьего тысячелетий - это присоединиться к заслуживающему доверия движению, воспользовавшись его напором; преодолеть опасный рубеж, с тем чтобы после, пустив в ход сбереженные на переправе личные ресурсы, в полную силу заняться реализацией индивидуальной художественной задачи. Это хорошая идея.

Она может казаться уязвимой или сомнительной с точки зрения лица, никогда, например, не отождествлявшего себя с современной русской графической культурой и живущего на основе совсем иных приоритетов; но с точки зрения высшей справедливости (по отношению к современной русской графической культуре) - это действительно хорошая идея. В частности, безупречная по такому параметру, как авторская ответственность. Интересно мнение одного моего знакомого - он писатель и потому привык пользоваться несколько иными категориями, нежели я. Он считает, что успех Карсона в России обусловлен вербальным характером русской культуры, точнее, ее логоцентризмом, и потому появление в поле нашего зрения Дэвида Карсона, - витального, мощного, действующего в пространстве типографическом, текстуальном, языковом - явилось обоснованием и оплодотворением для русской графической куьтуры (которая до сих пор, несомненно, испытывала нехватку чего-то, удостоверяющего ее единство с центральным культурным вектором; чего-то, подтверждающего и оправдывающего ее существование) - и она полюбила его с русской неистовой силою.

Согласимся, сексуальные отношения культур - это то, что обсуждать не столько бессмысленно, сколько опасно.

(конец цитаты)

Жаль только, что Олег не указывает, где и когда это мероприятие имело место. Прошу уважаемых гг. читателей на будущее вписывать в начале/конце текста более подробные указания.

А тем временем конкурс на лучшее эстетическое впечатление недели продолжается - хотя в связи с уходом журнала "Пушкин" в Сеть никаких призов в real life я предложить не могу. Буду думать над виртуальными.

И еще: как вы наверное заметили, новый проект куда более конкретен, чем "Монокль" и "Пегас" - так что я прошу вас в своих письмах ориентироваться больше на конкретные события, а не на "взгляд и нечто".


Имя

E-mail


Следующий выпуск

© Русский Журнал, 1998 russ@russ.ru
www.russ.ru www.russ.ru